Цель: активизировать познавательную деятельность уч-ся путем интегрированного изучения материала на совместном уроке истории и литературы.
Задачи:
1. Образовательные:
- обеспечить создание у школьников образного представления о восстании декабристов, о той роли, которую играют декабристы в истории Отечества;
- показать роль личности в истории России и Владимирского края.
2. Воспитательные:
- с целью нравственного воспитания учащихся ярко показать проявление декабристами, и их женами таких моральных качеств, как мужество, стойкость, любовь к Родине;
- подвести учащихся к самостоятельному осмыслению истинного подвига декабристов и их жен.
3. Развивающие:
- актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы, создать содержательные и организационные условия для развития у школьников познавательной деятельности;
- развивать навык работы со стихотворным текстом.
Оборудование:
- DVD проигрыватель, видеопроектор;
- А.А. Данилов, Л.Н. Косулина «История России» 8 класс;
- Л.Н. Копылов И В К, Н.А. Некрасов. Поэмы.
Ход урока
Вступительное слово учителя литературы (Приложение).
- В 2012 г. отмечается 190-летие со дня рождения Н. А.Некрасова – великого русского поэта.
Для Н.А.Некрасова всегда заветным уголком была Карабиха – имение, расположенное на берегу Волги Ярославской губернии.
Он проводил здесь каждое лето на протяжении четырнадцати лет – лучших лет поэтической жизни. Охотничьи путешествия, встречи с крестьянами, наблюдения за жизнью деревни были благодатной почвой для появления многих произведений поэта.
(Учитель обращается к Литературной карте Владимирской области.)
Много раз бывал на Владимирской земле в селе Алешунино Муромского уезда, так как часть этого села принадлежала Некрасовым. Во время своих поездок по России он пересек всю территорию нынешней Владимирской области, видел многие города и села нашего края: Фоминки, Муром, Вязники, Гороховец, Мстеру. В произведениях «Дедушка Мазай и зайцы», «Саша» и др. отразились впечатления Некрасова, полученные во время поездок по Владимирскому Краю.
(Учитель обращает внимание на выставку книг.)
Одной из центральных тем произведений, написанных писателем, была тема судьбы русской женщины. Так появились «Орина – мать солдатская»,«Дедушка» – о декабристах, «Железная дорога» – о тяжелейшем каторжном труде рабочих; «Мороз, Красный нос» – поэма о героическом прошлом страны, «Русские женщины», посвящённая жёнам декабристов, последовавшим за своими мужьями в Сибирь.
Учитель истории: С каким событием в истории России 19 века связана поэма Некрасов? (С восшествием на престол царя Николая 1.)
- Что вам известно о династическом кризисе 1825г.?
Рассказ учащихся: В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола.
Ученик: На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу. Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы. Не исключалось и убийство Николая I.
Утром 14 декабря декабристы привели свои полки на площадь перед Сенатом, но план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.
Учитель: Ребята, что вы знаете о декабристах?
Ученик: Это участники восстания против власти царя.
- Это богатые люди, офицеры, участники тайных организаций.
- Владели иностранными языками…
Учитель: Дополню, что это были красивые молодые люди, хорошо образованные, с блестящей карьерой военной и статской службы. У них, казалось, было все: земли, крестьяне, богатые усадьбы, картинные галереи, уважение и почести в аристократическом свете. Что еще нужно для счастливого будущего? Они не захотели мириться с гнётом крепостного права. Беспокойство за народ, стыд за свое благополучие, неприятие пустой великосветской жизни.
- И все-таки, что же их побудило выступить против своего же сословия? Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны вспомнить обстановку в России после Отечественной войны 1812 года?
- Как встретила страна своих солдат победителей?
Ученик: На территории России проходили боевые действия, страна была опустошена, города и села разрушены и сожжены, посевы уничтожены. Бывшие солдаты и ополченцы возвращались в родные села и города к своему основному занятию земледелию и отстраивали свой быт. Солдаты, освобождая Европу, видели насколько свободнее там живет простой народ, там прошли буржуазные революции, народ получил свободу слова, печати, собраний, выступлений. Населению были предоставлены Конституции, не было крепостной зависимости, эти страны процветали и были передовыми. Возвратившись на Родину, русские солдаты и офицеры ожидали, что в России начнутся какие-то изменения, произойдет облегчение участи крестьян. Но этого в стране не происходило. Поэтому они создавали тайные общества, где главной целью ставили уничтожение самодержавия и отмену крепостного права.
Учитель истории: Утром 14 декабря Россия впервые видела революцию, когда лучшие сыны России вышли на Сенатскую площадь, чтобы ценою жизни своей разбудить крепостную Россию. И хотя восстание закончилось трагически, люди, вышедшие на Сенатскую площадь, навсегда останутся в памяти России.
Трудно сказать, по какому пути пошло бы развитие России, если бы декабристы победили. Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции.
Пять декабристов – поэт К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, С.И. Муравьёв-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.
Краеведение ИВК Копылов.
Ряд участников декабрьского движения были связаны с Владимирским краем: одни родились здесь, семьи других имели имения. Из владимирских дворян вышел
Николай Васильевич Басаргин, после 20 лет каторги вернулся в Покровский уезд.
Михаил Матвеевич Спиридонов, умер на поселении, не дожив двух лет до амнистии.
