Самореализация студентов в условиях творческого сотрудничества преподавателя и будущего учителя

Разделы: Русский язык


Сегодня обществу нужны инициативные люди и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отличаясь высокой восприимчивостью, социально-профессиональной любознательностью, готовностью к быстрому обновлению знаний, расширению арсенала навыков и умений, решая проблемы своей профессиональной и личностной самореализации. Поэтому в условиях конкуренции на рынке труда, важно чтобы будущий специалист мог преодолеть с меньшими усилиями любые возникающие затруднения. А этого можно добиться, если рассматривать свою педагогическую деятельность с учётом конечного результата, т.е. конкурентоспособности на рынке труда. Исходя из вышесказанного цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий, обеспечивающих самореализацию будущего учителя средствами предметов лингвистической подготовки.

Для реализации поставленной цели в процессе педагогической деятельности решаю следующие задачи:

  • организация творческого сотрудничества субъектов учебной деятельности;
  • подбор и разработка инструментария изучения и отслеживания уровня сформированности профессиональных умений;
  • формирование стремления будущего учителя обеспечить развитие личности каждого школьника.

Организуя педагогический процесс за основу беру следующие положения:

  • Системно-деятельностный подход при отборе содержания учебных дисциплин (рабочие программы по методике преподавания русского языка, каллиграфии, практике пробных уроков, методике развития речи с практикумом по логопедии, учебные и методические пособия, где были учтены все взаимосвязи компонентов (цели, содержание, методы), что позволяет и студентам и преподавателю составить индивидуальные программы и достичь результативности в формировании индивидуального стиля педагогической деятельности;
  • возможность индивидуальной самореализации через творческие задание на всех этапах обучения;
  • реализация исследовательского компонента деятельности студентов;
  • личностный подход, предполагающий гуманизацию отношений, приоритет педагогики сотрудничества.

Считаю, что наиболее значимым для профессионально-личностного развития субъекта деятельности являются не столько творческие находки, особенности процессе и результатов профессиональной деятельности, сколько опыт самореализации, наращивание личностного творческого потенциала.

Одной из основных проблем, стоящих перед педагогическими коллективами среднего педагогического образования в период его модернизации, является внедрение в учебный процесс современных технологий, способствующих становлению личности студента; развитию его профессиональной компетентности, нравственности; активизирующих его познавательную деятельность, творческий потенциал, практическую самореализацию.

Теоретический анализ и анализ собственного опыта позволили мне выделить условия эффективного развития личности будущего учителя как субъекта педагогической деятельности, одним из которых является ориентация будущих учителей на самореализацию творческой деятельности.

Поэтому данные условия обеспечиваю посредством:

  • анализа педагогических знаний, умений, возможностей будущих учителей, причин затруднений при решении методических задач. Составлялся индивидуальный рейтинг (оценочная шкала, классифицирующая уровень сформированности знаний, умений); определялся уровень педагогических знаний и умений будущего учителя;
  • формирования у будущего учителя умений анализировать и оценивать свою педагогическую деятельность и осуществлять её корректировку; содействуя раскрытию и развитию педагогической культуры; обучения педагогическому прогнозированию;
  • выполнения будущими учителями творческих заданий (определения понятий; ответов на проблемные вопросы; составления планов, конспектов, аннотаций на предлагаемую методическую литературу; составления библиографий по проблеме; анализа педагогических ситуаций; подготовки сообщений, докладов т.д.).

Для эффективного продвижения студентов по пути познания нами совместно разработаны сборники методических рекомендаций по обучению грамоте, русскому языку, чтению .

В процессе изучения дисциплин провожу теоретические семинары, семинары-практикумы с использованием словесных методов обучения (деловые игры, тематические дискуссии, решение творческих задач, анализ педагогической ситуации), семинары – тренинги.

Использование таких методов обучения позволило сократить переходный период от теоретических знаний к практическим умениям, обеспечить творческую атмосферу в процессе развития личности будущего учителя.

