Цели:
- Повторить состав простого предложения, подвести учащихся к пониманию термина "односоставное" предложение.
- Углубить представление учащихся об односоставных предложениях.
- Научить различать двусоставные предложения от односоставных.
- Изучить новую терминологию.
- Формировать культуру речи учащихся.
- Способствовать развитию познавательного интереса учащихся путем использования развивающе-систематизирующих упражнений, подобранных с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей учащихся.
Основные задачи:
- Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление.
- Учащиеся должны приобрести навыки анализа предложений данной конструкции.
- Учащиеся должны овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи.
Обеспечение урока:
- Презентация в PowerPoint (см. Приложение 1).
- Программа для проведения компьютерного теста.
- Бланки для проведения безмашинного теста.
- Школьная доска.
- Письменные принадлежности.
- Учебники ("Теория и практика" УМК под редакцией В.В. Бабайцевой.5-11 классы).
Урок рассчитан на 45 мин.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Фронтальный опрос учащихся
– Над изучением какой темы мы работали на
предыдущих уроках?
– На какие две группы делятся все члены
предложения?
– Какие члены предложения называются главными?
Второстепенными?
– Что является смысловым центром предложения?
Что в нем заключается?
III. Синтаксическая пятиминутка
Поздняя осень.
Грачи улетели.
Лес обнажился,
Поля опустели.
Н. Некрасов
Задание: подчеркнуть грамматические основы предложений.
Анализ предложений по вопросам.
– Какие это предложения по наличию
второстепенных членов?
– Какие предложения называются
распространенными? Нераспространенными?
– Какие это предложения по наличию главных
членов?
– Какие предложения называются двусоставными?
Односоставными? (Примеры из текста)
– Прочитайте односоставное предложение из нашей
записи.
– Приведите еще свои примеры.
– Как вы думаете, над какой темой мы будем
работать сегодня на уроке?
– Запишите тему урока.
СЛАЙД № 3
Понятие об односоставных предложениях
– Попробуйте теперь, зная тему урока, сформулировать его цель. Для этого используйте опорную запись.
СЛАЙД № 4
Цели:
- познакомиться с …;
- учиться находить ... и различать ...;
- изучить ...
– Да, действительно, цель нашего урока –
- познакомиться с односоставными предложениями и углубить знания о них;
- учиться находить односоставные предложения и отличать их от двусоставных;
- изучить новую терминологию;
- формировать культуру речи учащихся.
IV. Работа над темой
– Итак, вы уже знаете, что по своим
грамматическим основам простые предложения
бывают двусоставными и односоставными. В
двусоставных предложениях грамматическая
основа состоит из двух главных членов –
подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена
необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных же предложениях грамматическая
основа состоит из одного главного члена, причем
второй главный член не нужен для понимания
смысла предложения или его вообще не может быть.
Поэтому по форме главного члена односоставные
предложения делятся на две группы, а какие мы
сейчас узнаем.
СЛАЙД № 3
Вывод: односоставные предложения делятся на две основные группы:
1) с главным членом подлежащим;
2) с главным членом сказуемым.
Далее:
СЛАЙД № 6
Сравните:
Мороз. Сильный мороз
Вывод: как и двусоставные предложения, односоставные предложения могут быть распространенными и нераспространенными.
Задание: спишите и распространите предложения.
СЛАЙД № 7
Проверьте!
– Какую ошибку я допустила? Как её исправить?
VI. Изучение нового материала
– Обратимся к учебнику теории § 212 на с.309. Теория читается медленно, четко, ясно.
СЛАЙД № 8
Продолжи ответ.
1. Односоставные предложения – это ...
2. По значению и способу выражения главного
члена односоставные предложения делятся на
следующие группы ...
3. В предложениях с глагольными сказуемыми
выражено ...
4. В безличных предложениях ...
5. В назывных предложениях ...
6. По смыслу односоставные предложения
отличаются от двусоставных тем ...
– Перечислите термины, с которыми мы сегодня познакомились. Запишите их.
