В век развития науки и информационных технологий очень важно быть грамотным человеком. Русскому языку мы учимся всю жизнь. Учимся, когда пишем, читаем, говорим, слушаем. Вся наша жизнь связана с языком, с речью. Это и учёба, и работа, и отдых.
Русский язык в среднем звене - особый этап курса родного языка. Уже выучены основные темы: существительное, прилагательное, глагол. Они изучались поэтапно в разных классах начальной и средней школы.
Как показывает практика, курс русского языка в седьмом классе вызывает наибольшие сложности у учащихся. Известно, что особую трудность представляет тема “Причастие”. Она базируется на предшествующем опыте, не всегда удачном, иногда подзабытом. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий, неумение их разграничивать приводит к устойчивым ошибкам). Кроме того, надо учитывать, что данная тема изучается впервые и больше не повторяется. Поэтому так важна отработка навыков грамотного написания суффиксов. Исходя из этого, в уроке усилена практическая направленность в закреплении теории.
Цель данного урока - выработать у учащихся умения и навыки, предусмотренные данной темой.
Задачи:
- образовательные: закрепить умение грамотного правописания суффиксов причастий, овладение приёмами различения действительных и страдательных причастий и прилагательных, научить применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, обобщить изученный материал;
- воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении, воспитать культуру учебного труда, экономного расхода времени;
- развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу, формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе, умение классифицировать, выявлять связи, составлять и сравнивать, формулировать выводы.
Ход урока
I. Проверка д/з (выборочно)
- На доске записываются причастия
- Обозначаются изученные орфограммы
II. Обработка навыков правописания суффиксов действительных причастий настоящего и прошедшего времени
1) Записываются только суффиксы причастий.
- Работа по вариантам.
- У каждого на столе карточки с заданием.
I вариант
уважаемый, движимый, колющий, стелющий, слышащий, клеящий, борющийся, дышащий, грохочущий, держащий, обуреваемый
II вариант
приглашаемый, видимый, колеблющий, приготовляемый, колышущийся, ненавидящий, рокочущий, мчащий, строящий, бреющий, щебечущий
- Заранее на доске написаны ключи
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
I в | -ем- | -им- | -ющ- | -ющ- | -ащ- | -ящ- | -ющ- | -ащ- | -ущ- | -ащ- | -ащ- |
II в | -ем- | -им- | -ющ- | -ем- | -ущ- | -ящ- | -ущ- | -ащ- | -ящ- | -ющ- | -ущ- |
- Осуществляется взаимопроверка.
- Безошибочные работы оцениваются “5”.
- Вывод: от чего зависит написание гласной е в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени?
2) Закрепляется написание гласной перед суффиксом -нн- в причастии прошедшего времени.
На экран проецируются словосочетания:
рассе…нные тучи, посаж…нный сад, ове…нный славой, услыш…нный разговор, потер…нное время, подстрел…нные утки, расстрел…нные патроны, освещ…нный лучом
I вариант – записать слова с суффиксом -енн-/-ённ-
II вариант – слова с суффиксами -а- или -я- + -нн-
- Вывод: от чего зависит написание гласной у страдательных причастий прошедшего времени?
- Обращаем внимание на суффикс -ённ-
3) Попутное повторение правописания о-е в разных морфемах других частей речи
- В три столбика записать слова
I – о-ё в корне, II – о-е(ё) в суффиксе, III – о-е(ё) в окончании
Шёпот, кумачовый, стережёт, вооружённый, собачонка, щёголь, шов, ключом, лицевой, парчовый, свежо, ещё, пальцем
4) Работа по развитию речи.
- Составить словосочетания и объяснить написание суффиксов и лексическую разницу.
I вариант | II вариант |
сложённый (обладающий определённым телосложением) |
сложенный (положенный вместе) |
совершенный (безукоризненный, превосходный) |
совершённый (сделанный) |
III. Обобщение и закрепление навыков правописания -н- и -нн- в причастиях, отглагольных прилагательных и прилагательных
1) Буквенный диктант (из причастия поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник”).
