Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Роль имен прилагательных в произведениях художественной литературы 2006

    Автор: Габитова Татьяна Николаевна

    Главной целью урока является формирование умения определять роль имён прилагательных в произведениях художественной литературы. На уроке представлены отрывки из текстов А.С. Пушкина, И. Корнеева, И.А. Бунина. В ходе урока рассмотрено, как изобразительно-выразительные средства, в том числе прилагательные, украшают текст, делают описание точным, выразительным.

  • Конспект урока по теме: "Различение частиц не-ни". 7-й класс 2006

    Автор: Емельянова Надежда Михайловна

    Цель урока закрепить сведения учащихся об употреблении и написании частиц НЕ и НИ, различать данные частицы. Попутное повторение - знаки препинания в сложном предложении. На этапе актуализации опорных знаний использовалось стихотворение-шутка. В течение урока проводился эксперимент, целью которого было выявить НЕ или НИ с опорой на текст. На уроке использовался один текст с разноуровневыми заданиями. Это позволило ребятам объективно оценить свои возможности. Также на уроке предусмотрена работа по развитию речи. Это определение стиля речи, в котором используются устойчивые сочетания, а не и ни, определение темы текста; работа по конструированию – умение самостоятельно строить высказывания, используя предложенные конструкции. Кроме того, ребята знакомились с этимологическим значением слова "маска". Подобран интересный иллюстративный материал.

  • Обобщающий урок русского языка в 5-м классе по теме: "Чередование гласных в корнях" (учебник под ред. М.М. Разумовской) 2006

    Автор: Огурцова Татьяна Викторовна

    Общеобразовательный урок русского языка в 5-м классе проверяет, как учащиеся усвоили правописание и(е), а(я) в корнях слов.

  • Темперамент и его значение для педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы 2006

    Автор: Соколова Людмила Алексеевна

    Чтобы каждый ребёнок был услышан и понят в процессе урока, задача учителя – найти гибкий способ взаимодействия с детьми. Это возможно, на наш взгляд, при владении информацией о темпераменте. Поэтому педагогу целесообразно скорректировать свою педагогическую деятельность с учётом типов темперамента обучаемых, разработать соответствующие каждому типу темперамента задания и применить их в процессе обучения. Методы и формы подачи материала не могут быть одинаковыми. Задача педагога на уроках – не "исправлять" темперамент, а работать с тем, что есть, качественно преобразовывая это, переводя на новый уровень взаимодействия и терпимого отношения детей к психологическим особенностям друг друга.

  • Открытый урок русского языка с компьютерной поддержкой в 7-м классе по теме: "Союз. Повторение и обобщение" 2006

    Автор: Косач Людмила Геннадиевна

    Я горжусь тем, что работаю в школе № 34 г. Тулы – школе, ставшей победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные общеобразовательные программы. Одной из приоритетных задач нашей школы является широкое использование информационных технологий как средства повышения качества обучения в условиях модернизации российского образования. Поэтому уроки с компьютерной поддержкой в практике учителей являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Надеюсь, что мой опыт использования компьютера на уроке русского языка в 7-м классе будет полезен учителям, начинающим внедрять компьютерные технологии в свою практику.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Правописание приставок" 2006

    Автор: Михалко Людмила Петровна

    Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, урок-зачет, поэтому на нем применяются различные формы работы. Используется рабочая карта урока, в которой учащиеся за каждый вид задания выставляют самостоятельно сами себе или друг другу оценки. Учащиеся работают в парах, проверяя домашнее задание соседа по ответам. Словарный диктант пишет ученик у доски, проверяют учащиеся и выставляют себе оценки. В парах учащиеся рассказывают друг другу правила; ответы к тестам и тексту – на доске, творческое задание выполняется в группах и оценивается консультантами – помощниками учителя. За урок выставляется одна итоговая оценка.

  • Тема урока: "Словоизменение". 3–4-й классы 2006

    Автор: Ковалева Елена Николаевна

    Данный открытый урок "Словоизменение" является первым уроком в теме "Склонение имен существительных" и является базой для изучения падежей. Главной задачей этого урока является показать учащимся отличие словообразования от словоизменения. Полученные на этом этапе знания будут способствовать дальнейшему усвоению падежей, правильному употреблению существительных в данном падеже и правописанию падежных окончаний.


  • Кружок лингвотопонимики как одна из форм реализации НРК 2006

    Автор: Юдина Светлана Максимовна

    Проект "Кружок лингвотопонимики как одна из форм реализации национально-регионального компонента" основан на опыте работы с учащимися старших классов в рамках научно-исследовательской работы по ономастике, топонимике, литературе Красноярского края. Построение регионального содержания в нем базируется на принципах педагогики с учетом историзма, комплексности, интегративности.

