Цели урока:
- Воспитать внимательность, уверенность, самосовершенствование, инициативность, любознательность, взаимопонимание и взаимовыручку, доброжелательность;
- Отработка навыков верного определения орфограмм (безударные проверяемые гласные в корне слова, слитно-дефисное написание сложных существительных и прилагательных, разделительный Ь знак, Н и НН в прилагательных) и пунктограмм (постановка знаков препинания в простом осложненном и сложном предложениях);
- Формирование умения верно указывать части речи слов, с которыми работаем, верно указывать орфограмму в слове; формировать умение выделять главные члены предложения, определять вид предложения, составлять и редактировать схемы предложений; совершенствование умения составлять тесты и умение правильно работать с ними.
Оборудование:
- тетради для работы;
- комплект материалов к уроку;
- учебник по русскому языку;
- доска.
Для работы по данному методу учащиеся заранее распределены по группам (желательно распределить их по разноуровневым группам), выбирается командир группы, который будет фиксировать работу каждого учащегося в карточках. На столе у каждой группы комплект материалов к уроку: лист контроля ( работу каждого ученика в группе оценивают все участники группы, затем командир группы фиксирует количество баллов каждого учащегося в данном листе), карточка-подсказка по выставлению баллов, раздаточный материал по теме (карточки с заданиями, карточки – подсказки, алгоритмы, схемы, таблицы). После каждого шага группам дается время для выставления оценок в листы контроля. Каждый шаг может состоять из 1 или более заданий.
Лист контроля
Группа №1 |
||||||
№ | Ф.И. ученика | Шаги |
||||
Тезис | Символ | Практика | Реклама | Экспертиза | ||
1. | Фролова Карина - командир | |||||
2. | Гегузин Юрий | |||||
3. | Гончарова Наталья | |||||
4. | Мищенко Денис | |||||
5. | Тихонова Екатерина |
Карточка по выставлению баллов
Критерии | Количество баллов |
Ученик активно отвечает на уроке, дает правильные ответы | 3 |
Ученик отвечает, но допускает ошибки при ответах | 2 |
Ученик отвечает неохотно, не высказывает своего мнения | 1 |
Ученик не отвечает, на уроке находится в качестве наблюдателя | 0 |
(Эту карточку можно использовать и на других уроках русского языка и литературы в качестве наглядного материала, она служит ориентиром для объективного оценивания работы, а также позволяет вырабатывать у учащихся навыки само- и взаимооценки).
Ход урока:
1. Инициализация урока.
- приветствие, объяснение принципа работы учащихся по позиционному методу (если работают по такому методу впервые);
- оформление темы в тетрадях учащимися (списывание с доски).
2. Работа по шагам/позициям (название каждого шага записано на доске и на листах контроля)
Шаг (позиция) |
Действия учителя | Действия учащихся | Примечание |
Тезис (отбор главной мысли, информации) |
1. Выполнение на доске образца работы по
отработке орфографических навыков совместно с
учащимися (запись на доске и в тетрадях): Слово с ошибкой Правило Пример Продолжали безударная (до/лгий) гласная в корне 2. Чтобы подобрать слово для примера, восстановите пропущенное слово, а заодно назовите автора и название произведения: … по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня. (скользя – ско/льзко) 3. Распределяет слова по группам: Грязно-серые – 1 группа Туманный – 2 группа Преследовать – 3 группа Медвежьи – 4 группа 4. Игра "Редактор" - Исправьте ошибки в словах (запись на доске): Расматревали, яркозалотистый, выгледел 5. Фронтальный опрос: - Что главное в данной работе? |
1. Слушают цель задания
2.Работают коллективно
3. Ответы на вопросы
4. Работа в группах по карточке №1. Слова для примеров подбирают из карточки №2 5. Исправляют ошибки в словах
6. Ответы на вопросы |
Умение работать по образцу
Развитие речи и памяти, связь с литературой
Развитие логики, мышления
Умение видеть ошибку, определять вид орфограммы
Развитие речи |
Символ (изобразить в виде схемы изучаемый материал) |
1. Учитель проводит выборочный диктант - Выпишите грамматическую основу или грамматические основы предложений (карточка №3) - По записанным основам составьте схемы предложений. 2. "Редактирование схем" - Исправьте ошибки в записанных схемах (на доске записаны схемы простых и сложных предложений, в которых пропущены или неверно расставлены знаки препинания) |
Работают внутри группы, затем озвучивают работу, запись схем в тетрадях и на доске |
Выделение главной мысли, умение составлять схемы предложений
Развитие речи, умение выделять тему |
Практика | 1. Сочинение – миниатюра по картинкам Каждая группа получает 1 иллюстрацию. Задача учеников состоит в том, чтобы составить небольшой текст, используя указанные типы предложений: 1 группа – простое, осложненное однородными членами; 2 группа – БСП; 3 группа – ССП; 4 группа – СПП. 2. Синтаксический разбор предложения Разноуровневая работа: чтение предложения – сильный ученик; выделение основ – средний ученик; характеристика предложения с использованием алгоритма "Характеристика предложений" – слабый ученик. |
Составляют устно текст по картине; представление работ
Вначале внутри групп, а затем работа у доски. Обязательно записать и в тетрадь. |
Развитие синтеза и анализа; у слабых – работа с алгоритмом. |
Реклама (доказать необходимость изучаемой(ых) темы) |
- А сейчас на уроке рекламная пауза.
Каждая группа должна представить небольшую
рекламу, в которой доказывалась бы необходимость
правил русского языка в жизни. Правила выбираете
на свой вкус, но вашу рекламу утверждать будут
другие группы. - Раз мы пришли к выводу, что правила в нашей жизни необходимы, то на дом вам задание… (дается разноуровневое задание) |
Работа в группах; представление работ, оценка работ других групп | Обучение взаимооцениванию, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения |
Экспертиза (подводится итог урока) |
- Теперь вам дается время для выведения
общей оценки за урок каждому ученику в группе. (Самых активных на уроке отмечает и учитель). |
Выставление общей оценки за урок | Взаимооценивание |
Карточка №1 |
||
Слово с ошибкой | Правило | Пример |
Грязно-серые Туманный Преследовать Медвежьи |
|
|
Карточка №2 |
1. Приближающийся к старости (о возрасте)
- 2. Образуйте 1 слово из данных слов, превратив "яркий" в наречие: яркий + зеленый - 3. БЕТОН + Н = ? 4. Она героиня сказок, отличается хитростью. Как будут называться следы, оставленные ею? |
Карточка №3 |
1. Непогода отступила, и под солнцем
старинное северное село было прекрасно. 2. Морская вода медленно поднималась по речному руслу. 3. Синие облака беззаботно продолжали скользить над Белым морем. 4. Шёл прилив. 5. Трава на дворах была ярко – зелёной, точно вернулась весна. |