Интеграция в учебном процессе как эффективный подход в активизации мыслительной деятельности учащихся наглядно представлена на уроке. Интегрируются предметы "Русский язык" и "Москвоведение". Тема “Знаки препинания при однородных членах предложения” во многом становится интересной и занимательной благодаря тому, что знания из филологии и москвоведения органично переплетаются и дополняют друг друга. Предложенный урок содержит задания, способствующие совершенствованию речевых навыков, а также развитию познавательного интереса.
ЦЕЛИ:
- Обобщение ранее изученного об однородных членах предложения.
- Закрепить навык нахождения однородных членов предложения и расстановки знаков препинания при них.
- Нравственное и патриотическое воспитание учащихся: чувство гордости за свой город, уважение к его историческому прошлому.
- Развитие монологической речи учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Репродукции картин на московскую тематику.
- Слайд-проектор
- Магнитофон c записью песен группы “Любэ” “Улочки-шкатулочки” и др.
Слово учителя.
Дорогие друзья! Сегодня мы с вами проведем необычный урок. Это будет урок-путешествие по нашему замечательному городу. Благодаря современным техническим средствам, мы, не выходя из класса, побываем на Красной площади, в резиденции русских царей Коломенском, пройдем по многочисленным улицам и площадям столицы, посетим выставки, галереи, послушаем замечательные стихи русских поэтов о Москве, просмотрим полотна художников на московскую тему. Но, совершая экскурсию, давайте не забывать о теме нашего урока “Знаки препинания при однородных членах предложения”. Вам будут предложены различные задания по теме. Наблюдайте, анализируйте, обобщайте накопленные знания и получайте за работу отличные оценки!
1. Речевая разминка. Игра “Ассоциации”. (3 мин.)
(Записать слова или словосочетания, которые ассоциируются у вас со словом “МОСКВА”.)
(Ответы учащихся: столица, Москва-река, фестивали, Измайлово, Арбат, Останкино, музеи, Большой театр, Красная площадь, вечный огонь, сувениры, президент, гордость, Сиреневый бульвар, Третьяковская галерея, Театр Мимики и жеста, ёлка в Кремле, Кремль, рынки, взрывы, террористы, бездомные люди, реклама, Бородинская панорама, Коломенское, иностранцы, царь Иван Грозный, Царь-пушка, Царь-колокол, мегаполис, Поклонная гора, множество памятников, московское произношение, самое красивое в мире метро и т.п.)
(Заранее подготовленный учащийся читает стихотворение О.Мандельштама “В разноголосице девического хора…”).
2. Словарный диктант с самопроверкой по словарю.
Сувенир, галерея, достопримечательность, традиция, реставрация, пьедестал, патриотизм, университет, мегаполис, иллюминация, архитектор.
Ребята, как вы думаете, по какому словарю лучше всего проверить эти слова?
По Словарю иностранных слов.
Почему? (Одновременно получаем информацию о правописании слов и их лексическом значении.)
Какое слово здесь “лишнее”, т.е. не подходит для проверки по Словарю иностранных слов? (достопримечательность).
По какому словарю можно узнать его лексическое значение и его написание.
(По Словарю Ожегова).
(Далее каждое задание сопровождается показом на экране достопримечательностей Москвы)
3. Синтаксический разбор.
Москва является тем центром, где складывался великий русский язык, на котором мы думаем, говорим, читаем и пишем.
4. Беседа по вопросам.
Найдите однородные члены предложения.
- На какие вопросы отвечают?
- Какими членами предложения являются?
- Какими частями речи они выражены?
- Чем они связаны в предложении?
- Чем разделяются?
ВЫВОД.
Давайте проверим правильность нашего вывода по учебнику. Чтение соответствующего параграфа в учебнике.
5. Закрепление полученных знаний.
(Устно). Задание классу.
Подсчитать количество однородных членов предложения, назвать их, расставив знаки препинания. Каким членом предложения они являются? Доказать, что перед нами однородные члены предложения.
Мелькают мимо будки бабы
Мальчишки лавки фонари
Дворцы сады монастыри
Бухарцы сани огороды
Купцы лачужки мужики
Бульвары башни казаки
Аптеки магазины моды
Балконы львы на воротах
И стаи галок на крестах. (А.С. Пушкин “Евгений Онегин)
Пока весь класс работает над текстом отрывка, один учащийся у доски отражает структуру предложения с помощью графического разбора, расставив предварительно знаки препинания.
В Москве есть памятник Пушкину, улица Пушкина и дом, в котором родился и жил великий поэт первые годы жизни.
6. Закрепление изученного.
1. (Задание выполняется коллективно. У доски один учащийся делает синтаксический разбор предложения, находя и подчёркивая однородные члены. Строит схему предложения)
В начале 50-х годов в Москве были спроектированы и построены семь высотных зданий.
2. (Заранее подготовленный учащийся читает отрывок из очерка К. Н. Батюшкова “Прогулки по Москве”.) Устно учащиеся находят и называют однородные члены предложения.
7. Индивидуальное задание.
Найти однородные члены предложения, расставив знаки препинания. Работа по карточкам. Карточки раздаются каждому ученику.
Карточка №1
1. Сегодня в Москве насчитывается свыше сотни различных выставочных залов, галерей и центров изобразительного искусства.
2. Весенняя Москва, напоенная колдовским ароматом цветущей сирени и шумевшая молодой зеленой листвой деревьев, поразила приезжих своей красотой, молодостью, шумом голосов и суматохой.
3. Когда москвичам хочется купить себе или в подарок другу какую-нибудь необыкновенную, единственную в своём роде вещь, они едут в Измайлово на вернисаж.
4. Там столичные ремесленники и художники выставляют предметы своего творчества.
5. В конце 19 века в Москве открываются славящиеся и поныне Политехнический музей, Третьяковская галерея, Музей московского городского хозяйства Дарвиновский музей и Музей изящных искусств.
6. Троицкая и Кутафья башни соединены каменным мостом.
8. Объяснительный диктант.
Москва не есть обыкновенный город, каких тысяча… У неё есть своя душа, своя жизнь. Каждый её камень хранит жизнь, надпись, начертанную временем, богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота, поэта. Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой.
Наша древняя столица может произвести на душу сильное, неизгладимое впечатление. Нет! Ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно. Надо видеть, чувствовать всё, что они говорят сердцу и воображению.
(М.Ю. Лермонтов “Панорама Москвы”)
9. Работа у доски.
Найти и обозначить однородные члены предложения.
1 ученик.
Я люблю подмосковные рощи
И мосты над твоею рекой.
Я люблю твою Красную площадь
И Кремлёвских курантов бой.
2 ученик.
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков.
И в сердцах будут жить двадцать восемь
Самых храбрых твоих сынов. (М. Лисянский)
10. Подведение итогов урока, объявление оценок.
11. Объяснение домашнего задания.