Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"

Разделы: История и обществознание, Литература


Тип: формирование умений и навыков

Вид: интегрированный ( история, обществознания, литература)

Цель: создать условия для изучения творчества А.А. Ахматовой, опираясь на исторический материал.

Задачи:

1.Формирование умения определять цель деятельности, планировать её, оценивать (самооценка и взаимооценка); умения находить и обрабатывать информацию из разных источников, сравнивать, анализировать.

2. Содействовать формированию умения аргументировать свою позицию.

3. Закрепить у учащихся знание элементарных литературоведческих терминов.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, сборники стихотворений А.А. Ахматовой, исторические документы.

Ход занятия

Этап урока Ресурс Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент 1 слайд Учитель привлекает внимание обучающихся к теме, предлагает ответить на вопрос: Как они ее понимают?

Учитель побуждает их аргументировать свои ответы, вспомнив курс обществознания.

Учащиеся предлагают варианты темы занятия, привлекая знания о личности - как человека, наделенного определенными социально-значимыми качествами, живущего в исторический период, отличающегося творческой деятельностью.
Целеполагание. Постановка проблемного задания 2 слайд Учитель предлагает познакомиться с отрывком из исторического документа (Постановления ЦК ВКП (б) от 1946 года) и определить о ком пойдет речь, какая оценка дается творчеству этого человека партийным работником А.А.Ждановым Обучающиеся отвечают, что речь пойдет о поэтессе Анне Ахматовой, ее творчестве, о событиях ее жизни.
Формирование умений и навыков 3 слайд Учитель предлагает ознакомиться с оценкой Ахматовой поэтессой М.Цветаевой, сравнить с высказыванием Жданова и сделать вывод: не противоречат ли они друг другу? Учащиеся должны на основании предложенных оценочных суждений сделать вывод об их противоречивости и сформировать цель занятия, установить истину, кто из авторов прав?
    Учитель предлагает определить алгоритм деятельности, способ ее осуществления, побуждая ребят разделиться на группы.

В диалоге с детьми происходит деление класса на три группы разной направленности: биографы, историки, литераторы-аналитики.

Учитель побуждает составить каждой группе план деятельности, список вопросов, на которые необходимо найти ответ, какими источниками необходимо воспользоваться.

Учащиеся делятся на группы, составляют в рабочих тетрадях перечень вопросов для групп, используя сборники произведений Ахматовой и текст ее биографии либо через сеть Интернет, либо в пособиях.

Обучающиеся в диалоге предлагают рассмотреть эпоху

(исторические события XX в., повлиявшие на судьбу поэтессы, выстроить их в хронологическом порядке); биографию и деятельность Анны Ахматовой (начало творческого пути, произведения (сборники), тематику ее произведений.)

  Компьютеры, сборники произведений, пособия, учебники истории и литературы Учитель направляет и контролирует деятельность учащихся. Работают с источниками информации в соответствии с целью.
    Учитель предлагает презентовать результаты деятельности каждой группе, определить способ защиты через спикера (представителя) или полным составом. Презентация деятельности каждой группой, взаимооценка и самооценка.
  4 слайд Учитель демонстрирует слайд и предлагает ответить на вопрос: - Можно ли согласиться с высказыванием Жданова, что “... тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон её поэзии”? Учащиеся отвечают на поставленный вопрос, аргументируя свое мнение, делают выводы.
  5,6 слайды Учитель предлагает проанализировать высказывания современников о поэтессе и ученого лингвиста XXI в, определив значение творчества Ахматовой А.А., отношение современников к ней как личности. Учащиеся воспринимают информацию, анализируют, обобщают полученные знания, комментируют выказывания.
  7,8 слайды Учитель обращает внимание на портреты, фотографии Анны Андреевны, предлагает сопоставить их, выявить особенности её внешности. Учащиеся приходят к выводу о том, что время наложило отпечаток на черты лица, судьбу и творчество поэтессы.
Рефлексия   Учитель предлагает написать синквейн “Анна Ахматова..”

Какие впечатления у вас сложились от интегрированного урока ? Почему?

Учащиеся вспоминают алгоритм написания сиквейна, выполняют творческое задание, высказываются.
Задание на дом   Учитель просит выбрать одно из заданий.

Эссе “Личность человека сквозь призму времени”

Портретный очерк “Царица русской поэзии”.

проблемный очерк “Личность человека сквозь призму времени”

Учащиеся выбирают задание.