Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"

Разделы: История и обществознание, Литература, МХК и ИЗО


Цели:

- продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора;
- учить анализу системы образов, роли пейзажа в произведении;
- познакомить с документами Международного гуманитарного права об ограничении средств и методов ведения войны;
- воспитывать в детях отношение к человеческой жизни как к главной ценности общества;
- учить анализировать документы, составлять таблицы и диаграммы по их содержанию;
- учить анализу произведений изобразительного искусства, умению находить общее в произведениях литературы, ИЗО, музыки, создавать плакат, выражающий главную мысль урока, используя знания, символы из смежных дисциплин (математики и ОБЖ).

Оборудование:

Видеокамера, стенд «Человек и оружие», мультимедийный проектор, пакеты для сбора информации по социологическому опросу, магнитофон и аудиозапись песни из кинофильма «Белорусский вокзал», раздаточный материал для создания плаката

Подготовительная работа:

1. Посещение городского музея «Эдельвейс», знакомство с экспонатами, которые найдены поисковиками на местах боев Великой Отечественной войны в Карелии и Ленинградской области

2. Деление учащихся на рабочие группы: литературоведы, защитники (ОБЖ), правоведы, художники.

3. Социологический опрос:

  • интервью с участниками образовательного процесса (запись на видео)
  • голосование по вопросу «Всегда ли цель оправдывает средства?»

4. Обработка результатов интервью и создание мини-репортажа, создание презентации, слайдов.

5. Сбор фотографий и иллюстраций на антивоенную тематику.

6. Подбор произведений изобразительного искусства и их анализ.

7. Подготовка раздаточного материала для работы в группах (ксерокопии отрывков и цитат из документов, иллюстраций, фотографий, символов (математика, ПДД), составление тестов.

Ход урока

Учитель литературы:

Тема нашего урока «Какой ценой?». Эпиграф: «Чтобы мир предстал живым и юным, а не страшным мраком в пустоте».

Сегодня у нас необычный, интегрированный урок: вам предстоит проявить свои способности и готовность к деятельности, используя умения и знания по разным учебным дисциплинам, а также умение работать в группе, сообща. Оценка работы каждой группы будет отмечаться на доске с помощью цветных магнитов.

Очень часто мы слышим, и сами используем в речи, такие выражения:

Лес рубят – щепки летят.
Добейся, во что бы то ни стало.
Победителей не судят.
Цель оправдывает средства.

Вопрос: Как вы понимаете эти выражения?

Ученик: На пути достижения своей заветной, главной цели человек может позволить себе использовать любые средства и методы, не обращать внимания на препятствия, трудности, чем-то пренебречь ради высокой цели, мечты.

Учитель литературы:

Группа социологов нашего класса попыталась выяснить мнение окружающих на вопрос «Цель оправдывает средства?» Вот что получилось:

Видеоматериал.

Учитель литературы:

Как видим, мнения разные, поэтому сегодня на уроке мы продолжим разговор о том

- всегда ли всегда народная мудрость?
- важно ли, какой ценой достигнута цель?
- в какой ситуации ответить на такой вопрос особенно важно и сложно?

На прошлом уроке литературы мы начали разговор о фантастическом рассказе Роберта Шекли «Абсолютное оружие». Три героя отправились на Марс, чтобы найти бесценное «абсолютное» оружие марсиан. Каждый из них имеет цель и готов её добиваться.

Вспомним:

- Поступки, действия какого героя оказываются самыми непредсказуемыми? Почему?

Ученик: Парка. Он был молчаливым, казался безобидным, обиженным, а потом мы узнаём, что Парк жестокий, эгоистичный, стремится к мировому господству.

Учитель: Какой ценой Парк намеревается достичь своей цели?

Ученик: Он намеревается достичь своей цели ценой уничтожения чужой жизни – совершенно хладнокровно убивает своих спутников Эдселя и Факсона.

Учитель: Какое у марсиан было оружие? Ограничены ли были они в методах и средствах ведения войны? (Дети рассказывают о разном оружии, делают вывод, что марсиане не были ограничены в методах и средствах ведения войны, что им даже удалось создать абсолютное оружие.)

- Чем абсолютное оружие отличается от остального?

Ученик: Абсолютное оружие наделено сознанием, оно говорит, ощущает протяженность во времени, способно рассуждать.

