Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Роль алгоритмов в повышении практической грамотности 2007

    Автор: Сухих Людмила Владимировна

    Статья "Роль алгоритмов в повышении практической грамотности" посвящена проблеме формирования грамотного письма у обучающихся с помощью алгоритмов, использование которых способствует не только умению применять правило по какой-либо теме, но и построить цепь рассуждений, почему пишется так, а не иначе.

  • Интегрированный урок русского и татарского языков в 1-м классе по теме: "Правописание сочетаний ЖИ, ШИ" 2007

    Авторы: Вазыкова Альбина Рафаилевна, Амирова Гульсияр Раисовна

    Ученики, обучающиеся в школах Республики Татарстан, знают татарские народные игры и национальные праздники. Национально-региональный компонент учитель включает не только на уроках татарского языка и литературы, но и через интеграцию разных предметов с татарским народным творчеством, то есть использует татарские народные пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Работает над текстами о татарских писателях, композиторах, художниках. На уроках математики дети решают задачи, содержащие информацию о городах, заводах, реках, птицах и животных РТ. На разных уроках дети с удовольствием играют в татарские национальные игры, такие как "Тюбетейка", "Мяу-мяу, какой цвет", "Минлебай", "Каравай".

  • Урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о союзе" 2007

    Автор: Бодягина Наталья Яковлевна

    Предложенный конспект урока изучения нового материала составлен по программе под ред. В. В. Бабайцевой. Посредством аналитической беседы на основе анализа языкового материала учащиеся, развивая общеучебные навыки аналитической работы, расширяют и углубляют знания о союзе как служебной части речи. Предложенные задания репродуктивного и продуктивного характера способствуют формированию навыков узнавания союзов и определения их роли в предложении.

  • Вечер в "Менделеевской гостиной" 2007

    Авторы: Смирнова Елена Вадимовна, Климович Олег Иванович

    Вечер направлен на популяризацию имен русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева и крупнейшего поэта Александра Блока, призван способствовать активизации интереса старшеклассников к истории России, их патриотическому воспитанию через изучение и осмысление научного и поэтического наследия.

  • Конспект урока русского языка для 7-го класса средней школы на тему: "Словарное богатство русского языка" (УМК под ред. М.М. Разумовской) 2007

    Автор: Бадина Елена Владимировна

    Уроки по лексике в средних классах школы, на мой взгляд, самые интересные. На них можно экспериментировать, предлагать ученикам творческие работы, а главное, такие занятия - это всегда разговор о языке, то есть ещё одна возможность не просто заучивать правила, а любоваться словом, текстами, созданными "умелыми руками", думать над тем, как грамотно пользоваться возможностями родной речи. В конспекте урока "Словарное богатство русского языка" представлены индивидуальная и групповая формы работы, предложены задания на различный уровень подготовки учеников.

  • Конспект урока русского языка во 2-м классе по теме: "Изменение имен прилагательных по числам" 2007

    Автор: Степанова Татьяна Вячеславна

    Урок русского языка во 2-м классе "Изменение имен прилагательных по числам" разработан на основе дидактических принципов развивающего обучения Л.В. Занкова. Плотность урока высока, теоретический материал создаётся в виде таблиц и схем, что облегчает его запоминание. На уроках учащиеся являются исследователями, получая радость от очередного открытия, при выполнении заданий часто используют дополнительные теоретические знания по предмету. Любимы детьми и творческие задания, присутствующие почти на каждом уроке.

  • Урок-практикум по повести М.Ю. Лермонтова "Тамань" 2007

    Автор: Хомич Людмила Александровна

    Цель урока: проанализировать применение в повести одного из выразительных средств языка - сравнение. С помощью сравнений, использованных автором, раскрыть образ лермонтовской "ундины". Система сравнений, использованная автором в повести, поможет раскрыть потаенный смысл произведения, позволит глубже разобраться в характере героини.


  • Творческий урок по теме: "Понятие о наречии". 6-й класс 2007

    Автор: Василенко Елена Михайловна

    Из школьной практики известно, что вопросы, требующие рассмотрения чего-либо с непривычной стороны, часто ставят детей в тупик. На уроках русского языка часто возникает возможность возвратиться ко многим задачам, решения, которых рассматривались на уроках истории и географии, биологии и астрономии, музыки и изобразительного искусства, математики, физики и других предметов. Поэтому, на мой взгляд, при изучении какой-либо темы нужна интеграция учебных предметов, преподающихся чаще всего независимо друг от друга. При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях - теоретической, практической и прикладной.

  • Внеклассная работа по русскому языку "Родные россыпи жемчужин" (к 205-летию В.И. Даля) 2007

    Автор: Курипко Вера Петровна

    В статье автор предлагает разработку внеклассного мероприятия по русскому языку, посвященного 205-летию В.И. Даля.

