Интегрированный урок (литература + ОБЖ) по теме «Образ стихии в поэме А.С. Пушкина "Медный Всадник"»

Разделы: История и обществознание, Литература, ОБЖ


Цели:

  • дать представление о стихии как о художественном образе поэмы А.С.Пушкина “Медный всадник”, познакомить с историей строительства Петербурга и со способами защиты города от наводнений в 18–19 веках;
  • развивать навыки сравнительно-исторического и ассоциативного мышления у учащихся, самостоятельной и коллективной работы; совершенствование навыков анализа текста;
  • воспитывать у учащихся способность понимать и воспринимать поэзию слова, чувство красоты;
  • создавать на уроке атмосферу доброты, увлечённости.

Форма урока: интегрированный урок литературы, истории, ОБЖ.

Оборудование урока: портрет А.С.Пушкина, проектор, экран, презентация, текст поэмы “Медный всадник”, стихотворение для стадии вызова, таблица “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”, памятки.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя литературы.

Учитель литературы. Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет не совсем обычным: на одном уроке сразу присутствуют три учителя, так как речь сегодня пойдёт об удивительной поэме А.С. Пушкина "Медный всадник”, которая познакомит нас с историческим Петербургом, расскажет о трагедии маленького человека, потерявшего свою любимую, о Петре I, о стихии как об одном из главных героев поэмы. Поэтому на уроке одновременно присутствуют и литератор, и историк, и учитель ОБЖ.

– Запишите, пожалуйста, тему нашего урока и вопрос, ответ на который каждая группа должна будет дать в конце урока: “Наводнение – это …” Презентация. (Слайд 1–2).

                        

– И первое слово предоставляется группе литераторов.

Ученик читает вступление к "Медному всаднику" ("На берегу пустынных волн:" до ": и запируем на просторе") (Слайд 3–4).

 

Учитель истории. Петр I задумал построить величественный город, Северную Венецию, город, который станет грозной крепостью и центром культуры и торговли. Как строился Петербург, расскажут нам историки.

Историки рассказывают о строительстве Петербурга.

Учитель литературы. Петербург, построенный великим человеком, Петром Первым – прекрасный и величественный город, который считается одним из красивейших в мире. А.С. Пушкин любил Петербург. Гимном его любви к Петербургу стала поэма "Медный всадник". Поэт восторженно описывает Петербург, восхищается им и преклоняется перед его величием. Давайте послушаем самого Пушкина.

Литераторы читают наизусть отрывки из "Вступления:" (со слов "Прошло сто лет.." до "Спешит, дав ночи полчаса") (Слайд 5–9).

 

Учитель литературы. Перед нами – великолепная панорама. Глядя на нее, мы испытываем огромный восторг. Нева, мосты над ней, соборы, Петропавловская крепость – все создает ощущение великолепия, вечности, и прочности.

– Какой жанр использует А.С.Пушкин во вступлении и что характерно для данного жанра? (Автор использует во вступлении такой жанр, как ода, для которого характерны возвышенность, торжественность.)

– С помощью каких художественно-выразительных средств поэт достигает такой возвышенности, торжественности слога? (Использование эпитетов, метафор, славянизмов помогает автору достичь торжественности и возвышенности слога.)

– Какое настроение передает "Вступление" поэмы? ("Вступление" энергично, динамично. Автор гордится городом, славит его, призывает стихию смириться навек. Все дышит гармонией и торжеством). (Слайд 10).

Учитель ОБЖ. Но не все так благополучно в этом городе, как кажется на первый взгляд. Ребята уже рассказали нам, как трудно строился этот город, ведь раньше там были сплошные болота. Людям удалось победить природу! Удалось среди болот построить величественный город, удалось Неву загнать ее в гранитные берега.

Однако иногда она бунтует против учиненного над ней насилия. Каждую осень над Петербургом витает угроза стихийного бедствия. В Петербурге часто случаются наводнения.

Введение в проблему. Применение технология РКМЧП. Первый этап – вызов. Задача: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес.

Учитель ОБЖ. А что вы знаете о наводнении и о причинах наводнения? У вас у каждого на партах имеется таблица “Знаю”, “Хочу узнать”, “Узнал”. С этой таблицей вы знакомы, мы не раз работали по ней. Запишите всё, что вы знаете о наводнениях, в колонку “Знаю”, что хотели бы ещё узнать о наводнениях, запишите в колонку “Хочу узнать”.

Второй этап – осмысление. Задача: соотнесение новой информации с собственными знаниями. Учащиеся сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, чтобы создать новое понимание.

