Интегрированный урок (литература + история + иностранный язык) "Родина… Отечество… Отчизна…" (10-й класс)

Разделы: История и обществознание, Литература, Иностранные языки, Классное руководство

Класс: 10


Цели:

Развивающая:

  • развить у обучающихся умение различать точку зрения автора;
  • выражать собственную позицию, умение вести диалог;

Обучающая:

  • заострить на понятие “гражданственность”

Воспитательная:

  • вызвать у обучающихся чувство уважения к своей стране;
  • создать особую теплую атмосферу человеческого общения, средством которого выступает поэзия как искусство слова.

Форма: открытый интегрированный урок с использованием презентации.

Место проведения: кабинет литературы.

Оборудование: интерактивная доска, физическая карта РФ, музыкально оформленная презентация к уроку, раздаточный материал (схема анализа лирического произведения, сам текст, карточки с заданием по истории России).

Оформление доски: тема урока, литературный эпиграф:

“Я люблю тебя, Родина кроткая!
А за что – разгадать не могу…”

Приложение 1, Приложение 2

Ход урока

Звучит песня “Березы” на стихи М.Л. Андреева в исполнении группы “Любэ”, а на экране интерактивной доски представлены слайды презентации.

1.
Учитель русского языка и литературы:

“Родина… Отечество… Отчизна…”
Нет чувства к Родине
Без чувства человечности.
От бессердечности ничто не родилось.
Любите Родину, как чудо бесконечности,
Как ветер вечности, коснувшийся волны.
Любите Родину, как вашу нареченную,
Чтобы за все ей не почувствовать стыда.
Любите Родину, Отечество, Отчизну,
Но только нерасчетливо,
Любите Родину и только навсегда.

Отечество – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие “Родина” имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни, люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, то есть свою малую родину как часть большого Отечества.

Вспомним высказывание выдающегося русского педагога К.Д.Ушинского: “Наше Отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому ,что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и родина ”.

Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные березы. Разливы рек. Степей необъятный простор.

Это-Россия.

Ты смотришь в ясное голубое небо. Идешь лесными тропинками. Сидишь у прохладной речки.

Это – Россия.

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами. Жизни минувший след.

Это – Россия.

Руки матери. Ее песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом.

Это тоже Россия!

Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, для нас, людей, населяющих Россию, прекрасны.

Любовью к родной природе пронизано и творчество Михаила Леонидовича Андреева, автора прозвучавшей песни.

(Слайд с краткой биографией автора )

Учитель начинает работу с обучающимися по анализу текста стихотворения.

Отчего так в России березы шумят?
Отчего белоствольные всё понимают?
У дорог прислонившись по ветру стоят
И листву так печально кидают.

Я пойду по дороге, простору я рад,
Может это лишь всё, что я в жизни узнаю.
Отчего так печальные листья летят,
Под рубахою душу ласкают?

А на сердце опять горячо-горячо
И опять, и опять без ответа.
А листочек с бёрезки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.

Посидим на дорожку, родная, с тобой,
Ты пойми, я вернусь, не печалься, не стоит.
И старуха махнет на прощанье рукой,
И за мною калитку закроет.

Отчего так в России берёзы шумят?
Отчего хорошо так гармошка играет?
Пальцы ветром по кнопочкам враз пролет,
А последняя, эх, западает…

А на сердце опять горячо-горячо
И опять, и опять без ответа.
А листочек с бёрезки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.

А на сердце опять горячо-горячо
И опять, и опять без ответа.
А листочек с бёрезки упал на плечо,
Он как я, оторвался от веток.

Схема анализа лирического произведения:

  • “Выходные данные”:
  1. Автор произведения, время появление, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено.
  2. Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, какие существовали в поэзии течения и направления, к кому был близок автор.
  • Структура образов и развитие конфликта:
  1. Тема и идея произведения.
  2. Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если они есть).
  3. Система художественных образов стихотворения. Прямая или опоследованная соотнесенность с жизнью человека и его чувствами.
  • Основные особенности поэтического языка:
  1. Тропы и фигуры (сравнение, эпитет, метафора, олицетворение, символ, гипербола и т.д.).
  2. Языковой поуровневый анализ :

А) поэтическая фонетика(ассонанс, аллитерация).
Б) поэтическая лексика(синонимы, антонимы, неологизмы и т.д.)

  • Ритм. Стихотворный размер(ямб, хорей, анапест, амфибрахий, дактиль…). Рифма(мужская, женская, дактилическая…).
  • Жанровое своеобразие стихотворения.
  • Черты лирического героя.
  • Мое восприятие произведения.

Учитель русского языка и литературы (подводит итог работы): Анализируя это стихотворение, мы вновь прочувствовали свою сопричастность с нашей Родиной, ее историей. Родина…Отечество…Отчизна…

Учитель истории и обществознания: Родина.. Отечество…Отчизна…

На протяжении тысячелетий истории России большинство людей гордились своей принадлежностью к ней.

