Цели урока:
-
Познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино»
-
Выяснить, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении.
-
Воспитывать патриотические чувства к Родине через историко-культурное наследие страны.
-
Познакомить учащихся с историко-бытовыми танцами XIX века: «маршем», «полонезом» и «вальсом».
План урока
-
Вступительное слово учителя литературы и учителя ритмики.
-
Чтение учителем литературы наизусть стихотворения «Воины России» А.Матяха.
-
Танцы «Марш» и «Полонез» в исполнении учащихся 4-х классов.
-
Сценка №1 с учеником (читает стихотворение №1)
-
Историческая справка о Бородинском сражении.
-
Сценка №2 с учеником (продолжение) (читает стихотворение №2)
-
Слово учителя литературы
-
Танец «Вальс» под музыку Свиридова (исполняют учащиеся 5 класса)
-
Чтение детьми наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»
-
Заключительные слова учителей литературы и ритмики.
Ход урока
«Прошлое, хранящееся в памяти,
есть часть настоящего»
Т. Котарбинский.
I. Вступительное слово учителя литературы и ритмики
- Мы рады Вас приветствовать на нашем интегрированном уроке литературы, истории и ритмики. Сегодня он будет необычным. Мы хотим предложить Вашему вниманию литературно-музыкальную композицию, посвященную «Бородинскому сражению как историческому событию и его отражению в литературе и историко-бытовых танцах XIX века».
На уроке:
-
Познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино»
-
Выясним, как исторические события, положенные в основу, отражаются в литературном произведении.
-
Воспитаем патриотические чувства к Родине через историко-культурное наследие страны.
-
Познакомимся с историко-бытовыми танцами XIX века: «маршем», «полонезом» и «вальсом».
Учитель литературы:
- Быть может, в истории русского поля и отечественного слова есть что-то общее – некий корень,которому наверняка не одна тысяча лет. «Чьё поле, того и воля: биться не хотим, а поля не отдадим», - давным-давно сказал так неведомый нам богатырь и в этих словах заключается главный смысл: то, ради чего не одно поколение русских писателей соединяло в сознании народа два понятия – поле и слово; ради чего слово воспевало красоту поля, его чистоту, могучую силу, которая в самые ответственные часы истории проявлялась то на Куликовом, то на Бородинском, то на бесчисленных полях Великой Отечественной войны. В прошлом году исполнилось 200 лет со дня Бородинского сражения. Русский народ проявил героизм, смелость, отвагу ,показал преданность своей Родине. О них, воинах России, написано стихотворение А. Митяха «Воины России».
II. Чтение учителем литературы наизусть стихотворения А. Матяха «Воины России» (Отрывок)
Щеголи – гусары, стройные драгуны,
Юные повесы, графы и князья...
Аромат шампанского, серебряные струны –
Ветреная молодость, ратная стезя.
Ах, как они жили, ах, как они жили,
Как бросали вызов собственной судьбе,
Ах, какие женщины им любовь дарили,
И звучала музыка в пушечной пальбе!
В прошлом полонезы, светские скандалы,
Лишь смертельный холод в блеске палаша.
Но, однако ж, риска им казалось мало –
Русская рулетка, русская душа.
Не черствело сердце от огня и стали,
И плелась карьера где-то позади.
Наивысшим шиком мальчики считали
Оловянный крестик на своей груди.
Холодок опасности щекотал им нервы,
И, бросаясь первыми в зарево судьбы,
Часто, слишком часто погибали первыми
Офицеры гвардии, баловни судьбы.
Ах, как они жили, ах, как они жили,
Как бросали вызов собственной судьбе,
Ах, какие женщины им любовь дарили,
И звучала музыка в пушечной пальбе!
III. Под звуки марша выходят учащиеся 5-х классов и танцуют.
IV. Сценка с учеником, который сидит за столом и пытается выучить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», но у него плохо получается и он в сердцах кричит (стихотворение №1):
«Бородино! Бородино!
О, поле! Почему?
Все вспоминают про него,
Никак я не пойму?
За что ж это Бородино
Стихами прославляют?
А люди, говоря о нем,
Все ли понимают?
Бородино! Бородино!
Красивое сраженье!
Поэт поведал нам о нем
Всем на удивленье.
Бородино! Бородино!
О, поле! Почему?
Так плохо учится оно,
Никак я не пойму!»
V. Историческая справка о Бородинском сражении. (Два ученика рассказывают кратко о сражении)
1-й чтец: Бородинское сражение – одно изглавных сражений Отечественной войны 1812 года между Россией и Францией. Перейдя границу России во главе огромной армии, Наполеон рассчитывал быстро разгромить русскую армию в приграничном сражении и принудить Россию к капитуляции.
Разгадавший его планы военный министр России генерал М.Б. Барклай – де – Толли стал избегать приграничного сражения и организованно отводить русскую армию, заманивая Наполеона все дальше и дальше вглубь российской территории. Но отступление русской армии вызывало недовольство офицеров, которые обвиняли генерала в измене, требовали назначения другого главнокомандующего.
2-й чтец: Главнокомандующим был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Он решил дать Наполеону сражение у деревни Бородино. Целью его было защитить Москву. Наполеон надеялся уничтожить русскую армию и принудить Россию к капитуляции.
Сражение началось рано утром 7 сентября 1812 года. Франзузы предпринимали ожесточенные атаки, но встречали решительный отпор русской армии. После длительного сопротивления русская армия отошла от своих позиций, она не была разгромлена и готовилась продолжать сопротивление. Но, получив сведения о потерях, Кутузов отказался от мысли возобновить сражение и приказал отступать. Но и Наполеон вынужден был отвести свою армию на исходные позиции. Уничтожить русскую армию не удалось.