Учитель ОБЖ. Теперь предлагаю вам внимательно прочитать стихотворение А. Гаврюшкина “Наводнение” (приложение 1), которое также имеется у каждого из вас на парте, окунуться в текст поэмы “Медный всадник” и записать всё, что вы узнали нового о наводнении в колонку “Узнал”. Думаю, теперь у вас больше информации для того, чтобы дать более полный и развёрнутый ответ на вопрос: что же такое наводнение и каковы его причины. Слово Спасателям.

Спасатели. Наводнение – это стихийное бедствие, выражающееся в затоплении значительной части суши водой в результате подъёма уровня воды в период ливней, снеготаяния, ветровых нагонов, заторов, вызываемое различными причинами. (Слайд 11–12).

 

Учитель истории. Самое крупное наводнение за всю историю Петербурга произошло 7 ноября 1824 года. (Слайд 13–14).

 

Слово предоставляется историкам. Рассказ о наводнениях в Петербурге.

Учитель литературы. Это наводнение и описывает Пушкин в своей поэме.

– Нева в поэме – образ многоликий. Во-первых, она являет собой украшение города. Приведите примеры, подтверждающие это утверждение? (державное течение реки, одетой в гранит; ":По оживленным берегам/Громады стройные теснятся/Дворцов и башен:"; ":корабли: К богатым пристаням стремятся:"; ":Темно-зелеными садами/Ее покрылись острова:").

– Во-вторых, это главная угроза городу и людям. Уже в первой части поэмы облик Петербурга меняется, с него словно спадает позолота. Город во власти "осеннего хлада", воющего ветра, сердитого дождя. Он превращается в крепость, осажденную Невой.

– Послушаем, как описывает наводнение 1824 года Пушкин. Слово литераторам. (Слайды 15–20).

Выразительное чтение со слов "Над омраченным Петроградом:" до "И ветер дул, печально воя", со слов "Нева всю ночь: до “Увы! всё гибнет: кров и пища!

 

Учитель литературы. С помощью каких средств художественной выразительности Пушкин создает страшную картину?

Ученики отмечают такое средство выразительности, как сравнение: река сравнивается со зверем и вором, шайкой злодеев; нагромождение глаголов подчеркивает стремительность стихии; использование восклицательных предложений выражает эмоциональное напряжение и трагичность описываемого бедствия: "пена разъяренных вод", "гневна, бурлива", вздувалась и ревела, как зверь, "остервеняясь, на город кинулась", осада, приступ злые волны, как воры, лезут в окна, "вставали волны там и злились", своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу. "Чёлны с разбега стёкла бьют кормой" и "гроба с размытого кладбища плывут по улицам".

Учитель литературы. Стихия уходит непобежденной, любуясь своим возмущением. (Слайд 21).

Учитель ОБЖ. Как вы видите, вода – это грозная стихия, безжалостный убийца. С древних времен наводнения считались самым страшным стихийным бедствием. Затонувшие города, разрушенные строения и гибель людей, разбитые человеческие судьбы – вот последствия наводнения, внезапного и непредсказуемого врага человечества, жадно поглощающего на своем пути все живое. Издревле человечество страдает от наводнений, но до сих пор не может защититься от прожорливой водной стихии. Какие меры принимали люди, чтобы защититься от наводнений? Что делать, если вы попали в зону затопления? Если начался резкий подъем воды?

Слово Спасателям. (Слайд 22–24).

Если начался резкий подъем воды, нужно:
– Во-первых, как можно быстрее занять ближайшее безопасное возвышенное место (верхние этажи зданий, крыша здания, дерево) и быть готовым к организованной эвакуации по воде с помощью различных плавающих средств или пешим порядком по бродам;
– Во-вторых, не подаваться панике, не терять самообладания и принять меры, позволяющие спасателям найти людей, отрезанных водой и нуждающихся помощи (в светлое время суток вывешивать на высокое место белое или цветное полотно, а в темноте подавать световые сигналы).
– в-третьих, ожидать прихода спасателей.
– в-четвёртых, самостоятельно выбираться из затопленного района можно лишь в безвыходных ситуациях: когда одному из пострадавших нужна медицинская помощь или когда вода все поднимается и нет надежды на спасателей. (Слайд 25).

Спасатели раздают памятки. (Слайд 26). (Приложение 2.)

