Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них.
Современный урок формирования представлений и знаний на основе сочетания разнообразных методов и средств обучения решает комплекс задач. В этом случае используются как объяснительно-иллюстративные, так и частично поисковые, исследовательские методы обучения, диалоги и дискуссии. Формы работы разнообразны: групповая, фронтальная, парная, индивидуальная. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности учащегося.
Осознание уроков истории, литературы, обществознания как диалога все более утверждается в современной методике преподавания гуманитарных наук в школе.
Актуальность исследования природы диалога в связи с возможностями и перспективами его развития и практического применения на уроках очевидна. Диалог в обучении, или учебный диалог, может пониматься, как своеобразная форма общения, как взаимодействие между людьми в условиях учебной ситуации, осуществляющееся в разных речевых формах. В процессе использования этих форм на уроке происходит информационный обмен между всеми участниками диалога и регулируются их взаимоотношения. По мнению М.М. Бахтина, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно открывающими истину, в процессе их диалогического общения.
Специфика учебного диалога определяется целями его участников, условиями и обстоятельствами их взаимодействия. Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь учащемуся увидеть в общей проблеме то индивидуальное решение, которое соприкасается с его личными проблемами и размышлениями, поэтому основная часть учебного диалога, обсуждение проблем, вопросов, ситуаций, является ключевой в решении поставленных задач.
Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор, дискуссия ведут обучающихся к более глубокому пониманию темы и восприятию изучаемых произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя.
Форма урока-диалога может относиться к типу уроков обучения умениям и навыкам, закрепления и совершенствования знаний, формирования нового проблемного видения.
В основе урока-диалога лежат идеи сотрудничества и «диалога культур».
Урок может рассматриваться с разных позиций:
– как диалог различных научных точек зрения на
решение «вечных вопросов» бытия;
– как диалог преподавателя и обучающегося в
качестве равных собеседников;
– как диалог учащегося с учащимся в качестве
носителей разных подходов и точек зрения;
– как внутренний диалог учащегося-мыслителя с
самим собой (взгляд на проблему с точки зрения
современника).
Урок-диалог чаще всего имеет цель формирования нетрадиционного взгляда на изучаемые проблемы. При этом решаются задачи развития и воспитания.
Задачи развития:
– аналитического мышления, особенно на этапе
постановки проблемы и нахождения
путей их решения;
– творческих способностей;
– коммуникации и речевой культуры;
– интереса к изучаемым предметам.
Воспитательные задачи:
– формирование, развитие и воспитание творческой, инициативной и самостоятельно мыслящей личности.
Преподаватель руководит диалогом, направляет его, допускает плюрализм мнений и дает свободу суждениям. Чтобы урок соответствовал обозначенной форме, преподавателю нужно провести предварительную работу с учащимися для того, чтобы научить их «парадоксальному разуму культуры». Имеется в виду, что следует научить их грамотно излагать личную точку зрения, терпимо относиться к возражениям и критике, уметь разворачивать положения своей позиции, уметь четко и последовательно выстраивать аргументацию. В связи с этим выделим ряд условий, без учета которых диалог не может быть эффективен:
– предмет обсуждения должен давать
принципиальную возможность рассмотрения его с
альтернативных точек зрения;
– важно направлять диалог в конструктивное
русло, избегая переключения на другие темы;
– обязательно соблюдать правила ведения диалога
между всеми его участниками;
– организовать процесс обсуждения, чтобы не
оставлять без внимания явные противоречия в
высказываниях отдельных участников диалога,
нелогичность их рассуждений, а также
неаргументированные или необоснованные
мнения.
Таким образом, в центре содержания урока находятся участники образовательного процесса как носители смыслов – контекстов мышления, поведения и отношений. Учебный предмет, да и само учебное занятие, рассматриваются не сами по себе, а в соответствии с задачей определения их роли и места в широком контексте жизни учащихся. Цель такого урока – накопление опыта диалога как опыта целостного восприятия, интерпретации, понимания и создания смысла, отраженного в тексте. Возможности интегрированного урока-диалога мы рассматриваем в данном случае как возможность «встречи» разных суждений, мировоззрений и ее рефлексии, как возможность индивидуального и коллективного сотворчества.
Работу на данном уроке можно представить как смену трех этапов деятельности: презентационно – ориентировочного, коллективно-аналитического и рефлексивно-творческого. В связи с этим отметим, что существует разная структура урока-диалога, последовательность элементов которой может меняться и использование всех структурных элементов на каждом уроке не является обязательным.