VI. (Продолжение сценки с учеником) Читает стихотворение №2
«Я понял, эти строки
Историей полны
И мы с вами, потомки,
Гордиться им должны!
Сражению на поле
Уж ровно 200 лет
И нет людскому горю
Нет утешенья, нет!
Мы будем помнить вечно
Про день Бородина
И память в своем сердце
Оставим на века!»
VII. Учитель литературы: Мы немножко познакомились с историей Бородинского сражения, историю создания самого произведения расскажем позднее.
Учитель ритмики:
- У танца тоже есть своя история, с которой мы сейчас и познакомимся. Историко -бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи, среды и места возникновения. Историческими он могут быть названы в двояком смысле- как танцы прошлого времени и как танцы, вошедшие в историю благодаря той роли, которую они сыграли в развитии танцевального искусства.
Историко-бытовые танцы отражают особенности художественной культуры определенной эпохи и среды. Характерные черты этой культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, в одежде танцующих, их манерах.Веерами пользовались не только на балах и вечерах, но и в театре, на улице. Дома, в гостиной, было принято, чтобы веер лежал на столе. Веер носили либо на правой руке на шнурке или на цепочке, либо прикалывали шнурок талии с правой стороны. Сложенный веер был опущен вниз. Если же его держали в обеих руках, то полагалось , чтобы верх веера лежал на левой ладони, а ручка поддерживалась правой рукой. Раскрывали его обычно только тогда, когда было жарко. Обмахиваясь, руку с веером держали так, чтобы локоть находился на уровне талии и двигалась не вся рука, а только запястье.
Руку целовали только дамам. Барышням мог целовать руку жених, да и то в домашний обстановке. Если к барышне обращалась дама или пожилой мужчина, она обязана была встать и сделать перед старшим реверанс. Здороваясь или знакомясь со своими сверстниками, барышни не подавали руки, а лишь приседали, делая небольшой, короткий реверанс(книксен), а молодые люди делали поклон.
Вальс
Вальс в три па- один из самых распространенных и любимых бальных танцев. Предполагается, что он произошел от народного крестьянского танца лендлера, возникшего в Австрии и южных областях Германии.
Характерная особенность и вместе с тем прелесть этого танца заключается в непрерывном и плавном кружении танцующих пар.
Просуществовав уже почти двести лет, вальс до сих пор пользуется успехом и не утратил своего былого значения.
Полонез.
Родина полонеза- Польша, откуда и его первоначальное название «польский». Он произошел от народных массовых танцев-прогулок. Этим танцем начинались все народные празднества, а позднее, когда «польский» был принят высшим обществом, его стали исполнять и на городских балах.
В России полонез стал известен с первой четверти 18 века под именем «польский», или, как его еще называли, «ходячий разговор»,-во время танца исполнители могли вести беседу. Наибольшее распространение полонез получил у нас в 19веке. Им начинались, а иногда и заканчивались балы. Нас емейных вечерах в Москве «польский» танцевали под пение куплетов, которые обычно сочинялись кем-нибудь из домашних или близких хозяевам дома. Куплеты печатались специально для вечера и раздавались присутствующим.
В полонезе могло принять участие неограниченное количество танцующих пар в зависимости от размера танцевального зала. В первой паре шел хозяин дома с самой пожилой и почтенной дамой, затем- наиболее почетные гости.
- А сейчас, перефразируя слова великого полководца А.В.Суворова «Служба службой, а отдых по расписанию», мы предлагаем Вам немного отдохнуть.
VIII. Под звуки вальса выходят пары и танцуют.
(После поклона проходят на свои места)
Учитель литературы:
- Мы уже познакомились с исторической справкой о Бородинском сражении.
История не дает оценок: хорошо или плохо, она не судит кто прав, кто виноват, а только рассказывает нам о событиях не преукрашивая, не преувеличивая и не уменьшая события или факты.
И не всякое историческое событие может стать объектом художественной литературы, а только те, которые сохраняются в сердцах и памяти народной.
Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они наша гордость и честь. К таким событиям относится и Бородинская битва. Возвращаясь к эпиграфу урока надо сказать, что стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» как раз рассказывает о самом крупном историческом событии, и благодаря литературным произведениям и произведениям других видов искусства, остается в памяти поколений навсегда.
Лучший поэтический памятник Бородинскому сражению – стихотворение М.Ю. Лермонтова, которое он выразительно и коротко назвал «Бородино».
Это стихотворение написано в связи с 25-летием Отечественной войны 1812 года.
Но еще в 1831г., 17 летним юношей, под впечатлением услышанных рассказов об этой великой битве, Лермонтов пишет стихотворение «Поле Бородина».
Проходит время и Лермонтов, одаренный необыкновенной силой воображения, юношеский набросок «Поле Бородина» в замечательное произведение «Бородино».
И сейчас мы с ребятами хотим прочитать отрывок из этого произведения.
IX. Учащиеся читают наизусть отрывок стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»
1.
« Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
2.
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
3.
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
4.
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
5.
...И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
6.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
7.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась – как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой..
8.
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны –
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
9.
...Да,были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы,
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
X. Заключительное слово учителей.
Сегодня на уроке
- мы попытались перенестись в атмосферу XIX века с помощью историко-бытовых танцев;
- поговорили о культурном наследии страны,
- а также познакомились со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Бородино» и посмотрели в какой обстановке создавалось это великое произведение.
Учитель литературы:
- Закончить свое выступление я хочу вопросом: Почему сегодня нас волнует и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и события в нем описанные? Наверно, потому, что война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит» и будет помнить «вся Россия».
Мы благодарим всех за урок. Спасибо за внимание!