Учитель: Как выдумаете, кто мог победить, используя абсолютное оружие? Ученик: Никто, т. к. оно никому не подчиняется, и защиты от него нет.

Учитель: Цель этого оружия – лишь поиск и поглощение протоплазмы, уничтожение всего живого. Таким образом идея создать абсолютное оружие оценивается автором как утопическая. Кому нужно такое оружие, которое уничтожает самого создателя?

- Есть ли в рассказе Шекли предупреждения? Назовите их. Можно ли назвать рассказ Шекли рассказом-предупреждением?

Ученик: Предупреждение Факсона, предупреждение – марсианский пейзаж, надпись-предупреждение, чтобы не входили в комнату с абсолютным оружием, цвет шкатулки, где находится абсолютное оружие, черный с красными надписями, предупреждающими об опасности.

Учитель: В целом рассказ Шекли можно рассмотреть как рассказ-предупреждение человечества о неминуемой гибели всего живого, о неминуемой катастрофе, если люди не задумаются о важности выбора средств на пути достижения цели, об ответственности за возможные последствия сделанного выбора.

Рассказ Шекли фантастический, это фантазия, воображение, антиутопия, роман-предупреждение. Обратимся к реальным историческим событиям и фактам. Произведение было написано сорок лет назад – в 1968 году.

- Что заставило автора обратиться к этой теме? Каково современное оружие?

Ученик: Ещё три тысячи лет назад в Древнем Китае врага забрасывали гашеной известью.

Учитель истории: Человечество на протяжении своей истории изобрело немало видов вооружения, самым опасным является оружие массового поражения.

Послушайте рассказ ученика об оружии массового поражения (Презентация и рассказ ученика. Приложение № 1)

Учитель: Недавно мы ходили в музей «Эдельвейс», и сейчас ученик поделится своими впечатлениями (Рассказ ученика о посещении музея. Приложение № 2)

Учитель истории: Мы видим, что история человечества – это история войн. Люди всегда стремились создать все лучшее и лучшее абсолютное оружие. Во все времена война причиняла людям глубокие страдания.

Ученик: За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

В Наполеоновских войнах (1805 – 1815 г.г.) число убитых составило около миллиона человек.

Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо, не считая двадцати одного миллиона погибших от эпидемий.

Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц.

В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего.

Учитель истории: Каждая группа учащихся получает задание: « Представьте в виде графика или диаграммы эти данные». Дети выполняют задание и демонстрируют друг другу свои работы. Один ученик от каждой группы делает вывод об увеличении человеческих жертв.

Учитель истории: Войны приобретают всё более жестокий характер в связи с изобретением нового современного оружия. Но иногда люди сознательно отдают свою жизнь во имя какой-то высокой цели, как сделал это Герой Советского Союза Константин Матвеевич Трухинов, имя которого носит наша школа.

Об этом же слова песни Б.Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал».

(Звучит первый куплет песни и припев, который заканчивается словами:

Но только нам нужна одна победа,
Одна на всех!
Мы за ценой не постоим!)

Учитель ИЗО: Так в изобразительном искусстве мы видим много примеров отражения и восприятия событий войны и её последствий.

Война приносит не только человеческие жертвы, но и утрату материальных и художественных ценностей, например, была утрачена янтарная комната. Что это такое? Ученик подготовил нам информацию о янтарной комнате, послушаем:

(Идут слайды во время рассказа. Приложение № 3)

Ученик: Янтарная комната или янтарный кабинет – принятое в литературе название одного из помещений Большого Екатерининского Дворца в Царском Селе, ныне город Пушкин.

Основное убранство изготовлено в начале 18 века в Пруссии, и 1716 году подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I. В 1746 году дополнено и смонтировано в Зимнем Дворце, а в 1755 году перенесено в Царское Село, архитектор Растрелли.

В годы Великой Отечественной войны вывезено в Кенигсберг (сейчас Калининград), дальнейшая судьба неизвестна. С 1979 года велись реставрационные работы, и сейчас комната восстановлена и экспонируется.

Учитель ИЗО: Художники отражают ужасы войны, страдания, людские жертвы, разрушения средствам искусства. Посмотрим некоторые из них.