Сколько разных событий, нелегких испытаний пришлось выдержать ей на протяжении столетий. Меняя свое имя, столицу, правителей, Россия была, есть и будет единственной и неповторимой для русского человека. Имена ее защитников навечно золотом написаны на страницах истории: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Федор Ушаков, Михаил Кутузов, Георгий Жуков...

Славные страницы прошлого страны…

Перед вами карточки с заданием, на которых перечислены все наименования России на разных этапах. Ваша задача – расставить нумерацию этапов в соответствии с временными рамками.

(На экран интерактивной доски вынесено данное задание с последующей проверкой. Слайд 1, слайд 2. См. Приложение 1)

Учитель истории и обществознания предлагает обучающимся проверить правильность выполнения задания.

Карточки сдаются на проверку.

Учитель истории и обществознания:

Родина… Отечество… Отчизна… Эти слова одинаково важны и значимы для людей, даже если они говорят на разных языках.

Учитель иностранных языков:

Родина… Отечество… Отчизна…
Dear friends everybody knows
That Russia is one of the largest countries in the world.
Today we are going to speak about the geographical
Position of Russia, about our native city Volgograd, we are going
To sing a song “Moscow suburb nights and finally we listen to the poem
“The wonderful world”.

Can you answer my questions?

  1. What area Russia cover?
  2. What kind of differences does Russia include?
  3. How many countries does Russia border on?
  4. What seas is Russia washed by?
  5. What kind of mineral resources has Russia?
  6. What is the population of Russia?

P1, go to the map and tell us about the geographical position of Russia .What is special about it?

P2, can you tell us about the population and mineral Resources?

(Идет демонстрация фрагмента презентации “Welcome to Russia!”)

T.: We live in Volgograd .Our city, our land is the best!
Your task was to write an advertisement to us. And tell us
About the advantages of living there.

P1.: The advertisement: “The heroic of Volgograd.

T.: Thank you. You know, Moscow is the capital of Russia, its political, economic, commercial

And culture centre. It is one of the largest cities in Europe.
But the countryside is so peaceful and are going to sing a song
“Moscow suburb”. (текст песни).

T.: Thank you. Let’s listen to a wonderful poem.

Listen, read and learn it.
(Текст стихотворения).

Homeland, fatherland, native country.

Приложение 1

The heroic city of Volgograd

Welcome to wonderful city! Welcome to Volgograd!
Volgograd is something of a legend. From allover the
World people come to Volgograd to see the city,
The
Memorial complex on the Mamayev Hill. You can see a
Symbolic figure of the Motherland. It is 52 m in height.
The memorial complex on the Mamayev Hill tells in stone
The history of the battle of Stalingrad. The victory
Was bought at a high price. The city was completely ruined.
People living in this city have a lot of advantages.
We can see a lot of historical monuments of the Great
Patriotic War!
We can live in a warm climate where grapes, peaches
Grow.
Welcome to glorious Volgograd.

 Приложение 2

Moscow suburb nights
(music by Soloviov – Sedoy)

  1. No rustling leaf not a bird in flight
    In the sleepy grove until dawn
    How i love these nights, Moscow suburb nights,
    The caress of the walking sun.
  1. The calm rilling stream seems to off and flow
    Like a silver web of moon light,
    In my heat i hear singing come and go
    On this wonderful summer night.
  1. Why this down cast look? Does the rising
    Bring us near the hour as to give away
    All that presses upon my heart.

 Приложение 3

THE WONDERFULL WORLDS
(by William Rands )

Great, wide, beautiful wonderful world,
With the wonderful water round you curled,
And the wonderful grass upon your beast-
World, you are beautifully dressed!

The wonderful air is over me,
And the wonderful wind is shaking the tree-
It walks on the water, and whirls the mills.
And talks to it self on the top of the hills!

Homework :Write a composition to the theme “The best
Of all possible worlds”(Show the advantages of a place
You consider the best of all possible worlds. Why do you
Like to live in this place?)

Учитель иностранных языков:

Родина…Отечество…Отчизна…
Как не гордится мне тобой,
О родина моя!
Когда над Волгою родной
Стою недвижим я,

Учитель истории и обществознания:

Когда молитвенно твой взор
Бросаю в небеса,
На твой чарующий простор,
На темные леса.

Учитель русского языка и литературы:

Во всей тебе и мощь видна,
И сила с красотой,
Недаром ты и названа
Великой и святой.

– Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. И пусть все сказанное еще раз заставит вас задуматься над смыслом слов: “Родина…Отечество…Отчизна…”

Мы сегодня предлагаем вам подготовить на выбор три варианта домашнего задания: подготовить и написать сочинение-эссе на предложенные темы по литературе, истории или английскому языку.

(Темы предложенных эссе записаны на доске:

  1. Как не любить мне эту Землю… – по литературе
  2. За страницами школьного учебника истории… – по истории
  3. Добро пожаловать в Россию – по английскому языку)