Полковник Михаил Фотеевич Митьков – участник Бородинской битвы, генерал – майор, умер на поселении,
Ф.В.Акинфов – участник Отечественной войны 1812 г., член комиссии о построении храма Христа Спасителя в Москве и многие другие (или зачитать с учебника ИВК стр.179-180.)
Вывод. Восстание 14 декабря 1825 г., давшее имя первому поколению революционеров – декабристы, закончилось поражением. Самодержавию удалось подавить восстание, но остановить освободительное движение оно уже не могло. Опасаясь повторения таких выступлений, он усилим меры противодействия по отношению к возможным заговорам, а с другой стороны - предпринял шаги по осторожному продолжению реформ, которые помогли бы снять напряженность в обществе.
Учитель литературы: Вслед за мужьями в Сибирь последовали их жёны, хотя царь долго не давал разрешения на это.
В те времена путь в Восточную Сибирь был очень труден. Хороших дорог не было, железные дороги ещё не существовали. Ехать лучше было зимой по санному пути, пока реки были замёрзшими. Но путников подстерегали сильные морозы, метели и снегопады. Это были суровые и мрачные этапы.
Рудники, Читинский каторжный острог, тюрьма Петровского завода и затем разбросанные по необъятным сибирским просторам заснеженные медвежьи углы. Жёнам декабристов надо было преодолеть в зимний мороз около семи тысяч километров. Но их это не пугало
Учащийся: Первой в Сибирь отправилась княгиня Трубецкая. Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля. Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями.
Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже. Князь происходил из родовитой семьи. Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург. Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, "имел просвещенный ум",был всеми любим и уважаем. Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним. Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.
Чтение по ролям.
Учитель литературы: Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.
Император: Поймите, мадам, то, что вы задумали, — безрассудство! Зачем вам каторжник Трубецкой ?!
Трубецкая: Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой — мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.
Император: Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!
Трубецкая: Ваше величество, я должна быть с мужем…
Учитель: Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...
Учитель: Она добралась до Иркутска. Губернатор Цейдлер получил директиву вернуть Екатерину Ивановну обратно. Он её уговаривал возвратиться, рассказывал о трудной и длинной дороге на каторгу, призывал к ее гордости, говорил, что муж не думал о ней, когда согласился на участие в восстании. Но Трубецкая стояла на своём. Обратимся к тексту поэмы.
Учащиеся читают по ролям отрывок из поэмы «Русские женщины». Княгиня Трубецкая.
Беседа.
Вопросы учащимся:
- Какие причины назвал губернатор, чтобы княгиня вернулась домой?
- Что говорит княгиня о светском обществе и своём долге? (Светское общество лживо, лицемерно, готово на подлость и лесть. Она сравнивает его с «вырубленным лесом», где торчат одни пеньки. Она утверждает, что в этом обществе нет места умному человеку, который понял, какие люди его окружают.)
- Прочитайте ответ княгини. Как вы его понимаете?
- Во имя чего отказалась? (Во имя долга, долга перед мужем, перед Родиной, главное – перед собой.)
Учащийся: Вслед за Трубецкой выехала в Сибирь на 20-тилетнее поселение и каторгу Мария Волконская, выросшая в богатстве и роскоши, блиставшая на балах. Отец Марии Николаевны – отважный генерал, герой войны с Наполеоном. Мать была внучкой Ломоносова. От нее дочь унаследовала темные глаза и гордую стать. Она ехала день и ночь. Волконская нашла мужа в Благодатском руднике и поселилась рядом с ним, вместе со своей подругой, княгиней Екатериной Трубецкой, в маленькой избушке. Тюрьма была расположена у подножия горы. Помещение было тесным и низким.
Из воспоминаний Марии Волконской: "В первую минуту я ничего не разглядела ,так там было темно; открыли маленькую дверь налево, и я поднялась в отделение мужа. Сергей бросился ко мне: бряцание его цепей поразило меня, я не знала, что он был в кандалах. Суровость этого заточения дала мне понятие о степени его страданий. Вид его кандалов так воспламенил и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала его кандалы, а потом – его самого".
Учитель литературы: Трубецкая сняла домик на руднике. В декабрьскую стужу, когда заключенных гнали на работу, она передала им все теплые вещи, даже тесемки от своих меховых сапожек – пришила их к шапке-ушанке одного из каторжников. Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой. Много ей пришлось тогда пережить. Но духом она никогда не падала; на душе было светло, радостно: она снова с мужем!
Потом декабристов перевели в Читу, где вместо работы в рудниках их заставляли чистить конюшни, молоть зерно на ручных жерновах. Для них был выстроен большой острог. Там разрешили поселить и жен их. Камеры были тесные и темные, без окон, их прорубили после долгих хлопот, по особому высочайшему разрешению. По вечерам собирались, читали, спорили, слушали музыку.
Учитель истории: 11 женщин, молодых, богатых, знатных, отказались от светской жизни, роскоши и отправились в далекую, суровую Сибирь, чтобы делить со своими мужьями изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе.
Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.
Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.
(Далее по слайдам (4-17) знакомство со всеми жёнами декабристов, которым было разрешено ехать за мужьями.)
Домашнее задание.
* Прочитать вторую часть поэмы «Русские женщины». Княгиня Волконская.