  • Тема урока: "Развитие речи. Сочинение – описание по картине Рафаэля "Сикстинская Мадонна" 2006

    Автор: Трачук Наталия Михайловна

    Интегрированный урок, основной целью которого является исследовательская деятельность учащихся по теме "Живопись эпохи Возрождения". Конечный результат - проектные задания: сказка, эссе, сочинение-описание картины, журнал "Искусство эпохи Возрождения" (по выбору учащихся). Работа проходит в группах: "историки", "искусствоведы", "языковеды", которые получили творческие домашние задания. На консультациях анализировался отобранный материал по данной теме. Мотивацией в подобной работе явилась сама эпоха Возрождения и возможность собственной интерпретации шедевров живописи.

  • Тема урока: "Орфограммы в загадках" 2006

    Автор: Куровская Валентина Тихоновна

    Материал помогает разнообразить работу на уроке. Использование загадок дает возможность сконцентрировать внимание на наиболее трудной орфограмме - словарных словах. Отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, рассуждению и доказательству. При наличии загадок легко составить кроссворд, чайнворд, лотерею и другие игры, используемые как на уроках, так и во внеурочное время.

  • Элективный курс "Искусство красноречия". 9-й класс 2006

    Автор: Сторожева Татьяна Юрьевна

    Программа курса "Искусство красноречия" рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Цель курса – развить в школьниках навык монологической речи, способность импровизировать в соответствии с быстро меняющимися речевыми условиями, привлечь внимание к гуманитарным наукам. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Возможно, этот простой принцип в наибольшей степени характеризует те требования, которые предъявляются к учащимся. Вовлечение учащихся в процесс устного творчества создаёт на занятиях повышенный эмоциональный фон, который поддерживается за счёт эффекта перемены деятельности, который, как известно, сродни отдыху.

  • Уроки развития речи 2006

    Автор: Саетгараева Зульфия Абдулловна

    Одним из сложных уроков по русскому языку для учащихся-татар являются специальные уроки развития речи. Содержание и тематика уроков развития речи позволяет привлекать на уроки русского языка обширный познавательный материал, что делает урок информативным, расширяет представления гимназистов о мире, обнаруживает связи между различными явлениями действительности, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов, об их культуре, вызывая интерес к познанию нового, неизвестного, углубляя взгляд на знакомое и привычное. Конечная цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

  • Урок русского языка на тему: "Чередование "е-и" в корнях слов" 2006

    Автор: Калугина Лариса Ивановна

    Представленный урок по теме "Чередование е-и в корнях слов" предназначен для учащихся 5-х классов, занимающихся по учебно-методическому комплексу под редакцией М.М. Разумовской. Основная цель, преследуемая учителем, – вырабатывание навыка выбора нужной буквы в чередующихся корнях слов. Для этого выбран метод проекта (на первом этапе с помощью решения учебной задачи учащиеся проектируют тему и цели данного урока). По ходу урока берутся во внимание возрастные и индивидуальные особенности учеников, используются разноуровневые карточки и включаются элементы игры (ученики работают с сигнальными ракетами и развивают логическое мышление, разгадывая кроссворды). Весь урок должен проходить с четким распределением времени на каждый этап (это нужно для достижения учебной цели). Интерес к уроку поддерживается творческими работами учащихся (сказки о чередовании гласных). На всех этапах присутствует орфографическое письмо (выполнение упражнений учебника, объяснительно-орфографический диктант, индивидуальная работа по карточкам). Итогом урока может быть контрольная работа, подтверждающая усвоение материала.

  • Контрольно-измерительные материалы для обучающихся в среднем звене по русскому языку 2006

    Автор: Твердохлебова Екатерина Васильевна

    Все мы знаем, что важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение нами, учителями, объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию мы получаем в процессе контроля. В зависимости от цели урока я провожу различные виды контроля. Мне хотелось бы поподробнее остановиться на тематическом контроле. При этом виде контроля я использую такие формы работ, которые помогают не только выявлять умения и навыки, но и активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, тренировать память, внимание, использовать знания в нестандартной обстановке. В ходе проверки знаний мы с обучающимися строим алгоритмы, "сажаем цветы", чертим схемы, графики и т.д.


  • Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме: "Диалог" 2006

    Автор: Лютых Валентина Владимировна

    Урок продолжает знакомство учащихся с диалогом, учит правильно расставлять знаки препинания, вести и составлять диалог, отличать прямую речь от диалога.

  • Конспект урока по русскому языку на тему: "Словообразование наречий". 7-й класс 2006

    Автор: Гужова Валентина Владимировна

    Урок по русскому языку "Словообразование наречий" проводится в 7-м классе (УМК под редакцией М.М. Разумовской). Цели урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий, учить образовывать наречия разными способами, учить морфемному анализу наречий. Данный урок способствует развитию познавательных способностей учащихся через проблемные вопросы, умения обобщать и делать выводы, развитию мыслительных и творческих возможностей детей.

  • Элективный курс "Искусство общения". 8-й класс 2006

    Автор: Пусенкова Елена Михайловна

    В данном курсе ведущим компонентом является речевая деятельность. Единицы содержания — речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения — творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни. Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что способствует изучению смежных учебных предметов на профильном уровне, удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.

