Интегрированный урок (литература + история) в 9-м классе по теме "Серебряный век русской культуры и науки"

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели урока: охарактеризовать культурную, духовную жизнь российского общества начала XX века, наиболее значительные достижения культуры этого периода, ведущие направления литературы; учащиеся развивают творческие способности воссоздания многомерного «образа эпохи».

Оформление: на доске таблица с понятиями «футуризм», «акмеизм», «символизм», выставка книг по «серебряному веку», портреты писателей и поэтов «серебряного века», репродукции картин художников начала века.

Тип урока: урок-салон.

Для проведения урока класс делится на три группы. Темы, над которыми будут работать группы, обозначены заранее, чтобы учащиеся смогла подготовить сообщения и принести дополнительную литературу. Темы для групповой работы: «Литература», «Философия», «Наука».

Ход урока

Звучит музыка Скрябина.

Слово учителя истории.

Время ускоряет свой бег, и людям все труднее осознавать, осмысливать происходящее. Наверное, наши мысли и чувства сродни духовным исканиям людей, живших на рубеже веков столетия назад. Мучительный переход к индустриальному обществу, смена темпа жизни и жизненных ориентиров, настоятельная необходимость жить по-новому в меняющемся мире порождали во многих не столько желания во всем идти в ногу со временем, сколько отторжение, чуждых им, перемен и страх перед их неизбежностью. Лучше других ощущение изменяющегося мира передали поэты.

Ученик читает отрывок из поэмы «Возмездие» А. Блока.

Слово учителя истории.

Осмыслением и отражением мира «по-новому», поиском новых, необычных форм в искусстве, литературе проникнута вся культурная жизнь ХХ века. Этот всплеск художественного творчества будет назван исследователями «серебряным веком».

Слово учителя литературы.

Вначале о терминах. Выражение «золотой век» и «серебряный век» восходят к античной литературе. В современной же историко-литературной традиции принято именовать пушкинскую эпоху «золотым веком», а время, о котором речь идет на уроке – «серебряным веком». Этот рубеж лишен четких хронологических границ, так обычно называют рубеж XIX – XX века.

Эти образные определения нельзя понимать буквально, поскольку сразу возникает чисто спортивная аналогия, что классики XIX века – это гении номер один, а великие художники XX века – вторые призеры. Тут следует усвоить одну простую истину. В литературе, как и вообще в искусстве, нет и не должно быть  никакого соперничества. Каждый писатель занимает в ней свое место, у каждого свои заслуги, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.

Литература «века серебряного» была, конечно же, связана с традициями и исканиями литературы «золотого века», но и, несомненно, была во многом качественно иной, бросившей своего рода вызов русской классике.

К числу первых, кто был продолжателем традиций, относится замечательная плеяда мастеров слова, чьи имена ставят рядом с именами Толстого и Чехова. Это А.М. Горький, А.И. Куприн, И.А. Бунин, Л. Андреев. В своем творчестве они касались тех же вечных проблем, тех же вечных вопросов, что и русские классики. Но с другой стороны, каждый из упомянутых писателей, сделал свое открытие, отыскал в русской действительности уголки, не освещенные или недостаточно полно освещенные их великими предшественниками. Так Горький буквально потряс читателей, когда открыл мир «босяков». Куприн смело и беспощадно-сатирически показал лицо русской армии (повесть «Поединок»). Андреев глубже, чем Достоевский попытался проникнуть в тайники человеческой души, осветить ее самые темные стороны.

Теперь о тех, кто встал на стезю новаторства. Прежде всего это были поэты декаденты.

«Декаданс» в переводе упадок, и поэзия была упадническая, свидетельствует о том, какое к ней было крайне негативное отношение. Но время все расставило по местам. Декадентскую поэзию сейчас называют поэзией модернизма («модерн» - современный), тем самым ее как бы реабилитировали, признали достоинства и заслуги.

Декадентская поэзия делилась на несколько школ и направлений. Главные из них: символизм, акмеизм, футуризм.

Учитель литературы предоставляет слово представителям «русской литературы».

Сообщение учащегося о символизме.

Чтение стихотворения К.Б. Бальмонта «Фантазия».

Слово учителя литературы.

Кризис символизма в 1910-1911 гг. породил новую поэтическую школу – акмеизм.

Сообщение учащегося об акмеизме.

Чтение стихотворения Н.С Гумелева  «Жираф», А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью».

Слово учителя  литературы.