– На доске текст. Два ученика работают на демонстрационных досках.
Над омрачённым Петроградом, Невой ограбленный подвал, над ограждённою скалою, весь разрушен, смущённых глаз не подымал, был разлучён, был оглушён, картуз изношенный сымал, с запечатанным письмом, по потрясённой мостовой
нн, нн, нн, н, нн, н, н, нн, нн, нн
2) Работа с сигнальными карточками.
- Добавляются словосочетания с прилагательными.
На берегу пустынных волн, в тумане спрятанного солнца, здесь будет город заложён, назло надменному соседу, природой здесь нам суждено, по оживлённым берегам, твоих оград узор чугунный, и ясны спящие громады пустынных улиц, по пояс в воду погружён, грозой снесённые мосты, его отчаянные взоры на край один наведены
3) “Проба пера”.
Записать 10 причастий, с помощью которых можете описать любимого вами героя А.С Пушкина.
4) Вставив пропущенные буквы, определите, какой частью речи являются следующие слова.
изране…ый ( ___ ) пута…ый ( ___ ) невысказа…ый ( ___ ) неноше…ый ( ___ ) скоше…ый ( ___ ) |
клее…ый ( ___ ) сея…ый ( ___ ) лома…ый ( ___ ) вскипячё…ый ( ___ ) нежда…ый ( ___ ) |
IV. В качестве подведения итогов урока предлагается тест
1) Найдите словосочетание действительное причастие настоящего времени + существительное:
а) освещённый лампой;
б) шумный класс;
в) стелющийся туман;
г) запутанный в паутине.
2) В каком случае суффиксы действительных причастий настоящего времени указаны правильно:
а) -вш-, -ш-, -ащ-;
б) -ащ-, -ящ-, -уч-, -ющ-;
в) -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-;
г) -ущ-, -яч-, -ащ-, -ющ-.
3) В каком случае надо писать суффикс -ющ-:
а) паш…щие поле, та…щий снег, кол…щий лёд;
б) смотр…щий вверх, стро…щий плот, бор…щийся за свои права;
в) ненавид…щий неправду, спе…щий под солнцем, готов…щий обед;
г) бре…щий бороду, ре…щий на ветру, дремл…щий великан.
4) Укажите, в какой строке пишется -нн-:
а) скоше…ая, варе…ое, некоше…ый, завоёва…ый;
б) растрёпа…ый, несея…ый, просея…ая, незасея…ая;
в) завершё…ый, нечая…ый, жела…ый, неслыха…ый;
г) нежда…ый, кваше…ый, закваше…ый, перекваше…ый.
5) Найдите неверное написание:
а) копчёный, раненый, жёванный;
б) солёный, заражённый, связанный;
в) длинный, масленый, ветреный;
г) признанный, юнный, решённый.
6) Найдите неверное утверждение.
Правописание -н- и -нн- зависит:
а) краткое или полное причастие;
б) есть ли поясняющие слова при имени прилагательном;
в) действительное или страдательное причастие;
г) от конечной буквы в основе причастия.
7) Укажите страдательные причастия прошедшего времени:
а) сморщившийся, сверкающий, обещанный;
б) пропитанный, сжатый, сбережённый;
в) колеблющий, покрывший, понятый;
г) песчаный, печёный, запечённый.
8) Определите, в каких словах всегда пишется -н-:
а) пря…ый, решё…ый, безветре…ый;
б) жёва…ый, клёва…ый, ране…ый;
в) ю…ый, багря…ый, пря…ый;
г) ю…ый, ветре…ый, масля…ый.
9) Укажите, в какой строке пишется гласная а:
а) замеч…нная ошибка, услыш…нная песня, размеш…нное тесто;
б) замеш…нный в деле, размеш…нные краски, смеш…нные леса;
в) обещ…нный подарок, дыш…щий воздухом, выкач…нная бочка;
г) навеш…нная дверь, выкач…нный воздух, занавеш…нное окно.
- На следующем уроке сообщаются результаты тестовых заданий.