Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Причастный оборот в русской речи" 2007

    Автор: Лобода Людмила Владимировна

    Данный урок является комбинированным. Учитель предполагает не только дать понятие о причастном обороте и условиях его обособления, но и показать роль причастных оборотов в речи. Большое внимание уделяется формированию умения определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами, предупреждению ошибок в употреблении причастных оборотов. Воспитательные задачи реализуются в формировании сотруднических отношений, в эстетическом воздействии на ребёнка с помощью полотен Айвазовского.

  • Урок-игра «Путешествие по стране "Русский язык"» в 5-м классе 2007

    Автор: Козырева Наталья Николаевна

    Игра – одна из важных составляющих урока в 5-м классе. Она помогает в увлекательной форме преподать сложные законы русского языка. Представленный урок не только совершенствует умение учащихся видеть взаимосвязи между разделами русского языка, но и готовит их к комплексному анализу слова. Основой урока является личностно ориентированная технология. Тексты поэтов Кольского края и тексты диалектной речи поморов открывают перед учениками мир региональной литературы.

  • Открытый урок по теме: "Изобретение речи" 2007

    Автор: Пыренкова Светлана Владимировна

    Данный материал представляет собой сценарий урока в рамках занятий элективного курса "Культура речи" в 9-м классе и ставит целью формирование навыков конструирования речи и обучение учащихся творческой проектной деятельности. По своей форме является уроком защиты творческих проектов, в котором используются следующие приемы деятельности: речевая разминка, деловая игра, работа в группах по созданию проекта, презентация разработанных учениками проектов.

  • Открытый урок на тему: "Чистота речи" 2007

    Автор: Кокшарова Надежда Алексеевна

    Чистота речи - это проблема, которая должна волновать каждого уважающего себя человека - патриота, гражданина России. Это проблема сегодняшнего дня. Красоте речи надо учиться всем и каждому.

  • Урок-практикум в 7-м классе по теме: "Правописание суффиксов причастий" 2007

    Автор: Перфильева Галина Николаевна

    Курс русского языка в 7-м классе вызывает наибольшие сложности у учащихся. Особую трудность представляет тема "Причастие". Школьникам трудна орфография причастий. Кроме того, надо учитывать, что данная тема изучается впервые и больше не повторяется. Поэтому так важна отработка навыков грамотного написания суффиксов. Исходя из этого в уроке усилена практическая направленность в закреплении теории.

  • Школьная олимпиада по русскому языку для 8-го класса 2007

    Автор: Николаенко Ольга Эльконовна

    Данная работа представляет собой школьную олимпиаду по русскому языку для 8-го класса, как этап подготовки учащихся к окружному туру, проводимый в декабре. Олимпиада в одном из вариантов содержит вопросы по следующим разделам русского языка: "Лексика, фразеология", "Ударение", "Употребление языковых средств выразительности".

  • Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Одна и две буквы "н" в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных" 2007

    Автор: Омельченко Анна Васильевна

    Данная тема – наиболее трудная из курса русского языка 7-го класса. Целью моей работы является показ различных приемов изучения нового материала. На уроке используются тесты, помогающие осуществлять дифференцированное обучение. Изучение нового материала строится на установлении внутрипредметных связей. Для развития речи учащихся используются образцы правильной русской речи - тексты русских мастеров слова.


  • Использование комплексного анализа текста на уроках русского языка в 10–11-х классах как одного из оптимальных приемов подготовки учащихся к ЕГЭ 2007

    Автор: Иванова Зинаида Михайловна

    В последние годы в нашей стране проводится Единый государственный экзамен в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку. Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст - это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым - сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ. Как подготовить учащихся старших классов к ЕГЭ, если по программе на изучение русского языка в 10–11-x классах отводится 1 час?

  • Урок словесности по эссе С. Цвейга "Благодарность книгам" в 9-м классе: "Благодарность книгам…" 2007

    Автор: Щетинина Наталья Александровна

    Каждый педагог понимает, что вырастить ребёнка без влияния книги невозможно. Чтение активно формирует духовно зрелую, образованную и социально ценную личность. Урок словесности по эссе Стефана Цвейга "Благодарность книгам" поможет учащимся совершенствовать свои умения в анализе художественного текста, доставит эстетическое наслаждение от общения с гениальным произведением и его автором. На уроке используются такие современные образовательные технологии, как критическое мышление и информационно-коммуникативные.

  • Влияние мелкой моторики на развитие речи учащихся с сочетанным дефектом 2007

    Автор: Коновалова Татьяна Григорьевна

    Сущность моего опыта заключается и создании системы упражнений по развитию мелкой моторики у детей, имеющих сложную структуру дефекта, на уроках и внеклассных мероприятиях. Исследования развития мелкой моторики у детей со сложной структурой дефекта представляют интерес, так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Развитая рука - развитая речь! Речь детей со сложной структурой дефекта (дети - олигофрены с ДЦП ) не развита, бедна по словарному запасу. Для отслеживания результатов работы мною разработаны диагностические карты на каждого ребенка и критерии оценки работы детей по каждому направлению. Результаты фиксируются два раза в год.