А сейчас обратимся к еще одному, самому, пожалуй, дерзкому, феномену модернисткой поэзии – футуризму.

Сообщение учащегося о футуризме.

Чтение стихотворения В. Хлебникова «Заклятье смехом», И. Северянин «Промельк».

Вывод: такими были русские стихотворцы «серебряного века», и мы пристальнее всматриваемся в их черты: вот нобелевский лауреат Бунин, Ахматова – почетный доктор, увы! не отечественного университета, Блок – «певец «Прекрасной дамы»», Маяковский – «глашатай революции», Есенин – «последний поэт деревни», - люди высочайшей культуры, тот светоч мысли, который необходим нам сейчас.

Учитель истории предоставляет слово представителям «русской журналистике», которые рассказывают о достижениях научной мысли начала века. По ходу рассказа учащиеся составляют таблицу.

ФИО

Область науки

Достижения

Сообщения учащихся о И.П. Павлове, К.А. Тимирязеве, Н.Е. Жуковском, К.Э. Циолковском.

Учитель истории обращает внимание на факты, известные учащимся из курса географии, свидетельствующие об огромном вкладе российских ученых в исследование малоизвестных регионов земного шара.

Наших исследователей манила Арктика. Почти все острова, прилегающие к арктическому побережью России, уже были занесены на карту. Но загадкой оставалась неведомая земля, о которой еще в 1811 г. упомянул Яков Санников. В 1900 г. Академия наук организовала полярную экспедицию, которая должна была исследовать Новосибирские острова, к северу которых лежала таинственная земля Санникова, и пройти Северным морским путем в Тихий океан. Возглавил ее Э. Толль. Судно «Земля» преодолело множество испытаний, и в 1902 г. Толль с тремя спутниками оставил скованную льдом «Зарю», чтобы пешком, по льду продвигаться к самому северному из Новосибирских островов, а от него отправиться на поиски земля Санникова. «Заря» не смогла двигаться во льдах, и членам экспедиции пришлось покинуть судно и на другом корабле добираться по Лене до Якутска.  На поиски Толля отправились две экспедиции. Руководителю одной из них, лейтенанту А. Колчаку, в 1903 г. удалось обнаружить следы путешественников, которым так и не довелось найти заветную землю. За свою мечту они поплатились жизнью.

В 1901 г. впервые для продвижения в северных морях был использован ледокол. Сторонник использования ледокола в арктических водах адмирал С.О. Макаров предлагал отправить экспедицию на ледоколе «Ермак» к Северному полюсу, но сбыться этим планам было не суждено. К Северному полюсу в 1912 г. на судне «Св. Фока» отправился Г. Седов. Экспедиция Седова потерпела неудачу, сам Седов погиб.

В завершение делается вывод о значительных успехах российской науки в начале ХХ века.

Учитель истории предоставляет слово представителям русской «философии и публицистики» - Н.А. Бердяеву, П.Б. Струве, С.Франк и др.:

П. Струве: «Русская интеллигенция выполняет функцию вечного несогласия, бунта, революционности. Идейной ее формой является отщепенство. В безрелигиозном отщепенстве от государства русской интеллигенции – ключ к пониманию пережитой и переживаемой революции».

Н. Бердяев: «Каковы мы есть, нам не только нельзя мечтать о слиянии с народом, - бояться его мы должны пуще всех казней власти и благословлять эту власть, которая одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает от ярости народной».

Учитель литературы сообщает учащимся, что художниками-новаторами начала века стали: в живописи – Коровин (см. Приложение 1, рис. 1), Грабарь, Малевич (см. Приложение 1, рис. 2); в скульптуре – Трубецкой, Голубкина; в архитектуре, стиль «модерн» - Валькотт, Шехтель; музыке – Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов.

Звучит фрагмент оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Подводя итоги урока, учитель задает обобщающий вопрос: «Какие новые явления проявились в науке, литературе, искусстве «серебряного века»?» - и помогает учащимся ответить на него: на этом этапе империализм перестает быть основным направление в литературе и искусстве; одновременно сосуществуют, сталкиваются, влияют друг на друга разнообразные направления и стили; переплетаются традиции и новаторство; в новых направлениях в искусстве форма выходит на первый план; стремление автора выразить себя доминирует над социальным содержанием.

Домашнее задание: написать эссе, и попытаться ответить на «вечные русские вопросы» - что есть Россия, что ждет Россию?