Цели:
- познакомить с именами существительными общего рода;
- развивать навык определения рода несклоняемых имен существительных;
- закрепить навык письменного морфемного и словообразовательного разборов.
Тип урока: объяснение нового материала.
Ход урока
1. Лингвистическая разминка.
- Прочитать стихотворение, вставить пропущенные буквы, определить слов какой части речи больше всего в этом стихотворении.
Ш…пот, ро..кое дыханье,
Трели сол…вья,
Серебро и колыханье
Сонного руч…я.
Свет ноч (?)ной. Ноч(?)ные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изм…нений
Милого лица…
(14 существительных)
- Вот сегодня мы и поговорим более подробно об имени существительном.
2. Слово учителя.
– Имя существительное – самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи. Уже от нее образуется прилагательное. Имя существительное – ведущая часть речи и в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение.) По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. Имена существительные называют людей, животных, растения, предметы, явления действительности.
- На сегодняшнем уроке продолжим изучать имя существительное.
- Вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? Изменяются ли по числам? По падежам? А по родам? Что нового еще узнали об этой части речи на уроках в 6 классе?
(Существительные бывают несклоняемыми.)
3. Проверка домашнего задания.
- Как определить род у несклоняемых существительных?
(проверка домашнего упражнения).
- Составить предложение, используя данные слова и словосочетания. Подчеркнуть несклоняемое имя существительное.
Зодчие (архитекторы), картинная галерея, краеведческий музей.
Словарная работа.
Зодчий – исконно русское слово. В древнерусских памятниках письменности засвидетельствованы слова зьдъ (каменная стена) и зьдъчии (строитель, каменщик).
Архитектор - слово заимствовано из латинского языка, в переводе означает “строитель”.
Фонетический разбор слова зодчий.
Зод-чий. (2 слога, первый – ударный):
[зоччий], д не произносится.
4. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы познакомимся с еще одной интересной группой имен существительных. Эти слова вы часто употребляете в своей речи, называются они существительными общего рода.
Сказка “Друзья познаются в беде”.
- Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случилось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное предложило Существительному свою помощь.
“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве, будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяжелый рюкзак”, - сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой род”, - сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, грязнуля, задира, сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Существительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.
5. Работа с учебником.
Чтение правила.
- Есть и другие существительные общего рода. Это существительные, которые называют лиц по профессии, по должности, по роду занятий, обозначают как лиц мужского так и женского пола: врач (мэр города, губернатор края) Иванов(а). Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком существительном ставится в мужском роде, если речь идет о мужчине: врач Иванов, и в женском роде, если речь идет о женщине: врач Иванова. Определение-прилагательное с таким существительным употребляется в мужском роде: дежурный врач Иванов, дежурный врач Иванова.
6. Тренировочные упражнения.
- Отгадайте, о ком идет речь – о девочке или о мальчике.
“Умница!” - сказала мама. “Что же ты за непоседа!” - воскликнула бабушка.
“Ну и копуша же ты!” - не выдержал отец.
- Как можно определить, к кому относятся эти слова? (рядом с существительными поставить прилагательные или местоимения).
- Выполнение упражнений по учебнику.
- Игра “Хлопки” (называю разные имена существительные, а ученик хлопает в ладоши, если это существительное общего рода).
-Счастье, неженка, жестокость, задира, разоренье, труженик, лодырь, березка, недотрога и т.д.
7. Подведение итогов урока.
- Итак, как можно определить род несклоняемого имени существительного? (привести свои примеры)
8. Домашнее задание: составить словосочетания с несклоняемыми именами существительными, которые характеризуют человека положительно.