Ученик (читает, и идут слайды):

  1. Художник Васнецов, картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами»;
  2. Художник Суриков, картина «Утро Стрелецкой казни»;
  3. Художник Верещагин, картина «Расстрел поджигателей»;
  4. художник Прянишников, картина «В 1812 году»;
  5. Художник Верещагин, картина «Шипка»;
  6. Кукрыниксы «Таня»;
  7. Художник Верещагин, картина «Апофеоз войны».

Учитель ИЗО: Давайте, ребята, остановимся именно на этой картине. Как даётся в толковом словаре Ожёгова толкование слова «Апофеоз»?

Ученик: «Апофеоз» -

  • прославление, возвеличивание кого – чего-нибудь;
  • торжественная заключительная массовая сцена некоторых театральных представлений.

Учитель ИЗО: Что нам может рассказать эта картина?

Ученик: Картина Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны» была написана в 1871 году. Автор попытался выразить своё отношение к увиденному и пережитому в годы двух войн: туркестанской /1867 – 1868г.г./ и русско-турецкой, участником которых он был, а так же выразил взгляд на войну вообще.

На переднем плане в центре изображена большая гора человеческих останков – черепов. На заднем плане, вдалеке находится какой-то город, возможно, погибшие - это те, кто защищал его, а может быть, нападавшие захватчики. Для художника, мне кажется, это не главное: ему важно передать – донести до нас, что война приносит разрушения (об этом напоминает пустынная местность, сухие и безжизненные деревья), художник показывает, что война уносит жизни тысячи людей, что каждого из них нет возможности похоронить по-человечески. Эта картина вызывает у меня чувство страха, сожаления, сострадания. Несмотря на солнечный свет, светлый фон, использованный в изображении неба, не покидает ощущение безысходности, непоправимости случившегося.

Это подчёркивают и чёрные силуэты воронов, которые, кажется, кружат в поисках новых жертв. Когда я смотрю на эту репродукцию, возникает чувство жалости к погибшим, сострадание к родственникам убитых.

Основная авторская идея выражена аллегорически – протест против войны, предупреждение о том, что апофеозом войны (т.е. прославлением, возвеличением её) может стать лишь своеобразный памятник – гора черепов – массовая гибель людей.

Учитель ИЗО: Обратим, ребята, внимание на дату создания (1871 год). Ещё в 19 веке последствия войны были настолько устрашающими.

Учитель истории: Дорогой ценой досталась нашему народу победа в Великой Отечественной войне. Самые огромные жертвы принесло мировое сообщество на алтарь войн двадцатого века.

Ученик: Две мировые войны двадцатого столетия вплотную поставили человечество перед проблемой сохранения цивилизации. Первая мировая война по своей жестокости и потерям превзошла все прежние войны. В неё было втянуто около 1,5 млрд. чел., в военных действиях участвовали свыше 65 млн. чел. Погибло в боях около 10 млн. чел., было ранено свыше 21 млн. чел. Материальный ущерб составил свыше 280 млрд. долларов. За 6 лет второй мировой погибло свыше 62 млн. чел. В неё было вовлечено 72 государства, примерно 80 % населения планеты. Непосредственно в военных действиях участвовали 110 млн. чел. Война нанесла колоссальный материальный ущерб, она обошлась народам в 4 триллиона долларов. Великая Отечественная война унесла жизней свыше 26 млн. чел.

Учитель истории: Осознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы для смягчения бедствий, вызванных вооружёнными конфликтами.

Так возникло международное гуманитарное право.

Сейчас мы познакомимся с частью документа, который называется «Дополнительный протокол 1977 года к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов». (Протокол №1. Извлечение)

Всем выдаётся текст документа, один ученик читает.

Ученик: Часть III. Методы и средства ведения войны.

Статья 35. Основные нормы.

В случае любого вооружённого конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным.

Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания.

Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьёзный ущерб природной среде.

Учитель истории: Какие ограничения вводит Международное гуманитарное право, чтобы смягчить тяжёлые последствия вооружённых конфликтов? Ваши ответы должны послужить надписью при создании антивоенного плаката

Примерные ответы учащихся:

- «Право сторон выбирать методы и средства войны не является неограниченным»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее страдания»
- «Запрещается применять оружие, причиняющее серьёзный ущерб природе»
- «Запрещается применять пытки и физические увечья»
- «Гражданские лица не должны являться объектами увечья»

(Примерные тексты заготовляются перед уроком и раздаются каждой группе учащихся для использования в изготовлении плаката.

