Цели урока.
Задачи урока: осознание учащимися неоднозначного отношения в крестьянской среде к колхозному строительству и определение итогов и последствий коллективизации.
Ход урока
В классе создаются группы:
1. Группа Н.И. Бухарина (работа со статьей Михаила Антонова “Капитализму в России не бывать!”. (Приложение 2)
Их задача аргументировать свой подход по вопросу переустройства села.
2. Группа Сталина (работа со статьями Сталина “Головокружение от успехов” и “Выступление на съезде аграрников” в 1927 году).
Аргументируют свою позицию по этому вопросу.
3. Группа агитаторов-двадцатипятитысячников, “сельских коммунистов” (Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Андрея Разметнова)
Их задача – убедить крестьян в преимуществе колхозов и необходимости вступать в них. (Работа с текстом романа М.Шолохова “Поднятая целина”)
4. Группа крестьян – бедняков (Кондрат Майданников, Любишкин, Аржанов, Устин Рыкалин)
5. Группа зажиточных крестьян, белогвардейцы. (Яков Лукич Остовнов, Гаев, Половцев, Лятьевской)
6. Группа аналитиков. Оценивают шансы успешного и быстрого крестьянского строительства и продумывают, какие негативные последствия могла иметь проводимая коллективизация.
Вначале урока учитель говорит о том, что с 30 годов XX века в литературе основным художественный методом, использовавшимся в искусстве Советского Союза, был метод социалистического реализма. Он был официально одобрен с 1932 года партийными органами в литературе и искусстве. Перед писателями ставились задачи изображения революционных процессов в характерах персонажей и жизни общества и утверждения основой исторического процесса – коллективная деятельность народных масс.
Литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено “на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм”.
Такое произведение мы сегодня рассмотрим на нашем уроке – это роман М. Шолохова “Поднятая целина”.
Мы будем говорить не только о литературе, вспомним те исторические события, документы, которые нашли свое отражение в истории России.
Рассмотрим как проходила коллективизация в России.
Ленин сказал: “Без коллективизации не прокормить страну”. И в Ленинском плане “Построение социализма в отдельно взятой стране”коллективизация стала вторым, после индустриализации, этапом.
Коллективизация – массовое создание в деревне коллективных хозяйств (колхозов) на основе общественных средств производства и коллективного труда.
Планировалась она в несколько этапов.
I. Осень 1930 г. – весна 1931 года: Северный Кавказ, Нижняя Волга, Средняя Волга.
II. К 1932 году – Украина, Центрально – Черноземные районы, Сибирь, Урал и Казахстан.
III. Остальные районы (окраины) – не позднее 1933 года.
Проводится предварительная работа учащихся по группам с кейсом.
Во время обсуждения группы отвечают на предложенные вопросы.
1 группа.
Вопросы к тексту статьи Михаила Антонова “Капитализму в России не бывать!”. (Приложение 10)
1. Изложите позицию Н.И.Бухарина по вопросу индустриализации СССР?
2. Какое место Н.И.Бухарин отводил крестьянству в переходе к социализму?
3. В чём особенность лозунга “обогащайтесь!” Почему современники Бухарина по-разному восприняли этот подход? Можно ли утверждать, что этот лозунг предполагал формирование в стране среднего класса?
2 группа
И.В. Сталин “Выступление на съезде аграрников” в 1927 году. (Приложение 9)
Вопросы к тексту статьи.
1. Сформулируйте тезис, который мог бы служить названием этой части речи Сталина на конференции аграрников.
2.. Сравните взгляд Сталина на будущее деревни с подходами Е.А. Преображенского “Новая экономика. Опыт теоретического анализа сельского хозяйства”. 1926.
3.В своей речи, говоря о новой политике партии в деревне, И.В.Сталин несколько раз употребляет выражение “насаждать колхозы и совхозы”. Почему именно так он определяет характер ожидающих крестьянство преобразований?
И.В. Сталин “Головокружение от успехов”. (Приложение 2)
Вопросы и задания к документу:
1. Почему, на ваш взгляд, Сталин говорит об успехах в колхозном строительстве, прибегая к понятию 2 голокоружение”.
2. Кого автор статьи обвиняет в “перегибах” колхозного строительства?
3. Что предлагает руководитель партии “обобществлять”, организуя артели? Какими метолами?
4. Что пугало крестьян станицы Вешинской и отвечает ли статьи их чаяниям?