  • Итоговый урок по теме: "Лексика в 6-м классе" 2007

    Автор: Кузьмина Татьяна Александровна

    Данный урок позволяет в игровой форме повторить изученный материал по лексике, формировать навыки работы со словарями, развивает устную и письменную речь учащихся, их творческие способности, воспитывает чувство ответственности за порученное дело.

  • Урок-путешествие по Москве на тему: "Знаки препинания при однородных членах предложения" 2007

    Автор: Мучиева Галина Алексеевна

    Интеграция в учебном процессе как эффективный подход в активизации мыслительной деятельности учащихся наглядно представлена на уроке. Интегрируются предметы "Русский язык" и "Москвоведение". Тема "Знаки препинания при однородных членах предложения" во многом становится интересной и занимательной благодаря тому, что знания из филологии и москвоведения органично переплетаются и дополняют друг друга. Предложенный урок содержит задания, способствующие совершенствованию речевых навыков, а также развитию познавательного интереса.

  • Методическая разработка урока по теме: "Светский этикет" 2007

    Автор: Минаева Екатерина Николаевна

    Урок по теме «Светский этикет» проводится в старшей школе среди учащихся 10–11-х классов, и может использоваться на предметах "Русский язык", "Риторика", а также в форме классного часа. Светское общество всегда было эталоном поведения для рядовых людей, поэтому знание светского этикета необходимо каждому человеку. Каждый человек в своей жизни стремится достичь лучшего, при этом неизвестно, кем он будет являться в будущем. Приобретенные в школе знания о светском этикете, возможно, сделают из ученика представителя светского общества – эталон поведения для нового поколения.

  • Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка на основе блочно-модульной системы обучения: опыт реализации 2007

    Автор: Чуракова Галина Григорьевна

    Урок межпредметного обобщения на основе блочно-модульной системы обучения. Предпосылки перехода на блочно-модульную систему обучения были предопределены неудовлетворенностью традиционной классно-урочной системы, которая ведет к перегрузке учащихся и потере интереса к учению. Принципы блочно-модульного обучения - это цельность, завершенность, полнота и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей. Гибкость блочно-модульной системы основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности. Цель уроков межпредметного обобщения - изучать языковые понятия, имея в виду практические цели (знать, чтобы уметь): от анализа текста через осознание признаков грамматических категорий - к созданию текста.


  • Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив 2007

    Автор: Андриенко Наталья Викторовна

    В рамках эксперимента была выбрана блочно-модульная технология, которая позволила создать благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании. Использование данной технологии на уроках русского языка позволяет сократить учебный курс примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.

  • Подготовка к написанию части С1 Единого государственного экзамена 2007

    Автор: Бобровник Ольга Владимировна

    Обучение анализу предложенного текста: формулировка проблем, комментарии к ним и изложение собственного мнения по проблеме с приведением не менее двух аргументов, основанных на жизненном или читательском опыте.

  • Отработка навыков орфографии и пунктуации (на основе позиционного метода обучения) 2007

    Автор: Бгатова Оксана Ильинична

    Урок разработан на основе позиционного метода обучения. Задача данного урока состоит прежде всего в том, чтобы интересно и увлекательно для ребят провести урок работы над ошибками, допущенными ими при написании диктанта. Выполняя задания по шагам (позициям), учащиеся не только овладевают навыками письменной и устной речи, но и развивают внимание, мышление, умение создавать нестандартные ситуации, умение анализировать и синтезировать материал.

  • Изучение темы "Глагол" с учетом межпредметных связей 2007

    Автор: Белкина Юлия Алексеевна

    В статье предпринята попытка обобщить опыт проведения школьных уроков и представить систему заданий, апробированную на практике, по теме "Виды глагола", изучаемой по учебнику М.Т. Баранова в 5-м классе. Предлагаемые задания составлены исходя из трудностей и направлены на их преодоление.

  • Самореализация студентов в условиях творческого сотрудничества преподавателя и будущего учителя 2007

    Автор: Чемоданова Тамара Александровна

    Данная работа представляет собой самоанализ педагогической деятельности по данной проблеме на протяжении пяти лет в условиях педагогического училища. Автор использует технологию сотрудничества в становлении будущего учителя.

  • Лабораторная работа по русскому языку 2007

    Автор: Лаздан Нина Анатольевна

    Лабораторная работа - одна из разновидностей самостоятельной работы. Её задачи - выработать практические умения в употреблении и квалифицированном анализе языковых явлений, обучать приёмам языкового анализа текста. Во время проведения используются карточки-инструкции с алгоритмическими предписаниями для организации поисковой деятельности обучающихся, а в качестве исследуемого материала - тексты не только классиков, но и авторские. Урок "Тире между подлежащим и сказуемым" - пример лабораторной работы в 8-м классе.

  • Тема урока: "Имена существительные общего рода". 6-й класс 2007

    Автор: Габелкова Татьяна Васильевна

    На уроке русского языка в 6-м классе дети учатся определять род несклоняемого имени существительного.


