Цели:
- активизировать полученные ранее знания о мифах,
- познакомить с мифологией древних греков, их представлениями об устройстве мира,
- сформировать понятие “герой” в древнегреческой мифологии,
- активизировать изучение исторических понятий, терминов, событий, фактов,
- создать условия для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в классной аудитории,
- совершенствовать навыки пересказа, умения работать с дополнительной литературой, анализировать и делать собственные выводы
Оборудование:
- презентация (приложение)
- аудиофрагмент поэмы Гомера “Одиссея”
- раздаточный материал (фрагменты текстов поэм Гомера)
- опорный конспект
- кроссворд
- выставка книг и электронных носителей информации о Гомере, его поэмах, о Троянской войне
- экспозиция сцен из художественного фильма “Троя” (2004 г.)
1. Беседа о путешествиях.
- Кто из вас путешествовал?
- Как можно совершить путешествие?
- А можно ли совершить путешествие, не выходя из дома?
Давайте же мы сегодня попробуем совершить путешествие в Древнюю Грецию – родину поэта-сказителя аэда Гомера. А поможет нам сегодня в этом ваша фантазия и немного волшебства под названием Интернет. Мы перенесёмся в те далёкие времена, которые воспел в своих произведениях аэд Гомер, увидим богов и героев, о которых он сложил поэмы, побываем на раскопках знаменитой Трои, услышим эллинскую речь и узнаем много нового и интересного.
А чтобы ничего не забыть, составим путеводитель по историческим местам.
В добрый путь!
2. Олимпийские боги.
Если взглянуть на карту древней Греции, то в северной её части, в области, называемой Фессалией, окружённой со всех сторон горами, можно увидеть знаменитый Олимп – самую высокую вершину, достигающую 2 тысяч метров высоты. Склоны Олимпа круты и обрывисты, на вершине лежат вечные снега. Чаще всего она окутана облачным покровом. Здесь, по представлениям древних греков, находилась обитель бессмертных богов. Отсюда они видели всё, происходившее на земле, и вмешивались в дела и судьбы людей, либо помогая, либо препятствуя простым смертным в их замыслах и поступках. Древние греки верили, что на заоблачных высотах Олимпа царит вечное лето и сияют золотые чертоги, напоённые ослепительным светом. Здесь пируют боги, имеющие человеческий облик, прекрасные, сильные и бессмертные. Во главе их стоит царь богов и людей – могучий Зевс. Ему подвластны небо и земля. Когда он хмурит брови, то сгущаются тучи и грохочет гром, когда он гневается, то мечет молнии. Его называют громовержцем и тучегонителем, и самая нерушимая клятва у греков – клятва именем Зевса, ибо каждого, преступившего клятву, Зевс нещадно карает ударом молнии.
Зевс делит власть над всем миром со своими братьями – Посейдоном и Аидом. Рядом с Зевсом Гера – его царственная супруга, её почитают как царицу богов и людей и покровительницу домашнего очага. В сонме бессмертных богов много детей Зевса, которые пируют вместе с ним в сияющих олимпийских чертогах.
Кто из олимпийских богов вам знаком? О ком вы узнали, готовясь к нашему путешествию?
(Аполлон – покровитель искусств, услаждающий великолепной игрой на лире слух пирующих богов; Артемида, сестра аполлона, - быстроногая и неутомимая охотница, покровительница зверей; Афродита – богиня красоты; Афина – любимая дочь Зевса, мудрая и прекрасная покровительница науки и ремёсел; Гефест - сын Зевса и Геры, хромоногий бог-кузнец, выковавший великолепные золотые чертоги для всех олимпийцев; Арес – свирепый бог войны, в сопровождении двух сыновей (Фобос и Деймос), за его ненасытную кровожадность его недолюбливают сами боги; Гермес – покровитель дорог и путников, научивший людей азбуке, счёту, торговле (с детства любил подшутить над самими богами: у Зевса стащил его скипетр, у Аполлона спрятал его золотые лук и стрелы, у Посейдона похитил, забавы ради, трезубец, а у Ареса – его разящий меч).
Боги Олимпа были связаны между собой родственными узами и в представлении древних греков обладали теми же чертами, что и обыкновенные смертные. Они бывали иногда грубы, несправедливы, жестоки и мстительны. Подобно людям, они нередко ссорились между собой и даже враждовали.
3. Знакомство с биографией Гомера. Профессиональные певцы-аэды рассказывали на пирах о жизни богов на далёком Олимпе, исполняли не только уже известные песни, но и сочиняли свои, в отличие от поздних исполнителей – рапсодов, которые не пели, а декламировали в торжественной обстановке, на празднествах установившиеся тексты – преимущественно поэмы Гомера. По-видимому, певцом-аэдом был и Гомер.