Учитель ИЗО: А сейчас, ребята, у нас практическая часть. Мы попытаемся создать плакат, вы будете работать в группах. Давайте вспомним, что такое плакат?

Ученица: Настенный лист – крупный рисунок, с политическим, агитационным, рекламным или учебным текстом.

Учитель ИЗО:

Каковы принципы построения плаката?

Ученица:

Форма (вертикальная или горизонтальная, квадрат или прямоугольник);

Поля (нижнее поле больше верхнего);

Рабочее поле – пространство, занятое на листе текстом;

Место изобразительного элемента;

Акцент (черта)

Учитель ИЗО: Плакат должен выражать основную мысль нашего урока. Дети, вспомните, какую? ( Всегда ли цель оправдывает средства?).

У вас на столах материал для работы:

- 1/2 ватмана;
- фломастеры;
- линейка;
- клей;
- иллюстрации;
- фотографии;
- тексты;
- цитаты из документов, с которыми вы сейчас работали;
- знаки: математические символы и известные вам знаки ПДД.

Работа в группах должна быть слаженной, коллективной.

Итогом вашей работы должен быть плакат, отражающий основную мысль нашего урока.

Идёт работа в группах. Учителя подходят к учащимся, помогают и советуют.

Дети показывают свой плакат учащимся других групп и гостям.

Молодцы, ребята! У каждой группы получился свой индивидуальный плакат. (Приложение № 4)

Учитель истории: А сейчас с помощью теста проверим полученные на уроке знания.

Тест:

1. О чём предупреждает рассказ Р. Шекли «Абсолютное оружие»?

а) отсутствие ограничения средств вооружения приводит к катастрофе;
б) абсолютное оружие придумать можно, и оно защитит человечество;
в) о том, что только супергерой может владеть абсолютным оружием и обладать неограниченной властью.

2. Действия какого героя рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»
оказались самыми непредсказуемыми?

а) Эдсель;
б) Факсон;
в) Парк.

3. Назовите самое массовое оружие уничтожения в современном мире:

а) мина-лягушка;
б) атомная бомба;
в) ракета средней дальности.

4. Правильно ли поступили поисковики, отказавшись за деньги искать
останки солдат немецко-фашистской армии?

а) да;
б) нет;
в) не знаю.

5. Как называется право, регламентирующее методы и средства войны?

а) международное гуманитарное право;
б) административное;
в) уголовное.

6. Назовите художника - автора картины «Апофеоз войны»

а) В. Васнецов;
б) В. Верещагин;
в) М. Авилов.

7. Какого вида плакат мы изготовили?

а) политический;
б) агитационный;
в) учебный.

8. Считаете ли вы, что достижение цели возможно любыми средствами?

а) да;
б) нет;
в) не знаю.

Вывод:

Учитель литературы: Как мы ответим на главные вопросы урока?

Ученик: Важно задуматься над возможными последствиями выбора, некоторые средства могут быть неприемлемыми.

Ученик: Особенно важно помнить, что в случае любого вооруженного конфликта право воюющих сторон выбирать методы и средства ведения войны не являются неограниченными.

Учитель: По проведенному в нашей школе опросу - голосованию заслушаем отчет социологов. (Ученик читает. См. приложение № 5)

Статистика показывает, что большая часть участников образовательного процесса в нашей школе, задумываются над последствиями своих действий, своего выбора и понимают, что не всегда цель оправдывает средства.

Литература:

  1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка: ок. 57000 слов. Под редакцией чл. – корр. АН СССР.Н.Ю Шведовой – 17 изд., стереотип. – М.: Русс. яз., 1985 – 797 с.
  2. Энциклопедия для детей. Т.7 «Искусство» ч. 2 «Архитектура, ИЗО и декоративно – прикладное искусство XVII – XX веков» /Глав. ред. М.Аксёнова.- М.: Аванта, 2004.- 650 с. ил/.
  3. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. XVIII – XIX век – М.: ОЛМА – ПРЕСС образование, 2003 – 763 с., ил
  4. Школьный биографический словарь – составитель А.П. Горнин – М.: 2000 Издательство «РОССМЭН – ПРЕСС», 2002 – 628 с.