  • Урок-соревнование "Великолепная семерка" (по разделу "Лексика и фразеология"). 6-й класс 2006

    Автор: Кузина Людмила Павловна

    Повторительно-обобщающие уроки занимают особое место в процессе обучения учащихся, так как способствуют глубокому усвоению и закреплению знаний. Такие уроки, проведенные в нестандартной форме, вызывают у школьников большой познавательный интерес и побуждают к самостоятельному приобретению знаний. Данный урок-соревнование проводится в 6-м классе после изучения раздела "Лексика и фразеология". Основной целью урока являются закрепление и проверка знаний основных понятий раздела, обогащение словарного запаса учащихся и их общего кругозора.

  • Интегрированный урок по русскому языку и естествознанию на тему: "Закрепление. Склонение имен существительных. Наш край. История и география Сахалинской области". 4-й класс 2006

    Автор: Фролова Татьяна Валерьевна

    Данный урок дает первоначальные знания об истории и географии острова Сахалин. В процессе изучения этого материала учащиеся повторяют и закрепляют все, что изучили о склонении имен существительных в начальной школе.

  • Урок русского языка по теме: "Слово. Слог. Ударение" ("Школа-2100"). 1-й класс 2006

    Автор: Горячева Елена Анатольевна

    Объединенный урок русского языка для 1-го класса по УМК "Школа-2100". На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

  • Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку на тему: "Наш друг – толковый словарь". 5-й класс 2006

    Автор: Кузнецова Елена Владимировна

    В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету. Игра – мощное средство формирования познавательного интереса. Данная разработка – интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку в 5-м классе по теме "Наш друг – словарь". Эта игра способствует расширению приобретенных на уроке знаний, помогает учащимся лучше усвоить программный материал, совершенствует навыки анализа различных фактов языка, расширяет лингвистический кругозор ребят, развивает творческие возможности.


  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- – -щик-)" (урок повторения и закрепления изученного) 2006

    Автор: Северова Нина Андреевна

    Дидактический материал урока позволяет наряду с решением основной задачи, определяемой темой, решать и другие, не менее важные проблемы: расширять словарный запас школьников, обучать конструированию предложений и составлению текста на заданную тему. Опорные схемы, рисунки-ребусы, творческие задания развивают интерес учащихся к предмету.

  • Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка 2006

    Автор: Цыкунова Виктория Анатольевна

    Хочу поделиться опытом проведения урока-лабиринта, дать разработку общей схемы построения такого типа уроков, предложить некоторые "изюминки", позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока; план-конспект урока-лабиринта. Предложенная схема построения урока или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении уроков обобщающего повторения, закрепления изученного материала, его систематизации.

  • Открытый урок русского языка в 8-м классе по теме: "Анализ публицистического текста" (урок развития речи) 2006

    Автор: Тимашкова Инна Петровна

    Цель урока: обучить анализу публицистического текста с точки зрения функционального стиля, типа и жанра речи.

  • Методические рекомендации по подготовке к экзаменационному изложению в 9-м классе на уроках интегрированного типа 2006

    Автор: Синотина Елена Владимировна

    В основе работы – технология обучения жанровым формам речи. Речевая среда интегрированного урока направлена на формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций учащихся в ходе комплексного анализа текста и представления его в ином жанре. В статье показан проблемно-тематический принцип группировки текстов экзаменационного изложения. Статья содержит формы работы с группой текстов, конспекты уроков.

  • Урок-КВН по русскому языку в 5-м классе на тему: "Люби и знай русский язык" 2006

    Автор: Крекова Наталия Григорьевна

    Урок-КВН по русскому языку даёт возможность проверить знания учащихся по орфоэпии, фонетике, лексике, морфологии в игровой форме, а также получить новые языковые знания, развить интерес к языку как к учебному предмету, раскрыть творческие способности учеников, привить любовь и бережное отношение к русскому языку.

  • Игры "Интеллектуальный ринг" 2006

    Автор: Глазырина Анжелика Васильевна

    Игра "Интеллектуальный ринг" развивает творческие способности, логическое мышления детей. Повышает интеллектуальный и культурный уровень, расширяет кругозор учеников.

  • Культура речи, ее содержание, цели и задачи 2006

    Автор: Терентьева Наталья Михайловна

    Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи. Курс предполагает сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.


  • Тема урока: "По морям, по волнам" для 6-х классов 2006

    Автор: Ямгурова Флеза Ражаповна

    Цель: проверить знания по русскому языку, расширять знания о богатстве устного народного творчества. Формирование учебной мотивации, сплочение коллектива, развитие умения работать в команде.

  • Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" 2006

    Автор: Рязанова Александра Яковлевна

    При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока: подготовительная - стадия вызова; собственно восприятие нового - смысловая стадия (или стадия реализации смысла); присвоение информации - стадия рефлексии. Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она "учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее". Надеюсь, что она принесет "хорошие плоды".