Время жизни Гомера спорно. Древние версии охватывают период протяжённостью в несколько столетий. Древние биографы считали, что Гомер родился на ионийском побережье малой Азии. За право считаться родиной Гомера спорили 7 городов: Смирна, Хиос, Колофон, Пилос, Аргос, Итака и Афины. Имя Гомер не является греческим. Существует 2 варианта перевода этого имени – “слепец” и “заложник”. Вторым вариантом подчёркивалось негреческое происхождение поэта. В биографиях указано, что Гомер ослеп, после чего музы вдохновили его на создание поэм.
А был ли Гомер слепым? (рассказ учителя истории)
Гомера представляют слепым странствующим певцом-аэдом. Однако монеты с о. Хиос изображают Гомера с широко открытыми зрячими глазами. В музее Неаполя стоит мраморный бюст Гомера IV в. до н. э. и тоже без всяких следов слепоты. Известны и другие древние изображения зрячего поэта. Почему же в наше время так широко распространено мнение о слепом Гомере? Когда оно появилось и почему? Оказывается, представление о “великом слепце” возникло в Александрии, знаменитом городе, построенном А. Македонским. Плутарх (древнегреческий писатель и историк) рассказывает, что Александр во всех походах не расставался с текстом “Илиады” и называл поэму своей величайшей драгоценностью. Завоевав Египет, Александр решил основать там большой город и назвать его своим именем. Нашли для города подходящее место, но Александру во сне явился сам Гомер и прочитал ему стихи из “Одиссеи”:
На море шумно-широком
Находится остров, лежащий против Египта;
Его именуют там жители – Фарос…
Пристань находится верная там,
Из которой большие в море выходят суда,
Запасённые тёмной водою.
Александр немедленно отправился на Фарос и увидел местность, удивительно подходящую для постройки большого города, - с рекой и гаванью. Зимой 332-331 гг. до н. э. была основана Александрия. Естественно, что в центре города был поставлен храм Гомера, а сам поэт был обожествлён. Многочисленным философам Александрии старые изображения Гомера показались как бы … недостаточно интересными. Бог-поэт, по их мнению, должен был выглядеть не как обычный смертный. Но как? Образ слепого основоположника мировой литературы оказался очень привлекательным. И Гомер стал изображаться слепым.
Гомер скитался по Греции, участвовал в поэтических состязаниях. По мнению большинства учёных, поэмы “Илиада” и “Одиссея” были созданы Гомером в Ионии (Малая Азия) в VIII веке до н. э. В древности Гомеру приписывали авторство не только этих поэм, но и некоторых других. Современные учёные склонны считать, что эти поэмы принадлежат другому автору. По преданию, умер Гомер на острове Иос.
4. Поэмы Гомера.
Сюжет “Илиады” и “Одиссеи” взят из Троянского цикла сказаний о походе на Трою, о десятилетней осаде города, победе над троянцами и возвращении греков на родину.
“Илиада”, по-видимому, была написана в IX-VIII вв. до н. э. в Ионии и посвящена событиям последнего года Троянской войны. В ней воспеваются военные события и подвиги ахейских героев – Ахиллеса, Агамемнона, Менелая, Гектора, Диомеда и др. Главный герой “Илиады” - Ахиллес – сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии – совершил под Троей множество подвигов, но на десятый год войны был убит стрелой Париса. Поэма написана гекзаметром и содержит около 15700 стихов.
“Одиссея” повествует о последних приключениях одного из героев Троянской войны, царя острова Итака, Одиссея, возвращающегося от стен разрушенного Илиона в родную Итаку. В основе поэмы лежит известный фольклорный сюжет о возвращении Одиссея неузнаваемым к своей верной жене Пенелопе. В отличие от “Илиады”, В “Одиссее” изображены преимущественно бытовые картины: хозяйственные заботы, домашние занятия, семейные обычаи, обряды гостеприимства и проч. Создана она несколько позже “Илиады” и содержит около 12100 стихов.
На русский язык “Илиаду” перевёл в 1829 г Н. И. Гнедич, а “Одиссею” - в1849 В. А. Жуковский.
5. Причины Троянской войны (беседа по материалу Д/з)
- Назовите действительную причину Троянской войны. (Борьба за побережье полуострова Малая Азия греческих городов под предводительством царя Микен с Троянским царством)
- Назовите город, возглавивший поход на Трою.
- В каком году греческие города объединились и выступили протии Трои?
- Чем закончилась Троянская война?
- Почему грекам не удалось воспользоваться победой? (С севера в Грецию вторглись воинственные племена, они опустошили юг страны, разрушили Микены и другие города. Население переселилось на острова Эгейского моря и в Малую Азию. Произошёл упадок культуры, греки перестали пользоваться письмом)
6. Герои “Илиады” (работа с раздаточным материалом)
- Чтение приведённых фрагментов.