  • Программа элективного курса по русской словесности "Изобразительные возможности русского языка" 2007

    Автор: Ковалёва Нина Степановна

    Элективный курс "Изобразительные возможности русского языка" решает следующие задачи: расширить обучающие возможности уроков русского языка; восполнить пробелы в обучении школьников; научить пользоваться речевыми стилями; расширить активный и пассивный словарный запас учащихся; развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников; сформировать умение глубокого анализа текста; помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по профильным предметам; повысить интерес к гуманитарному образованию, помочь учащимся увидеть красоту, богатство языка, вызвать желание сделать свою речь яркой, попробовать силы в поэтическом творчестве.

  • Наблюдение над языковыми явлениями и элементы исследовательской работы при изучении разрядов имен прилагательных в 6-м классе 2007

    Автор: Юминова Елена Валентиновна

    При изучении ряда тем, в числе которых – "Разряды имён прилагательных", школьный учитель может испытывать затруднения, так как их изложение в учебниках для общеобразовательных учреждений противоречиво, отражение в упражнениях и заданиях непоследовательно. Предлагаемые уроки позволят избежать излишней категоричности в освещении спорного лингвистического вопроса, развить у детей осмысленное восприятие материалов учебника, с помощью элементов игры облегчить их понимание и запоминание, научат учащихся наблюдению над языковым явлением с опорой на личный опыт, помогут выработать навык взаимодействия в группе.

    Имя прилагательное, разряды имен прилагательных, классификация имен прилагательных, качественные прилагательные, признаки качественных прилагательных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, значения имен прилагательных

  • Урок словесности на тему: "Роль изобразительно-выразительных средств в жизни человека" 2007

    Автор: Пономарева Маргарита Владимировна

    В статье представлен конспект урока словесности, посвященного выяснению роли изобразительно-выразительных средств. Урок реализует возможность приобщения к произведениям искусства, способствует воспитанию внимательного отношения к слову, развитию творческого воображения через частичный лингвистический анализ художественного текста, создание проблемной ситуации и др.

  • Тема урока: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ЕГЭ) 2007

    Автор: Амирова Рушания Фрунзевна

    Автор предлагает план-конспект урока комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся на примере анализа текста «О колокольном звоне» (№ 58) из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Наряду с повторением сложных вопросов различных разделов языкознания, совершенствованием навыков правописания, обобщением и расширением сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю, во время урока отрабатываются тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ.

  • Тема урока: "Все о деепричастии" 2007

    Автор: Терехова Ирина Михайловна

    Урок русского языка в 7-м классе обобщает и систематизирует сведения о деепричастии и деепричастном обороте.

  • Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс 2007

    Автор: Михайлова Лариса Владимировна

    Данный урок – один из уроков по работе над жанрами художественных произведений. На уроке ребята познакомятся с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К.Г. Паустовского "Мещерская сторона". В процессе знакомства учащиеся почувствуют: автор стремится помочь читателю осознать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и "все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы". Учащиеся познакомятся с художественным миром очерков писателя, проявят внимание и наблюдательность, повторят изобразительно-выразительные средства. Важнейшим моментом урока должно стать желание совершить путешествие вслед за автором, узнать много нового и неведомого, пройти таинственными тропами обыкновенной земли, имя которой – Мещерская сторона. Все это позволит увидеть красоту родной природы и подготовить материал для своего будущего очерка.

  • Занятие на тему: "Очерк" (из курса "Теория и практика написания сочинений") динамической группы "Гуманитарий" в 10-м классе 2007

    Автор: Меньших Елена Вячеславовна

    Занятие на тему "Очерк" динамической группы "Гуманитарий" направлено на овладение нормами русского литературного языка, на развитие связной монологической речи и коммуникативных навыков, на стремление к достижению цели. Урок способствует развитию творческой деятельности с выбором разнообразных жанров письменных работ. В целях сотрудничества и следования единой задаче для подведения итога урока учитель использует собственную письменную работу, выполненную в жанре очерка-исповеди.


  • Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Понятие об односоставных предложениях" (по УМК под ред. В.В. Бабайцевой). 5–11-е классы 2007

    Автор: Задоркина Любовь Анатольевна

    Урок русского языка по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой с применением компьютерных технологий. Цель данного урока - подвести учащихся к пониманию термина "односоставное предложение". Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление и овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи. Для закрепления материала используется компьютерный тест, который приводится в двух вариантах: компьютерном и безмашинном. Урок рассчитан на 45 минут.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях" 2007

    Автор: Верещагина Лидия Анатольевна

    Урок русского языка в 6-м классе с элементами театрализации, где объяснение нового материала проходит в форме сказки, которую инсценирует творческая группа учеников. Затем ребята знакомятся с зарифмованным правилом. Закрепление проводится в форме состязания между I и II вариантами:<br> 1. "Будь внимателен". Работа с табличками.<br> 2. "Подставь местоимение". Работа с предложениями к картинам В.М. Васнецова.<br> 3. Сочинение-миниатюра по опорным словам и устойчивым словосочетаниям, в которые входят отрицательные местоимения.