Действие романа М. Шолохова происходит в 1930 году в хуторе Гремячий Лог. Шолохов находится в уникальной позиции: он жил среди тех, на кого обрушилась волна коллективизации, он общался с теми, кто эту коллективизацию проводил, но не принадлежал ни к тем, ни к другим. Над первой книгой писатель работает в 1930-1932 годах. Это отвлекает Шолохова от обвинений в плагиате и обвинений в защиту крестьянства. Затевая роман о том, “как вешенские казачки в входили в сплошную коллективизацию в 1930 годах и как теперь живут в колхозах” писатель на находился в том душевном состоянии, в котором пишутся агитки. В первую очередь он хотел воплотить свои тревоги, своб боль и сомнение. Об этом говорит и заглавие, предпосланное роману: “С кровью и потом”. (“Кровью и потом все царства на земле склеены” Гете “Фауст”)
Проанализировав главы романа, материалы, данные в кейсе, ответьте на вопросы:
4 группа агитаторов-двадцатипятитысячников, “сельских коммунистов” (Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Андрея Разметнова) (Приложение 3, 4)
Вопросы.
- Проанализируйте значение имен и фамилий главных героев. Как называется такой прием в литературе?
- Как происходит коллективизация в Гремячем Логе?
- Кто ее проводит? Сравните образы Давыдова и Поляницы (книга 2, глава 15).
- Искренне верит Давыдов то, что “цель оправдывает средства”?
- Могли ли главные герои романа участвовать в событиях, описываемых в воспоминаниях Льва Копелева и в книге Р. Конквиста?
- Почему автор так трагически обрывает историю жизни главных героев?
- Как вы думаете, почему между написанием первого и второго тома проходит более 20 лет? (1932-1955)
Группа крестьян-бедняков. (Кондрат Майданников, Любишкин, Аржанов, Устин Рыкалин). (Приложение 7)
Проанализируйте главы и ответьте на вопросы:
- Отношение крестьян к колхозу (“Да ты нас не агитируй! Мы с потрохами в колхоз пойдем!”. Любишкин)
- Причины по которым резали скот в Гремячем Логе? (Книга 1, глава 15)
- Раздача одежды. Как изображает писатель своих героев: Любишкин, жена Демки Ушакова.
- Почему после выхода статьи Сталина “Горовокружение от успехов” из колхоза стали выходить? Кто написал заявления в первую очередь? Отношение к ним?
- Как вы думаете, почему переведенный в эмиграции роман заканчивался сценами “хлебного бунта”?
- Как вы думаете, почему между написанием первого и второго тома проходит более 20 лет? (1932-1955)
Группа зажиточных крестьян, белогвардейцы. (Яков Лукич Остовнов, Гаев, Половцев, Лятьевской). (Приложение 6)
Ответьте на вопросы.
- Кто противостоит коммунистам?
- Проанализируйте значение имен и фамилий героев романа. Как называется такой прием в литературе?
- Как представлены в романе противники коллективизации?
Сын М.Шолхова вспоминает, как он однажды пришел к отцу под впечатлением разговора с человеком, воевавшим в Великую Отечественную войну, попавшим в плен и после возвращения на родину осужденным как бывший военнопленный. Разговор состоялся поле выхода рассказа “Судьба человека”. “Значит, говорит, правда одна? – спросил Шолохов пришедшего к нему со своими сомнениями сына. – нет, сын мой. Это лишь для того, кто и знать не хочет, что такое правда. Одной правды для всех нет и быть не может. Хотя того, кто ее ищет, понять и несложно. Их, по крайней мере, две – на пользу и во вред. Ложь во спасение сеть? Только неумный и бессердечный человек будет ее отрицать и порицать. А раз так, то как же вредоносной правде не быть?”.
В конце урока группа аналитиков подводит итоги обсуждения. Делают выводы.
“Не все понимают, что тридцать седьмой год — это лишь бледное зарево тридцатого”, — писал об эпохе коллективизации Солженицын. (Приложение 5)
Использованная литература
- М. Шолохов “Поднятая целина”. Книга для ученика и учителя. Москва АСТ Олимп. 1997 г.
- Р. Конквест. “Жатва скорби” http://zhnyva33.narod.ru/zhatva33.html
- Михаила Антонова. “Капитализму в России не бывать!”.
- И. В. Сталин. “Выступление на съезде аграрников” в 1927 году.
- И.В. Сталин. “Головокружение от успехов”.