- Анализ текстов, ответ на вопрос: Что общего у всех героев поэмы Гомера? Какие качества характера их объединяют? Какие человеческие качества воспел в своей поэме Гомер?
7. Вымысел или правда? Археолог-любитель Генрих Шлиман. (сообщение учителя истории)
Троянская война, по мнению древних греков, была одним из самых значительных событий их истории. Они не сомневались в исторической реальности троянской войны. Даже ничего не принимающий на веру древнегреческий историк Фукинид был убеждён в том, что описанная в поэме десятилетняя осада Трои – исторический факт, лишь приукрашенный поэтом. Действительно, в поэме очень мало вымысла. Если убрать сцены с участием богов, то рассказ будет выглядеть достоверным. Историческая наука нового времени видела в греческих мифах лишь легенды и сказки. Историки XVIII-XIX веков были убеждены, что никакого похода греков на Трою не было. Единственным из европейцев, поверившим эпосу, оказался Генрих Шлиман. Долгие годы он мечтал найти легендарный город. В 1871 г. он приступает к раскопкам холма Гиссарлык в северо-западной части Малой Азии, определив его как местоположение древней Трои. Его ждала удача: холм скрывал развалины целых 9 городских поселений, сменявших друг друга на протяжении ? 20 веков. Описанную в поэме трою Шлиман признал в одном из поселений. Здесь он нашёл, по его мнению, дворец Приама, башню, с которой Елена с троянскими старцами наблюдала за ходом сражения. В одной из обнаруженных царских могил покоились останки Агамемнона и его спутников; лицо Агамемнона покрывала золотая маска. Открытие Генриха Шлимана потрясло мировую общественность. Не осталось сомнений, что поэма Гомера содержит сведения о реальных героях и событиях. Успех Шлимана воодушевил многих археологов.
8. Крылатые выражения.
Одним из средств образной и выразительной литературной речи являются крылатые слова. Именно в поэмах Гомера это название встречается много раз (“Он крылатое слово промолвил”; “Между собой обменялись словами крылатыми тихо”) Гомер называл “крылатыми” слова потому, что из уст говорящего они как бы летят к уху слушающего. Спустя время, этим выражением стали обозначать вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц, имена мифологических и некоторых литературных героев. В поэмах Гомера тоже есть выражения, ставшие крылатыми. Давайте послушаем сообщения, подготовленные ребятами, и определим, какой смысл вкладываем мы теперь в эти выражения.
- Заслушиваем сообщения (3 ученика).
9. Разгадывание кроссворда (в сопровождении музыкального фрагмента “Сиртаки”).
10. Экранизация поэмы Гомера “Илиада” (выставка фрагментов фильма “Троя” 2004 г.).
11. Особенности речи поэм Гомера.
Все произведения народного эпоса – большие по объёму поэмы, в которых рассказывается о великих событиях давно прошедших времён и в которых действуют необыкновенные герои. Желая как можно выразительнее передать величие и значительность воспеваемых событий и героев, Гомер прибегает к преувеличениям, поэтизирует всё, что окружает героев, наделяет их красивой внешностью. Герои Гомера наделены необычайной силой, это – богатыри, их деяния не под силу обыкновенным людям: например, лук Одиссея не может натянуть ни один из могучих женихов Пенелопы. Рассчитанные на слушателей, эпические произведения содержат множество подробнейших описаний, задерживающих развитие действия; эти описания могут многократно повторяться. Древнегреческие поэмы Гомера, как и произведения русского фольклора, насыщены постоянными эпитетами. Так, Одиссей называется “хитроумным”, “многострадальным”; женщины – “прекраснокудрые”, “белокурые”, “длинноодежные”; корабли – “Чёрные” (смоляные), “краснобокие”; море – “многошумное”, “рыбообильное”, “седое”, “багряное”, “туманное”…
- Прослушивание аудиофрагмента из поэмы “Одиссея”.
12. Вывод: как понять и объяснить смысл слов, сказанных о Гомере: “Гомер сделал из людей богов, а богов превратил в людей”?
(Гомер высоко чтит человека, человеческий разум, человеческую деятельность. Он как бы утверждает: боги бессмертны, но человек обладает бессмертным разумом; сила мысли и искусных рук человека способна противостоять всемогуществу олимпийских богов).
“Кто хочет поэта понять, должен отправиться в страну поэта”, - сказал немецкий поэт Гёте.
- Удалось ли нам совершить путешествие в страну Гомера?
- Что это за страна? Какая она?
- Понравилось ли вам наше путешествие?
- Куда бы ещё вы хотели отправиться в путешествие?
13. Помогли нам подготовить путешествие книги, часть из которых представлена на выставке. (Демонстрация книг и электронных носителей информации)
Д/з: - § 26-27 (учебник истории)
- Составить викторину или кроссворд по одной или двум поэмам Гомера.
- Нарисовать иллюстрацию.
- Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы Гомера (на выбор).