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к родному краю средствами уроков развития речи 2007

    Автор: Киселева Ирина Александровна

    Известный русский художник и педагог Б.М. Неменский считает, что "нет у общества... средства более мощного, чем искусство, в становлении эмоционально-нравственной жизни человека". Нет сомнения, что родная литература, как важная составляющая искусства, является основным средством формирования эмоционально-ценностного отношения школьников к своей малой родине. Поэтому высокое нравственное, патриотическое, гражданское слово писателей, поэтов, деятелей культуры родного края в школе необходимо как воздух.

  • Конспект урока "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" 2007

    Автор: Акулинина Людмила Васильевна

    Урок построен в системе "Развивающего обучения" Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова - В.В. Репкина. На уроке выявляется уровень сформированности умений по данной теме самими учащимися. Учащиеся через выполнение ряда заданий контролируют следующие умения и навыки: умение находить в тексте сложные бессоюзные предложения, устанавливать смысловые связи между частями сложного предложения, правильно расставлять знаки препинания, определять стилистические функции бессоюзных предложений. Дидактический материал к уроку заслуживает особого внимания: он полностью подобран из произведений А.С. Пушкина. На уроке также звучат тексты классиков русской литературы о красоте и богатстве русского литературного языка.

  • Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку по теме: "Мать – святое слово…" 2007

    Автор: Крутько Венера Рашитовна

    В данной работе представлена лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку, разработанная учеными и методистами Республики Башкортостан. Цель данной концепции – формирование языковой личности, ее лингвистической, языковой, коммуникативной, лингвокультурологической компетенций.

  • "Поэма из камня" (Итоговый урок по разделу "Текст и его строение") 2007

    Автор: Кирпичёва Тамара Николаевна

    "Поэма из камня" – итоговый урок по разделу "Текст и его строение" (учебник А.И. Власенкова, 10—11-х кл.). Акцент сделан на практическую направленность, коммуникативную функцию, на интеграцию русского языка с литературой, православной культурой.

  • Нестандартный урок-игра "Пойми меня" по русскому языку в 6-м классе. Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок 2007

    Автор: Смирнова Марина Николаевна

    Урок в форме игры позволяет ученикам повторить и обобщить материал по теме "Лексика": синонимы, антонимы, многозначные слова, фразеологизмы, переносное значение слов. На таком уроке дети могут выполнять как групповые задания, так и индивидуальные. На уроке используются информационные технологии.


  • Обобщающий урок по теме "Лексика", (5-й класс) 2007

    Автор: Кривцова Антонина Васильевна

    Цели урока: повторить и обобщить изученный материал по теме "Лексика"; используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.

  • Внеклассное мероприятие по русскому языку "В музее лингвистики" 2007

    Автор: Карлова Светлана Николаевна

    <p>Внеклассное мероприятие представлено в форме путешествия по залам воображаемого музея лингвистики, в которых учащиеся в занимательной форме рассматривают разделы русского языка: орфографию, синтаксис, морфологию, фонетику. Театрализованные моменты позволяют сделать мероприятие интересным и зрелищным. Рекомендуется проводить с учащимися 5—7 классов.

  • Конспект урока русского языка в 7-м классе: "Категория состояния как часть речи" 2007

    Автор: Буланцева Ольга Васильевна

    В конспекте урока представлен теоретический и практический материал для проведения урока по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. На основе сопоставления категории состояния с наречием и прилагательным у учеников вырабатывается умение отличать слова категории состояния от других частей речи, определять их роль в текстах художественной литературы. </p>

  • Имя числительное как часть речи. Повторение пройденного в 6-м классе 2007

    Автор: Квасова Надежда Петровна

    Урок построен на краеведческом материале. В нем рассказывается об истории нашего села. Поисковая деятельность позволяет использовать богатый дополнительный материал. Пользуясь моделью, учащиеся обеспечивают себе четкое и глубокое усвоение программного материала. </p>

  • Урок-презентация в 11-м классе: "…Письмо – это ты". Урок развития речи 2007

    Автор: Еремеева Елена Владимировна

    Урок-презентация по русскому языку для 11-го класса расширяет сведения об эпистолярном жанре, знакомит с классификацией писем.

  • Создание лингвистического портрета класса 2007

    Автор: Шевченко Светлана Анатольевна

    Психолингвистический подход в изучении языка, обращенного к сознанию человека как носителю языка. Ударение отражает две стороны в языке: внешнюю и внутреннюю, что связано со звучанием и значением. Постановка ударения в незнакомых словах может создать лингвистический портрет класса. Ударение сближается со сферой лексикологии и грамматики, что отражается в морфологическом членении словоформы. Обращение к сознанию носителя языка обнаруживает сформированность языкового чутья, что необходимо знать учителю при выборе программы в конкретном классе.

