Цели:
- акцентировать внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве;
- раскрыть значение этого события как переломного в войне:
- выяснить причины победы русской армии под Полтавой;
- дать характеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения;
- проследить, как раскрываются образы Петра I и Карла XII на страницах поэмы "Полтава" А.С.Пушкина;
- выявить художественные средства создания данных образов.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя истории.
Ребята! Сегодня мы проводим необычное занятие - интегрированный урок истории и литературы. Наша задача - охарактеризовать события, которые происходили в начале XVIII века в России, и главных участников данных событий и с исторической, и с литературной точки зрения. По истории мы проходим Северную войну, по литературе вы изучаете поэму А.С. Пушкина "Полтава".
II. Разминка (опрос по истории).
Вопросы:
I) Какой царь правил в России на рубеже XV1I-XVII1 века?
2) Какой был уровень развития страны?
3) Определите основную задачу внешней политики России.
4) Какое государство мешало России осуществить данную цель?
5) Назовите правителя Швеции в это время.
6)Каким образом Петр I добился выхода к Балтийскому морю?
7)Назовите главное сухопутное сражение этой войны.
8) Когда происходила эта битва? Где?
9) Почему на Украине?
Пояснение учителя истории: Карл XII в 1707 году вторгся в Россию. Петр I принимает план "томления" шведской армии (отступление и уничтожение запасов, подвижные же конные отряды ежедневно нападали на шведские тылы). Историки до сих пор не могут объяснить, почему Карл XII , собираясь идти на Москву, оказался на Украине. Вероятно, он рассчитывал на поддержку украинского казачества, которую обещал гетман Украины Иван Мазепа, вступивший в тайные отношения со Швецией в 1707 году.
Вот они - главные участники событий тех дней, которым дает описание в своей поэме "Полтава" А.С.Пушкин. (Имена и портреты на доске - Петр I, Карл XII, Иван Мазепа.)
Мы акцентируем наше внимание на двух лицах - правителях государств.
III. Сообщении учащихся о Петре I и Карле XII.
(Сообщения учащиеся готовят заранее).
IV. Слово учителя литературы: В центре литературы, как и истории - люди и события. Но ученый и писатель по-разному рассказывают о людях и событиях.
Ученые в строгой последовательности, в определенной системе излагают факты и, рассматривая их, стремятся установить и сформулировать закономерности, причины и следствия явлений; результаты своих исследований они выражают в цифрах, понятиях, выводах.
Писатели рисуют действительность в живых картинах. И только благодаря этим картинам художественное произведение, даже если в него включены исторические темы, становится созданием искусства.
Сегодня мы говорим о творчестве Пушкина. Его особенно волновала история России. "Борис Годунов", "Полтава", "Медный всадник", "Капитанская дочка"- это те произведения, в которых тема родины раскрывается в образах истории.
V. Работа с текстом (анализ эпизода "Полтавский бой", работа над образами Петра I и Карла XII).
- На предыдущем уроке мы составили цитатный план "Полтавского боя" (один человек зачитывает план).
- Итак, "Толпой любимцев окруженный/ Выходит Петр..." Каков правитель? Опишите его.
- Заметили ли вы противоречие в изображении Петра'?
- Какие слова создают противоречивое мнение? ("Лик его ужасен", "Он прекрасен/Он весь как божия гроза"). Попробуйте объяснить противоречие.
- Обратите внимание на репродукцию картины Репина "Петр I", в какой момент изображен правитель? Какими бы словами из произведения вы озаглавили эту картину?
- С какими чувствами описывает Пушкин Петра, когда он "промчался пред полками"? Прочитайте эту часть так, чтобы передать восхищение поэта Петром.
- Какие художественные средства автор использует в описании Петра? Приведите примеры.
- Какой мотив повторяется три раза? ("свыше вдохновенный глас", "За дело! С Богом", "Божья гроза" - в этих словах мы читаем авторскую позицию: "Петр велик!").
- Каким Пушкин изображает Карла? Какие эпитеты использует автор?
- Почему поэт, показывая слабость Карла, все-таки называет его "героем"? (Карлу удавалось много лет подряд одерживать победы над странами Европы. И даже теперь, будучи раненым, он руководит сражением).
- Какие ещё слова свидетельствуют о том, что шведы не знали поражений? ("Заздравный кубок - за учителей" - Петр много лет считал шведов своими учителями в военной науке, они неоднократно наносили поражения молодой и неопытной русской армии).
- Когда мы окончательно можем выяснить авторскую позицию по отношению к русским и шведам? (Когда сравниваем сцену пира и сцену бегства: как зайцы и охотники).
- Мы рассмотрели образы Петра I и Карла XII, увидели авторскую позицию. Но вернемся к самой битве.
VI. Просмотр кинофильма. Итак, время поговорить о самом событии.
27 июня 1709 года произошла Полтавская битва, славный день Полтавской баталии, (фрагмент кинофильма "Северная война" 5 мин.)
- Ребята, во фрагменте вы услышали художественное чтение отрывка из поэмы "Полтава". Попробуйте и вы с выражением прочитать этот отрывок.
VII. Чтение отрывка "И грянул бой, Полтавский бой!"
VIII. Заключительное слово учителя истории.
Перед тем как вести в бой главные силы, царь обратился к воинам с речью.
- Что сказал Петр I защитникам отечества?
Обратимся к документу: "и не помышляли бы быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский. А о Петре ведали бы, что ему житие своё недорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние".
Все мы дети одной матери- России, знать и помнить друг друга - наш долг. Пусть нас среди пространств и времен объединяют история и литература, знания и духовность, патриотизм и вера.
IХ. Итоговая работа.
1. О ком идет речь?
а) "...он был очень вынослив физически, молчаливо выносил долгое отсутствие привычной пищи и даже несвежей, пахнущей болотом воды. Его воздержание, суровый спартанский образ жизни - все это внушало к нему уважение..."
б) "...огромного роста, необычайной физической силы. Он ходил так стремительно и столь широкими шагами, что спутники едва поспевали за ним бегом..."
2. О каких исторических событиях идет речь в данных отрывках произведений А.С. Пушкина?
а)
Швед русский - колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
б)
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
в)
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам...
3. Сравни описания пира Петра I и бегство его недругов. Как выражается в этих описаниях авторское отношение к Петру и его врагам?