Цели урока
Образовательные:
- дать понятие о причастном обороте;
- рассмотреть условия обособления определений, выраженных причастными оборотами;
- показать роль причастного оборота в русской речи.
Развивающие:
- формирование умения определять границы причастного оборота в предложении, видеть определяемое слово, устанавливать связь причастия с определяемыми и зависимыми словами;
- РР обучение выразительному чтению и конструированию предложений с причастными оборотами;
- предупреждение ошибок в употреблении причастных оборотов.
- наблюдение над стилистическими особенностями предложений с причастными оборотами.
Воспитательные:
- эстетическое воспитание в описании картины Айвазовского;
- социализация личности ребёнка: воспитание сотруднических отношений в работе групп.
Оборудование:
- репродукции-слайды картин И. Айвазовского;
- компьютерная презентация с текстами и схемами для лингвистических наблюдений.
Методы:
- репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска;
Принципы:
- доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности; наглядности!
Тип урока: комбинированный.
Ход и содержание урока:
Первая учебная ситуация. Орфографическая пятиминутка.
(Фронтально, устно, на основе работы с текстом, показанным через проектор).
Слайд № 1
* Объяснить правописание гласных в словах с пропущенными буквами.
Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.
* Списать текст, обозначив графически орфограмму.
Вторая учебная ситуация. Лингвистические наблюдения на основе фронтальной беседы-повторения как освоение новой темы. Комплексная работа с текстом.
- К какой части речи относятся слова с пропусками?
- Докажите, вспомнив определение причастия.
- Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
- Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.
- Назовите синтаксическую функцию причастия?
- Какова роль определений в тексте?
Слайд № 2.
Перед вами новый слайд. Вы видите тот же текст. Некоторые словосочетания в нём выделены.Это причастные обороты. Проанализируйте и сравните их строение
и составьте самостоятельно определение понятия “причастный оборот”.
Слайд № 3.
* Перед вами тот же текст без причастных оборотов.
Слайд 4.
* Сравните его с первоначальным вариантом.
Какую роль играет в тексте причастный оборот как оборот речи?
Использование в тексте причастных оборотов придаёт ему динамику, образность, яркость описания.
* Попробуйте вставить (устно) в этот текст другие причастные обороты так, чтобы получилась несколько иная картина лунной ночи.
Пример ответа ученика:
Летняя ночь, наступившая почти мгновенно, укутала усталую землю темнотой и безмятежно дышащим покоем. Мы сидели на покосившемся от старости крыльце дачного домика и искали уже засветившуюся первую звезду. Запах белой сирени, недавно распустившейся под нашим окном, опьянял, а диск полной луны рождал объединявшие нас мечты.
Третья учебная ситуация.
Слайд № 5
* Какая информация содержится в данном изображении?
Вопрос ставится ко всему причастному обороту.
– Найдите в тексте слова, от которых ставится этот вопрос, и обозначьте их графически.
Это определяемые слова.
– Выделите графически определяемые слова и причастные обороты в списанном вами тексте.
Четвёртая учебная ситуация. Словарно-терминологическая работа.
– Обратите внимание на пунктуацию предложений с причастными оборотами. Некоторые из них выделены запятыми, т.е. являются обособленными определениями. Что значит “обособить”? Составьте словарь корня.
* Работа с доской. Подбираем однокоренные слова.
Слайд № 6
* Сообщение сильного ученика на основе опережающей домашней работы со словарём С.И Ожегова
Обособить – выделить особо, ограничить
Особ
енный – не такой, как все, исключительныйОбособленный – стоящий особняком, отдельный
Обособление – выделение, ограничение
Обособиться – выделиться из общего,
изолироваться, занять особое положение
Пятая учебная ситуация. Поисковая.
– !!! Подумайте, от чего зависит обособленность причастного оборота?
Причастный оборот является обособленным определением после определяемого слова
.Слайд № 7
Слайд № 8
Шестая учебная ситуация. Комплексная работа. Описание картины И. Айвазовского “Девятый вал”
* Эмоциональная подготовка к восприятию картины.
– Какие чувства вызывает у вас встреча с морем? Почему?
– Закройте глаза. Каким вы представляете сейчас море – бушующим, неистовым или ласковым, спокойным?
– Просмотр видеосюжета “Музыка шторма”.
– Море как страшная стихия, таинственная, непредсказуема, волшебная - это тема многих полотен великого русского живописца. Айвазовского. Познакомьтесь с этими произведениями. Показ слайдов с репродукциями картин Айвазовского. Слайды 9-11
– Поделитесь впечатлениями.
– Чем отличается творчество живописца от работы кинооператора?
* Спишите текст, расставив знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. Какую роль они играют в тексте?
Слайд № 12
Бушующее море мчит свои суровые волны, осв …щённые неяркими, тр …вожными лучами солнца, скрытого за стеной ту(?)ч. Злая стихия хочет пок …зать свою с …крушительную силу и подн …мает всё выше лавины воды, переел …вающейся всеми цветами радуги. Страшно за людей, спасающихся на обломках мачты.
* Творческие задания (дифференцированно):
Сильные учащиеся. Работа в группах, парах или индивидуально (по желанию детей).
– Постарайтесь описать картину “Девятый вал”, используя в речи причастные обороты. Обозначьте их графически и, если это необходимо, пунктуационно. (См. слайд 13)
Основной состав класса:
– По данному началу (слайд № 7)составьте из 3-5 предложений текст-описание по картине Айвазовского “Девятый вал”, включив в него данные причастные обороты, обособленные и необособленные. Обозначьте их графически. Не забудьте о знаках препинания. (См. слайд 13)
Слайд № 13
Причастные обороты:
Неистово бушующая стихия.
Обломок громадной мачты, сломанной жестоким ветром.
Обессиленные бурей люди.
Просвечивающаяся на солнце зелёным и голубым цветом волна.
Возможное начало текста.
Страшны валы воды во время шторма на море, но самый страшный девятый вал, роковой, сокрушительный…
Задание для слабых учеников.
– С причастиями “бушующий”, “тонущие”, “сверкающие” составьте причастные обороты для описания картины Айвазовского.
Седьмая учебная ситуация. Оценка деятельности класса. Ответы на вопросы учеников.
Домашнее задание.
Теория (параграф учебника).
Практика (дифференцированные задания):
1. Сильные ученики.
Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решёткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся и пристающие к гуляющим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусаюшихся, вырывающие цветы, являются штрафующимися. (В. Ардов “Суконный язык”)
* Задание:
- Всегда ли уместно употребление причастий?
- Почему этот текст вызывает у вас улыбку?
- Попытайтесь его отредактировать, сохранив несколько причастных оборотов. Не забудьте о знаках препинания.
2. Основной состав класса.
* Определение и исправление ошибок в предложениях с причастными оборотами.
1. В этой статье я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие серьёзный интерес.
2. В мэрии состоялось обсуждение планов, касавшихся реконструкции старых зданий в центре Москвы.
3. На столе расставили блюда, заполненных разными яствами.
4. Рассуждавший бургомистр о выборах выглядел напыщенным.
5. Приятели молчали, несколько удивлённые этим случаем.
6. На террасе расставлены кресла, приготовленное для гостей.
3. Слабые ученики.
* Выполнить указанное учителем упражнение учебника.