Интегрированный урок (литература + история) по теме "Время надежд" (Россия в первой четверти XIX века)

Разделы: История и обществознание, Литература


Цели:

  • способствовать созданию у учащихся целостного представления о России I-й четверти ХIХ века – эпохе правления Александра I и эпохе декабризма, – опираясь на исторический материал;
  • раскрыть особенности возникновения и развития романтизма в России как литературного направления;
  • выявить влияние декабристских идей на все сферы духовной жизни страны и декабристской поэзии – на формирование духа целого поколения;
  • развивать логическое мышление, навыки сопоставления; развивать навыки выразительного чтения, коммуникативную и речевую компетентность;
  • пробуждать интерес к национальной культуре и истории.

Вступительное слово учителя литературы:

– Ребята, снова перед вами два учителя: учитель истории и учитель литературы. Предыдущий наш совместный разговор был посвящен трагедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. Речь в тот раз шла о “смутном времени” в истории России. Вслед за Пушкиным пытались мы тогда “воскресить минувший век во всей его истине” и пришли к выводу, что “смутное время” не дает героев, оно являет нам только личности. Героев рождают революции (Жанна д’Арк и Наполеон – герои Франции).

А в истории нашего Отечества были ли звездные часы? Были ли герои? Попытаемся же найти ответы на эти вопросы, следуя цели нашего разговора.

Учитель истории:

– Они есть, есть звездные часы в истории нашего Отечества, есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, общественное мировоззрение, но остается память о тех событиях, без которых немыслимо национальное самосознание.

Декабрь 1825 г. – явление такого порядка. Когда слышишь слова “Сенатская площадь”, испытываешь смешанные чувства: гордость и грусть. Первое сознательное выступление за свободу – и первое трагическое поражение.

Давайте вместе вспомним, как шла Россия к этому звездному часу.

Учитель литературы:

– Эпиграфом к нашему уроку станут строки Пушкина, современника декабристов, человека, как вы знаете, неравнодушного к судьбе России:

ПРОТЕКШИЕ ЛЕТА МЕЛЬКАЮТ ПРЕД ОЧАМИ,
И В ТИХОМ ВОСХИЩЕНЬИ ДУХ…

А.С. Пушкин

Учитель истории:

– При Екатерине, Павле и Александре I Российская империя почти непрерывно воевала – с турками, шведами, поляками, французами. Попеременно окутывались пороховыми облаками Крым и Черное море, Закавказье и Балканы, Пруссия и Финляндия, наконец – Россия и почти вся Западная Европа вплоть до Парижа. Это было время Суворова, позднее – Кутузова, Багратиона, время, которое выковало беззаветных храбрецов. Они были исполнены острого чувства патриотизма. Это были люди особенного склада. Суровая мужественность уживалась в них с глубокими и разнообразными знаниями, утонченностью эстетических идеалов, а иногда и с незаурядными талантами.

Учитель литературы:

– Их портреты в Галерее 1812 года парадны, романтично-картинны, красивы, как красива и романтична вся эта бурная эпоха на картинах и гравюрах, оставшихся от неё. Осыпанные золотом и звездами мундиры с эполетами, горделивые головы штатских, ампирные здания с колоннами и вся роскошь дворянского быта – всё это как бы прикрывает, затушевывает мятежность и глубокую трагичность времени, когда царствовал император с нечистой совестью – император-отцеубийца, которого сменил потом младший его брат – император-вешатель.

Главным итогом русской культуры XVIII – начала XIX вв. было именно формирование нового просвещённого, прогрессивного человеческого типа.

Учитель истории:

– Именно эти люди двигают вперед, живят российское просвещение, учат и учатся в первых университетах и лицеях. Это они – дети 1812 года, разделившие с солдатами все тяготы двухлетней кампании, увидевшие на Западе многое и ожидавшие перемен в собственной стране. Это они – активные читатели “Истории государства Российского” Карамзина, ранних стихов Пушкина. Это люди той эпохи, о которой Чаадаев скажет позже “время надежд”.

Главная черта этих людей – стремление к личной свободе, независимости; если власть будет уважать, они готовы на свободный союз с нею. Многие же из генералов 1812 г. побывали в немилости при Павле I, иные, например, Ермолов, даже посидели в тюрьме; но при Александре I союз лучших людей с властью вначале сохранился, и в этом блоке с тогдашней интеллигенцией – один из главных источников успеха и побед этой власти.

Они лояльны, но не так, как деды при Петре I. Они требуют взамен лояльности права на личное достоинство: “Честь превыше всего!”.

Реализация домашнего задания. Сообщения группы историков и беседа.

1) Историческая обстановка на Западе и в России на рубеже веков.

2) Что дало основание А.С. Пушкину сказать “дней александровых прекрасное начало”? В чем была новизна правления первых лет нового императора? Как в этом правлении проявились личные качества Александра I, особенности его воспитания?

3) Охарактеризовать сущность проекта Сперанского. Можно ли утверждать, что если бы этот проект был реализован, то произошли бы коренные изменения политического строя России?

4) Почему после Отечественной войны были поставлены вопросы об отмене крепостного права?

5) Чем объяснить активное участие дворян в борьбе за освобождение крестьян, за введение конституции?

6) Было ли выступление на Сенатской площади восстанием или актом гражданского неповиновения?

7) Могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Могло ли закончиться успехом декабристское движение?

Учитель литературы:

– “Честь превыше всего”… Девиз отцов они доблестно пронесли через всю свою жизнь. И ещё – высокую любовь к Отчизне:

Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну?

Это слова гражданина и поэта Кондратия Федоровича Рылеева.

Свободолюбие и поэзия удивительно уживались не только в душе Рылеева.

Время такое было – время высокой романтики и надежд.

Реализация домашнего задания. Сообщения группы литературоведов и беседа.

1) Каковы причины возникновения романтических настроений и романтизма как литературного направления?

2) Как развивался романтизм в России?

3) Каковы отличительные черты гражданственного романтизма? Почему русские романтики обращались к историческому прошлому страны?

4) Почему Николай I во время следствия по делу декабристов издал приказ, который никогда не забудет русская литература: “Из дела вынуть и сжечь все возмутительные стихи”?

Реализация творческих групповых проектов: “Время надежд” и его отражение в русской литературе 1-й четверти ХIХ века”.

Рассказ о поэтах-декабристах. Катенин, Кюхельбекер, Раевский, Рылеев.

Домашнее задание.

Определить свое отношение к данному периоду в русской истории и в русской литературе в работе на тему “И в тихом восхищеньи дух”. Работа будет оценена учителем литературы и учителем истории.