Цели урока:
Совершенствование универсальных учебных действий в процессе характеристики основной конфликт, выявить проблемы, решить их с помощью литературного анализа и исторической науки.
Личностные результаты:
- совершенствовать эстетическое восприятие произведений русской культуры;
- развивать коммуникативную культуру;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
- знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Метапредметные результаты:
- обогащать терминологический запас речи учащихся и грамматический строй речи;
- развивать навыки сотрудничества, в том числе умения работать в группах;
- совершенствовать навыки работы с компьютером, обработки и отбора информации;
- развивать навыки работы с первоисточниками и художественным текстом;
- развивать операции анализа, обобщения и классификации информации.
Предметные результаты: обобщить и углубить знания по темам “Эпоха Смутного времени”, роль личности в истории, “Нравственные категории, затронутые в трагедии А.С.Пушкина “Борис Годунов””.
Оборудование: мобильный компьютерный класс, проектор.
Тип урока. Интегрированный: 5-й урок по теме “Творчество А.С.Пушкина”. Урок внеклассного чтения (литература). Повторительно-обощающий “Эпоха Смутного времени” (история). 3 урок в теме. | Форма урока Очная групповая дискуссия с использованием ИКТ-технологий. |
Опорные понятия, термины По литературе: драма, конфликт, сцена, элементы сюжета, кульминация, трагическое По истории: смута, самозванство | Новые понятия История создания произведения, историография, роль личности в истории |
Формы контроля Представление итогового творческого проекта для научно-практической конференции | Домашнее задание Создание электронных материалов (в том числе электронной библиотеки) для школьного сайта по теме |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые методы, приемы, формы |
Формируемые УУД |
Результат взаимодействия |
1 Организационный |
|
1. Настраивают ПК 2. Приветствие учителя | Беседа, рефлексия возможных ожиданий | Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей | Готовность к уроку |
2. Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока | Включает фрагмент фильма “Борис Годунов” со слов Пимена “Еще одно последнее сказанье…” – эти слова вкладывает А.С.Пушкин в уста своего героя. Сам же автор ими претендует на свое видение истории. Сегодня на уроке мы рассмотрим категории власти и совести в драме “Борис Годунов” в трудах историков и попытаемся ответить на вопросы: Чем вызван интерес Пушкина к истории? Какова доля художественного вымысла в ней у Пушкина? Чему учит читателей без назидания? | Смотрят слайд презентации (Приложение 1) Слушают тему урока и направляющие вопросы темы. | Беседа | Логическое действие анализ, | Создание групп по интересам |
Для решения этих задач разобьемся на группы: архивариусов, историков, литераторов, аналитиков, IT-группу. Итог работы создание проекта электронного ресурса для опубликования материалов на школьном сайте в рубрике “Методическая копилка” или “В помощь ученику”. | Разбиваются на группы по интересам. Получают задания для каждой из групп (по 3 ноутбука на группу с доступом к сети Интернет) | ||||
Для этого нам надо выработать критерии оценивания работы групп. Совместно вырабатываются эти критерии оценки, а группа IT оформляет эти критерии оценивания. | Участвуют в выработке критериев оценки работы групп. (Приложение 2) | ||||
3. Поиск новой информации | Раздает задания, следит за слаженностью работы групп, советует. (Задания рассылаются с помощью Интернет-класса). На протяжении работы исполняет роль тьютора. | Каждая группа работает с предложенными источниками информации (гиперссылками на сайты, нарезкой видеофрагментов передач, фрагментами критических статей, справочной литературой) направляющими вопросами учителя. IT-группа готовит макет будущего представления материала в виде слайдов презентации. Группа аналитиков выделяется в конце работы 4-х групп в отдельную для обобщения информации. (Задание для групп смотри в приложении №3) | Групповая работа, мозговой штурм использование сети Интернет для поиска информации | Логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, выдвижение гипотез) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. | Умение работать в команде и коррекция знаний учащихся |
Динамическая пауза | Демонстрирует и комментирует, физкультминутку для глаз | Выполняет физкультминутку, отдыхает, восстанавливает работоспособность | Физкультминутка для глаз | Самостоятельность, забота о своем здоровье | Восстановление сил |
5. Включение в систему знаний и повторение | Как отражается эпоха царствования Годунова в “Истории государства Российского” Н.М.Карамзина? Как отражает исторические события в своей драме АС.Пушкин? В чем Пушкин близок Карамзину, а в чем далек? | Группа историков отвечает. Когда выходят на понятие смутного времени группа архивариусов дает справочную информацию, используя Интернет-ресурсы, фрагменты научно-популярных передач. Группа литераторов отвечает. Группа архивариусов готовит справочную информацию о создании драмы “Борис Годунов”. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы. | Дискуссия | Практические умения и навыки, выделение причинно-следственных связей, нравственная оценка деятельности исторических и литературных персонажей, умение работать в группе, высказывать собственную точку зрения, развитие критического мышления | Формирование практических умений и навыков, применение полученных знаний на практике |
|
Группа историков отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают краткую биографическую справку о Борисе Годунове. Группа литераторов, опираясь на цитаты из драмы “Борис Годунов”, отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают понятия: конфликт, сцена, элементы сюжета. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы. | ||||
|
Группа историков отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают краткую биографическую справку о Лжедмитрии. Группа литераторов, опираясь на цитаты из драмы “Борис Годунов”, статьи Д.Благого, Стахорского и Одиноковой, отвечает на поставленные вопросы. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы. | ||||
|
Группа историков отвечает на поставленные вопросы. Архивариусы дают краткую биографическую справку о Василии Шуйском. Группа литераторов, опираясь на цитаты из драмы “Борис Годунов”, статьи Д.Благого и Одиноковой, отвечает на поставленные вопросы. Группа аналитиков делает выводы, дополняют другие группы, группа IT фиксирует выводы. | ||||
6. Подведение итогов деятельности групп | Чему учит читателей А.С.Пушкин без назидания? Какую роль в системе действующих лиц играет внесценический персонаж царевича Дмитрия? В чем заключается трагедия власти и трагедия совести в драме “Борис Годунов”? | Группы включаются в итоговую дискуссию, группа IT представляет предварительные результаты. | Дискуссия | Практические умения и навыки, выделение причинно-следственных связей, нравственная оценка деятельности персонажей | Заготовки для проекта |
7. Домашнее задание | Сообщает и демонстрирует домашнее задание, инструктирует по домашнему заданию | Записывает домашнее задание | Демонстрация домашнего задания | Самостоятельность | Готовность успешно выполнить домашнее задание |
8. Подвение итогов и рефлексия | Подводит итоги. Использование функции мобильного интернет-класса (“Опрос”) для проведения рефлексии: Углубил ли данный урок ваши знания по теме? Актуальна ли затронутая тема для духовно-нравственного воспитания личности? Повлияла ли проблематика урока на желание дальше изучать эту тему? | Формулируют выводы, называют ключевые слова темы, участвуют в рефлексии | Самоопределение, анализ, прогнозирование, коммуникативные, формирование способности соотносить цель и результат. | Осознание успешности проведенного урока |