Рассмотрим отдельные структурные части, которые мы считаем важными в уроке-диалоге:
1. Вхождение в диалог. Для того чтобы учебный
диалог состоялся, необходимо предварительно
подготовить его участников. Во-первых, требуется
эмоционально-психологическая настройка.
Преподаватель объясняет специфику формы работы,
снимает поведенческие барьеры и т.д.
Во-вторых, следует обсудить организационные
вопросы (регламент диалогического урока, время и
очередность выступлений и т. п.). В-третьих, важно
провести предметную (содержательную) подготовку,
чтобы учащиеся владели учебным знанием, имели
материал для дискуссии. При вхождении в диалог
применяют несколько приемов. Например,
опережающее домашнее задание, как установку на
проблему, или предварительное обсуждение
вопроса в малых группах.
Опережающее домашнее задание предоставляет
возможность учащимся создать «ответный текст».
Учебный материал рассматривается участником
диалога в контексте его разнообразных трактовок
и одновременно объективной культурной
значимости. Учащийся учится трансформировать
учебный материал в субъективный текст культуры и
представлять контекст мышления в разнообразных
формах, в том числе и в форме презентации.
Таким образом, необходимым элементом структуры
урока-диалога является предварительное
пояснение вопроса, проблемы, ситуации. Вводную
часть обычно строят так, чтобы актуализировать
имеющиеся у участников диалога сведения, ввести
нужную новую информацию, пробудить интерес к
предмету.
2. Работа в группах (свободный обмен мнениями).
Основная часть учебного диалога является
ключевой в решении поставленных задач
(обсуждении проблем, вопросов, ситуаций).
Участники диалога представляют разные
концепции, точки зрения, отстаивают свою позицию
и интерпретируют учебный материал. Происходит
обмен идеями, мнениями. Проблема, которая
возникает в этой части урока, – это проблема
понимания разных культурных смыслов,
субъективных языков самовыражения. Цель данного
этапа – формирование диалогического отношения
как способа постижения смысла. И учебный предмет,
и сама личность, и ее высказывание, и
коллективное общение предстают как отражение
культуры, «встроенной» в общую систему культуры
и систему отношений.
Основное средство удержания внимания и развития
диалога — это вопросы, их вправе задавать все
участники обсуждения. Однако именно ведущий,
часто эту функцию берет на себя преподаватель,
способен создать интерактивную ситуацию,
вызвать ответную реакцию. Также преподаватель
может использовать такие приемы активизации
мыслительной деятельности учащихся, как:
а) резюме сказанного по основной теме
дискуссии;
б) панорамный обзор представленных данных,
фактических сведений;
в) суммирование того, что уже обсудили, и
определение вопросов, подлежащих дальнейшему
рассмотрению;
г) повторение, переложение сложных высказываний;
д) анализ хода обсуждения материала.
3. Рефлексия, связанная с пониманием изучаемого
на уроке материала, а также к собственной
деятельности на уроке, анализ характера
соавторства.
Преподаватель ставит перед участниками диалога
задачи нового, более сложного уровня, связанные с
пониманием изучаемого на уроке материала.
Это может быть система вопросов, связанных с подведением содержательных итогов, обобщением сказанного или задания творческого характера. Выводы, которые формулируются по ходу урока и по окончании разговора, должны быть краткими, емкими и должны охватывать весь спектр идей-мнений. Для проведения итоговой рефлексии можно использовать такие вопросы:
1. Ответили ли мы на вопрос, поставленный в
начале диалога?
2. В чем мы не достигли успеха и почему?
3. Отклонялись ли мы от темы?
4. Все ли принимали участие в обсуждении?
5. Были ли факты нарушения порядка во время
ведения диалога? Кем и когда?
В системе уроков-дискуссий выводы предыдущего урока могут стать отправной точкой для перехода к следующей теме. Тогда отдельный урок становится составной частью педагогической деятельности диалогического типа.
Выполнение творческих задач также является структурным элементом урока-диалога. В этом случае перед учащимися ставятся нестандартные задачи и предлагаются разные виды технологий для их решения.
Список литературы:
1. Брагина М.А. Интегрированный урок: суть,
возможности, методика // Журнал «История и
обществознание в школе» № 10, 2012 г. с. 12-14.