Учитель ОБЖ. Как вы думаете, почему во время наводнения в Петербурге погибло так много людей? (Вместо того чтобы спасаться, они вышли на набережную полюбоваться буйством стихии, несмотря на сигнальные фонари Адмиралтейской башни). Предлагаю провести интеллектуальную разминку: разгадывание кроссворда. (Слайд 27).

  1. Специалист по оказанию помощи во время чрезвычайных ситуаций.
  2. Научно обоснованное предсказание развития, характера, масштабов наводнения.
  3. Одна из причин наводнения.
  4. Интенсивный периодический и кратковременный подъем воды в реке из-за сильных дождей, может возникнуть в любое время года.
  5. Периодически повторяющийся подъем уровня воды в реках, вызываемый весенним таянием снега.
  6. Затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, озере или море.

Учитель литературы. А теперь я предлагаю вам самим создать кроссворд на тему урока из 5 вопросов и предложить отгадать его вашим одноклассникам. (Работа в паре.)

 

За составлением кроссвордов…

Стадия рефлексии. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны.

Учитель литературы. Заключительный этап урока – творческая часть. Составлляем синквейны. Таким образом вы постараетесь выразить свое отношение к уроку, и мы перейдём к подведению итогов. Синквейн, вы помните, – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Напомним правила составления синквейна:

1-я строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2-я строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3-я строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4-я строка – фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5-я строка–одно слово (синоним к теме, обычно существительное, выражающее эмоциональное отношение к теме).

 

Бедствие…
Могущественное, ужасное!
Убивает, разрушает, калечит.
Не щадит никого на пути.
Наводнение. (Абраамян Артур, 7 класс А, на верхнем фото в правом углу)

Стадия завершения урока.

Учитель литературы. Наш урок подходит к концу, пора подводить итоги. Прошу представителей от каждой группы познакомить нас со своими выводами, которые вы сделаете на основе ваших таблиц “Знаю”, “Хочу знать”, “Узнал”. (Приложение 3.)

ВЫВОДЫ: Спасатели: Наводнение – это, как было уже сказано, затопление водой значительной местности в результате подъема уровня воды в реке. Вода – это грозная стихия, потенциальный источник многих чрезвычайных ситуаций, безжалостный убийца. Нужно всегда помнить о правилах поведения при наводнении.

Историки: Наводнение с древних времен люди воспринимали как самое страшное стихийное бедствие и придумывали разные способы защиты от него.

Литераторы: Наводнение в поэме А.С.Пушкина "Медный всадник" – это художественный образ, бунт стихии против порабощения. Последствия такого бунта страшны: это и разрушенные дома, и голод, и гибель людей, и разбитые человеческие судьбы.

Учитель литературы. Молодцы! Вы все верно сделали вывод. В поэме “Медный всадник” бунт стихии – это один из кульминационных центров поэмы. Нева своим буйством заразит Евгения, и он, маленький, незаметный чиновник, в приступе ярости посмеет угрожать медному всаднику. Как мы видим, мятеж водной стихии переводится в иной, социальный план – Пушкин сравнивает бунт "возмущенной" Невы с народным бунтом.

По мысли Пушкина, и наводнение, и народный бунт – это проявление Божьего гнева, который обрушился на город пока в виде природной стихии, а в будущем может вылиться в стихию народного бунта, не менее страшную, чем стихия наводнения, ибо она вершит свой суд, не разбирая правых и виноватых.

Спасибо всем за активное участие. Таблицы “ЗХУ” со своими записями сдайте, пожалуйста, на проверку.

Домашнее задание: (Слайд 29). Написать сочинение-эссе “Два лица Петербурга в поэме А.С.Пушкина “Медный всадник”.

Список литературы:

  1. А.С.Пушкин "Медный всадник"
  2. В.Я.Коровин Учебник-хрестоматия по литературе. М., Просвещение, 2006.
  3. А.А.Фукалова. Поэма А.С. Пушкина "Медный всадник"//Литература в школе № 5, 1999.
  4. Н.А. Соснина. "Медный всадник" Пушкина.//Литература в школе № 5, 1997.
  5. Ю.Л.Воробьёв Учебное пособие для школьного курса “ОБЖ” М., 2006.
  6. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Ю.Л.Воробьёва, заслуженного спасателя РФ, Герой России АСТ. Астрель ОАО “Московский учебник” , 2009.

Приложение 1. – Текст стихотворения А. Гаврюшина “Наводнение”.

Приложения 2. – Памятки о правилах поведения при наводнении.

Приложения 3. – Таблицы “ЗХУ” (обобщенная, по результатам работы обучающихся).

Приложения 4. – Данные об авторах.

Презентация.