САМОДИКТАНТ
СЛАЙД № 9
– А теперь, пользуясь материалом §212, заполните схему:
СЛАЙД № 10
Односоставные предложения |
|
Главный член – сказуемое (глагольные предложения) 1. 2. 3. |
Глагольный член – подлежащее (существительное в им. падеже) 1. 2. 3. |
– На основе схемы § 212 расскажите об односоставных предложениях по плану.
СЛАЙД № 11
План
1. На какие группы делятся предложения в
зависимости от строения грамматической основы
(наличие одного или двух главных членов)?
2. Как называются предложения с главным членом
сказуемым?
3. Назовите виды глагольных предложений.
4. Как называются односоставные предложения с
главным членом предложения подлежащим?
А теперь вопрос повышенной трудности.
СЛАЙД № 12
Что объединяет, а что разделяет односоставные предложения? |
СЛАЙД №13
VII. Актуализация опорных знаний
1. Этап первичного закрепления.
СЛАЙД №14
(На компьютере устанавливается тестовая оболочка XPTLITE.)
Тестирование
Компьютерный вариант теста (см. Приложение 2)
Безмашинный вариант теста (см. Приложение 3).
СЛАЙД №15
Некоторые учащиеся выполняют задание на компьютере, а остальные – на листах; взаимопроверка по компьютеру.
Задание: указать, к какой группе односоставных предложений относятся данные предложения: подлежащее или сказуемое.
п. с.
2. Этап вторичного закрепления.
Работа над грамматическим значением односоставных предложений по плану.
- Что такое подлежащее?
- Что является грамматическим значением подлежащего?
- Что такое сказуемое?
- Что является грамматическим значением сказуемого? (§§ 199, 200)
СЛАЙД №16
План 1. Найти и подчеркнуть главный член предложения. |
Учащиеся (цепочкой) выходят к доске и записывают предложения, определяя грамматические значения главного члена.
СЛАЙД №17
1. Вижу горы и долины. 2. Кому-то принесли от мастера ларец. 3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 4. Одной рукой и узла не развяжешь. 5. К вечеру похолодало. 6. Летнее утро. 7. Рассвет. |
СЛАЙД №18
Проверьте себя:
1. Вижу горы и долины. 2. Кому-то принесли от мастера ларец. 3. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. 4. Одной рукой и узла не развяжешь. 5. К вечеру похолодало. 6. Летнее утро. 7. Рассвет. |
– изъяв, накл., наст, вр., 1-е л., ед, ч. – изъяв, накл., прош. вр., мн. ч. – изъяв, накл., буд. вр., 1-е л. мн.ч. – изъяв накл., буд. вр., 2-е л., ед.ч. – изъяв, накл., прош. вр., ед. ч. – им.п. – им.п. |
– Каково же грамматическое значение односоставных предложений?
СЛАЙД №19
3. А теперь заглянем немного вперёд.
– Используя таблицу-подсказку, определите (устно) типы односоставных предложений.
СЛАЙД № 20
4. Самостоятельная работа
– Для того чтобы проверить, как вы поняли тему урока, перед вами сейчас появятся три вида работ. Вы можете выбрать то задание, которое вам больше нравится.
СЛАЙДЫ № 21–23
- Первое задание высвечивается на экране, затем дается правильный ответ.
- Второе задание выполняется на доске.
- Третье задание пишется в тетрадях и сразу зачитывается.
- Все оценки выставляются по ходу выполнения всех работ.
СЛАЙД № 24
Проверь себя
VIII. Обобщение
Вопросы:
- Вспомните, что является смысловым центром предложения?
- А что на этом нашем уроке для вас было данным, ранее изученным?
- А что новым?
- Что является общим для всех односоставных предложений?
СЛАЙД № 25
Домашнее задание разноуровневое:
§ 212, составить план.
1. Записать 5 пословиц.
2. Найти в произведениях М.Ю.Лермонтова 5 примеров
односоставных предложений и записать.
3. Сочинение-миниатюра "Парк зимой".