2. Баварин Н.И. Начала анализа и
математическое моделирование в
естествознании и экономике. – М:, Просвещение
2010г.
3. Новик Л.В. Интегрированные уроки в
школе // Компьютерные инструменты в
образовании, – СПб.: Изд-во ЦПО
«Информатизация образования», 2010, №9 с.
39-47 .
4. Мельникова Е.Л. Проблемный диалог как
средство самореализации учителя. Инновационные
проекты и программы в образовании.– 2011. № 3. С.48-49.
5. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое
обучение: понятие, технология, предметная
специфика. Образовательная система "Школа
2100" – качественное образование для всех.
Сборник материалов. – М., Баласс. 2010. С.144-180.
6. Мельникова Е.Л. Технология проблемного
диалога: методы, формы, средства обучения.
Образовательные технологии. Сборник материалов.
– М., Баласс, 2008. С. 5-55.
7. Мельникова Е.Л. Типология и методические
схемы проблемно-диалогических уроков в
начальной, основной и старшей школе.
Образовательная система "Школа 2100". Опыт
решения проблемы непрерывности и
преемственности образования. Сборник материалов
–.М., Баласс, 2009. С. 164-283.
8. Браже Т.Г.,Шаманова Т.И. Межпредметная
интеграция и её роль в повышении качества знаний
и развитии школьников.//Наука и школа – 1996 №5
9. Зарецкая И.,Тарников И.Интеграционный урок
в системе гуманитарного образования .// Школа –
1999 – №4.
10. Ю. И. Дик. Интеграция учебных предметов.
Современная педагогика. – 2008 – №9
11. Е. А. Глинская. Межпредметные связи в
обучении. – 3-е издание. – Тула: инфо 2007.
12. Коложевари И., Соченикова Л. Как
организовать интегрированный урок?// Народное
образование – 1996 – №1
13. Е. Ю. Сухаревская. Технология
интегрированного урока. Практическое пособие
для учителей/ 2-е издание – Ростов на Дону: РПИ, 2007.
14. Интегрированное обучение: организация учебных
диалогов. // Ряш № 5, 1999.
Тип урока: формирование нового проблемного видения.
Вид урока: урок-диалог.
Под диалогом понимается созданная на уроке
определенная коммуникативная среда, заключающая
в себе механизм становления личности. Диалог –
это момент самоактуализации, «прорыва личности».
Подводящий диалог представляет собой систему
вопросов и заданий, которая активизирует и,
соответственно, развивает логическое мышление
кадет. На этапе постановки проблемы учитель
пошагово подводит кадет к формулированию темы.
На этапе поиска решения он выстраивает
логическую цепочку умозаключений, ведущих к
новому знанию.
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с важнейшими морально-этическими регуляторами поведения человека.
Задачи урока:
- Обучающие:
- рассмотреть основные характеристики целостной личности, выявить проблемы развития личности.
- формирование целостного представления кадет о личности и способах формирования личностных качеств через интеграцию уроков литературы и обществознания
- Развивающие:
- формировать навык работы с дополнительтным материалом и др. нетекстовой информацией, развивать умение интерпретировать информацию в форме экспертной оценки; развивать навык самооценки.
- Воспитывающие:
- воспитывать толерантное отношение к другому мнению, желание участвовать в диалоге и кооперации в процессе учебной деятельности, свою позицию по предмету изучения, воспитание духовности, сознательного стремления к самосовершенствованию, ценностей гражданского общества.
Формируемые компетенции:
- Личностные:
- овладение навыками публичных выступлений (монолог, диалог, дискуссия, умение задавать вопрос);
- умение выполнять познавательные и практические задания – определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения;
- формирование адекватной самооценки.
- Метапредметные:
- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации;
- умение взаимодействовать с оппонентами и работать в коллективе;
- высказывать суждения, подтверждая их фактами;
- владение элементарными практическими умениями работы с дополнительной литературой;
Универсальные учебные действия:
- Личностные:
- оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей
- Регулятивные:
- принимать и формулировать учебную проблему, определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат.
- познавательные:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, извлекать информацию, перерабатывать её (анализ, сравнение, классификация…), представлять в разных формах.
- выявлять причины и следствия простых явлений.
- Коммуникативные:
- умение общаться и взаимодействовать друг с другом, доносить свою позицию, понимать других (в т.ч. вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде – подтекст, концепт), сотрудничать.
Формы работы учащихся: коллективная, групповая.