  • Урок русского языка в начальной школе. Букварный период 2007

    Автор: Шрейдер Юлия Васильевна

    Научить учащихся красиво и грамотно писать - вот основная задача уроков русского языка в начальной школе. Данный урок позволяет усвоить новый материал, поддерживает высокую познавательную активность, расширяет кругозор школьника. Разнообразие приёмов выполнения заданий позволяет учащемуся играючи овладеть поставленной задачей, достичь высокого результата.


  • Развитие творческих способностей на интегративных уроках 2007

    Автор: Сивцева Ирина Витальевна

    Творческие способности можно и нужно развивать - в этом убеждаются на собственном опыте те, кто решился попробовать. Конечно, особая цель требует и особых средств. Главное - учащиеся должны быть уверены, что их фантазии будут встречены доброжелательно и с интересом. Метод, словно специально созданный для развития творческих способностей, известен давно - это рисование.

  • Сочинение по картине С.Г. Писахова "Берег Белого моря" 2007

    Автор: Бахтина Любовь Константиновна

    Урок развития речи "Сочинение по картине С.Г. Писахова "Берег Белого моря" построен на материале, близком жизненному опыту учащихся, что вызывает у них определенный эмоциональный отклик. Знакомый с детства лирический сюжет картины вызывает у учащихся творческое вдохновение, собственную потребность в творчестве.

  • Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" 2007

    Авторы: Смирнова Татьяна Геннадьевна, Кузьмина Оксана Владимировна

    Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстракция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и практики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.

  • Урок "Я вам пишу…" 2007

    Автор: Шемякина Ирина Александровна

    Урок "Я вам пишу..." разработан по программе 8-го класса как комплексное повторение. Но отдельные упражнения можно использовать и в других классах при изучении затронутых тем на данном уроке. "Я вам пишу...". Почему я так назвала урок? Мне кажется, уже в самом названии урока звучит интрига: а о чем же этот урок? - гадают ученики. Тема доведена до учащихся посредством письма Татьяны из романа "Евгений Онегин", что даёт опережающий эффект, как бы знакомит с тем, что им предстоит в будущем. Далее доводится плавно и цель урока: показать практическую значимость знаний. Ведь для того чтобы написать даже небольшое письмо, необходимо много знать.

  • Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Виды придаточных предложений". Образовательная технология "Развитие критического мышления" (с ИКТ) 2007

    Автор: Шишкина Татьяна Яковлевна

    Урок-обобщение по теме "Виды придаточных предложений" по программе, созданной творческим коллективом под редакцией В.В. Бабайцевой, является заключительным в большом и важном разделе "Сложноподчиненные предложения" курса русского языка 9-го класса. Вариативность программ, учебно-методических комплексов в преподавании русского языка, с одной стороны, и новые формы итоговой аттестации — с другой, требуют от выпускников основной общей школы знания разнообразных подходов к языковым явлениям, знакомства с различными классификациями и понимания механизма их создания.

  • Урок – творческая комната по русскому языку "Жанры публицистического стиля" 2007

    Автор: Садовникова Валентина Петровна

    На своих уроках я провожу нестандартные типы уроков для активизации познавательной деятельности и развития творческих способностей учащихся. Данный урок - творческая комната на тему "Жанры публицистического стиля" под названием "Души прекрасные порывы" в 10-м классе. Тип урока - обобщающий. Цель - обучение творческой деятельности с использованием знаний в новых условиях, самореализация учащихся.

  • Обобщающий урок-игра по русскому языку. Клуб знатоков "Что? Где? Когда?" . 6-й класс 2007

    Автор: Воркунова Ольга Михайловна

    Урок обобщает изученный материал по русскому языку в 5—6-х классах, обучает умению приводить в систему языковые явления, конструировать предложения и мини-тексты.


  • Разделительные Ъ и Ь 2007

    Автор: Камышанова Наталья Викторовна

    На уроке отрабатываются умения работы в парах, индивидуализированной и индивидуальной работы. В ходе урока используется несколько видов контроля: взаимопроверка и самопроверка.

  • "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" 2007

    Автор: Анисимова Любовь Владимировна

    Урок русского языка с презентационной поддержкой помогает воспринимать новую информацию не только на слух, но и визуально. С помощью этой программы оказалось легко организовать усвоение нового материала, проверку и контроль знаний, самостоятельную работу в форме игры. В кабинете на доске много записей не сделаешь. Решается проблема наглядности, аккуратности ведения записей в тетрадях.