Основная педагогическая задача: создание и организация условий, инициирующих действие кадет.
Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация, карточки для индивидульной работы.
Вхождение в диалог.
Предварительно кадеты получили домашнее задание:
- по мини-группам:
- выбрать из изученных и изучаемых произведений художественной и документальной литературы персоналии, героев и персонажей, являющиеся, по мнению кадета, личностью;
- выявить их лучшие личностные качества;
- доказать, что именно эти качества являются важными для формирования личности;
- подготовить краткие сообщения;
- создать презентации для публичной защиты обозначенных личностных качеств.
- индивидуальные:
- найти и распределить отрицательные и положительные качества личности, подготовить к физкультминутку.
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний и постановка проблемы
Здравствуйте, уважаемые кадеты!
Здравствуйте, уважаемые гости!
Представляем Вам группу ЛИТЕРАТУРОВЕДОВ и
ОБЩЕСТВОВЕДОВ.
Ребятам поручено выступать от имени команды,
следить за регламентом выступающих, вести
дискуссию и следить за порядком во время работы
выступающих.
ЭКСПЕРТНАЯ группа будет отслеживать выступления
ребят и в конце урока даст свою
аргументированную оценку, кто же из выступающих
был более убедительным.
Группам было дано домашнее задание
поисково-творческого характера, а некоторые
кадеты получили индивидуальное задание.
На результаты вашей самостоятельной
деятельности мы и будем опираться на уроке.
Обращаем ваше внимание на рабочие листы урока,
которые перед вами лежат на столах, мы обратимся
к ним в ходе урока.
Психологический настрой на урок: улыбнитесь своему другу и пожелайте ему удачи.
2. Определение темы урока
Василий Сухомлинский сказал: «Ты рожден
человеком, но человеком надо стать».
Позвольте нам начать урок с маленькой притчи:
«Знаменитый греческий философ Диоген 2500 лет
назад расхаживал по улицам Афин с фонарем. На
вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнем,
Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь
улицы древнего города были полны народа: старики
и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и
бедные… и каждый из них был человек….»
– Как вы думаете, что же имел в виду Диоген под
словами «Ищу человека»? (Ответы кадет)
Вывод: Диоген искал не просто человека. Он искал особенного человека, не такого как все. А в окружающих его людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей рода человеческого «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, две с половиной тысячи лет назад Диоген не мог так ответить, так как слово «личность» от латинского «persona» первоначально обозначало маску – «личину», в которой выступал актер античного театра. И лишь позднее существенно изменило свое значение.
– Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях? (Он не считал их личностями)
– Опять же по Диогену, получается, что понятие личность можно применить не ко всем людям? Вы с ним согласны? (Да, не каждый человек личность, например…ребенок, пьющий человек, психически больной, в результате тяжелой травмы или болезни.)
– А почему вы отказываете им в праве называться личностями? (Личность имеет моральные, нравственные качества, она усвоила правила жизни в обществе, несет ответственность за поступки, принимает решения, усвоила социализацию…)
– А эти примеры, в каждом случае надо доказать – какая личность – формирующаяся, патологическая, слабая. Но при этом нельзя относиться неуважительно или презрительно к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.
– Вопрос: какое значение сегодня имеет понятие
«личность»?
– Как Вы считаете, каков будет предмет нашего
урока? (Личность)
3. Постановка учебной задачи
– Мы попытаемся узнать, какие качества делают человека личностью, и что нужно сделать, чтобы ею стать
– Какие важные моменты темы мы должны выяснить на уроке? (На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответ?)
БЫТЬ...
СТАТЬ…
– Почему нам важно ответить на эти вопросы? (Мы
– подростки, и мы на примере уже великих,
знаменитых людей формируем себя как личность…)
– Начнем с понятия «личность». Понятие личность
употребляется в более узком значении, чем
понятие «человек» («индивид»).
4. Совместное «открытие знаний»
– Кого Вы могли бы назвать личностью. Почему?
Давайте сформулируем определение понятие
«личность»,
– Сегодня мы бы хотели бы поговорить о той
личности, которая имеет «социально значимые
черты (качества)». Приведите примеры социально
значимых качеств через личность.
Работа с высказыванием (беседа)
И. Кант (1724-1804): «Личность – это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам».
Железная воля – МАРЕСЬЕВ (сообщение кадет с доказательством качеств от группы обществоведов)
Основным качеством, присущим настоящему мужчине, должна быть уверенность в себе и в своих силах. Без этого качества мужчина вряд ли сможет состояться в этой жизни.
Беседа по сообщению с кадетами
– Способность быть господином самому себе. Что это значит? (Иметь характер, умение быть человеком независимым, решительным, инициативным, т.е. автономным;обладать развитым сознанием человеческого достоинства и ответственности, быть свободным от диктата других людей, всё это требует хорошего знания своего дела, т.е. компетентности, умения управлять собой, своим поведением)
– Прекрасные качества. Но Кант считал, что этого мало, чтобы стать личностью. Личность должна иметь твердые принципы. Что мы отнесем к твердым принципам? (Моральные и гражданские качества человека – честность, порядочность, совесть, ответственность, уважение к закону, порядку и справедливости)
– Но и это не всё. И. Кант доводит свою мысль до логического конца. Он полагал, что эти прекрасные качества – способность быть господином самому себе, иметь принципы – с неба не сваливаются. Они должны быть выработаны, сформированы, причем добровольно, т.е. свободно, при условии доброго желания самого человека
– Сделайте вывод, исходя из сказанного. Личностью рождаются? Нет, становятся.
– В процессе чего происходит становление личности, что влияет на её формирование? (Общество, семья, дружба, опыт других, знания…)
Пример группы литераторов
М. Ю. Лермонтов жил в то время, когда общество волновала проблема «личность и среда». Одной из важнейших тем лирики Лермонтова являются стихотворения о протестующем герое, о выдающейся личности, какой ее представлял себе поэт. Лермонтов был человеком высокого ума, чести и благородства.
Пример группы обществоведов (СУВОРОВ)
Главными пружинами деятельности Александра Васильевича были страсть к военному делу (и к войне, как конечному его проявлению) и сильнейшее славолюбие, ради которых он, однако, не поступался правилами нравственности. Бескорыстие, щедрость, религиозность, добродушие, простота в обращении привлекали к нему все сердца.
Пример группы литераторов
Но мне теперь кажется, что там всё еще горит зеленая лампа... лампа, озаряющая темноту ночи…бнапряженная нервная жизнь становится необходимой принадлежностью романтического типа личности, и остается только понять, на что она должна быть направлена, чтобы не разрушать, а, напротив, созидать человека.
5. Первичное закрепление
Работа с притчей «Старательный дровосек»
«Дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции»
Человек должен всегда осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате. Потому что даже если мы хорошо трудимся, но при этом не задумываемся о смысле своей деятельности, её последствиях, мы можем попасть в положение бездумного дровосека, ставшего игрушкой в руках зла и волей-неволей помогающего творить преступления. И где гарантия, что однажды, дровосек сам не станет жертвой и не попадёт в тот костер. Таким образом, на каждом из нас хотим мы того или нет всегда несём ответственность за результаты наших поступков.
– Что значит быть ответственным? (Предвидеть общественные последствия своих поступков и уметь отвечать за них)
– Какой важный урок Вы вынесли из сегодняшнего занятия?
6. Самостоятельное применение и использование полученных знаний
Рефлексия
Список качеств личности важных для тебя |
0 |
1 |
2 |
1. Уверенность | |||
2. Самостоятельность | |||
3. Ответственность | |||
4. Решительность | |||
5. Искренность | |||
6. | |||
7. | |||
8. | |||
9. | |||
10. |
7. Подведение итогов
Стать личностью – это значит…
Работа с рабочим листом (Приложение 1)
– Мы очень надеемся, что этот урок не прошел даром, Вы достаточно умело и грамотно выражаете свои мысли, отстаиваете свою точку зрения, уважаете мнение других, это очень важно, значимо и для Вас, и для нас и для общества и государства в целом. Это процесс формирования вашей гражданской позиции, а т.к. Вы её четко изложили нам бы хотелось оценить вашу работу на отлично.
Домашнее задание: выработайте собственные критерии личности (Приложение 2)
– А завершить нам хотелось бы притчей «Бабочка».
Давным-давно в старинном городе жил Мастер,
окруженный учениками. Самый способный из них
однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который
наш мастер не смог дать ответ?» Он пошел на
цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и
спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к
мастеру и спросил:
– Скажите. Что у меня в руках?
– Бабочка.
– Какая она: живая или мертвая?
– Всё в твоих руках!
– Помните, ребята, всё в ваших руках!