Анализ результативности использования методов разных групп по источнику получения знаний показал, что они являются одним из эффективных условий развития творческого мышления, рефлексии у студентов.

В ходе изучения курса у моих студентов активизируется творческий потенциал. За основу упражнений, активизирующих творческое мышление студентов, мы с ними взяли различные виды методических задач, проектирование занятий, самоанализ. Помимо этого мы организуем нестандартные формы занятий на основе интеграции и взаимодействия учебных дисциплин, расширения межпредметных связей. Для студентов создаю условия выбора из предлагаемых творческих форм отчёта при проведении проверки и учёта знаний наиболее оптимальной, отвечающей индивидуальным особенностям студента стимулируется научно-практическое творчество студентов во время повседневных учебных занятий и во внеаудиторное время и во время самостоятельной работы.

Свои занятия выстраиваю так, чтобы в группе каждый студент оказывался в ситуации выбора задания для себя. Исходя из своих индивидуальных интересов и предпочтений, он имеет возможность реализовать свои способности в разных видах деятельности. Например: используемые мною дидактические материалы способствуют решению учебных задач по овладению программными знаниями, умениями и навыками. Работая с ними, студенты учатся принимать самостоятельные и взвешенные решения, делать осознанный и ответственный выбор, пользоваться различными источниками информации, сотрудничать в процессе решений общих задач. Данный подход в моей педагогической деятельности позволяет не только обучать, но и изучать студентов, выявлять их индивидуальные особенности: познавательные интересы, характерные способы учебной работы и предпочтения к содержанию и форме учебного материала, социальный статус среди одногруппников

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений, как между студентами, так и между студентами и преподавателем.

Конечно, можно создавать любые системы, использовать любые технологии, но всё зависит от преподавателя, от его способности и умения выстраивать взаимоотношения с учащимися, основанные на толерантности и эмпатии. Не бывает одинаковых учеников, не бывает одинаковых занятий, ничего нельзя повторить, так как в центре любой системы и технологии стоит личность педагога, его аура, его возможности, его свобода мыслить, творить. Поэтому на своих занятиях пытаюсь создавать атмосферу творчества путём:

  • выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я);
  • выполнение закона саморазвития: стремиться к постоянному самосовершенствованию (я = Я);
  • создание ситуации успеха.

Опыт работы в классах развивающего обучения позволил создать новую для себя систему обучения и успешно использовать её в подготовке будущего специалиста. В основу этой системы были положены пять принципов:

  • воспитывающего обучения – я учу самостоятельности, умению планировать свою деятельность, самостоятельно принимать решения, развивать волю и целеустремлённость;
  • ориентации на зону ближайшего развития – заметить и не пропустить малейший успех, закрепить его и идти дальше и выше;
  • ориентации на успех – каждый учащийся имеет право быть умным на уроке;
  • учёту результатов учебной деятельности через систему заданий и накопительную систему оценок;
  • диалогичности и сотрудничеству – я рядом с ними, и мы вместе решает все проблемы и радуемся успехам.

Как же осуществляются все эти принципы на практике? Прежде всего тематическим планированием системы занятий, которое помимо традиционных пунктов включает в себя разноуровневые задания по содержанию материала для репродуктивного, поискового и эвристического уровней.

Использование разнообразных методов и приёмов: проблемно-поисковых, коммуникативных: имитационно-игровых; проектно-исследовательских, способствуют развитию индивидуальности студентов, формированию их способностей к самопознанию и самообразованию с учётом индивидуального темпа и стиля учения.

Успех любой деятельности в большей степени зависит от мотивации учения, поэтому мотивация является одним из главных компонентов моей системы обучения, ведь без неё возможна лишь малоэффективная работа по принуждению. Следовательно, от меня и моих предметов должна исходить потребность в выполнении разных видов деятельности студентами: разработке проектов, дидактических материалов, исследовательских работ, участии в работе проблемных групп, разработке сценариев открытых мероприятий и т.д.

Поэтому с помощью разных методик я проверяю наличие внутренней мотивации, и если она есть, то за такого студента я могу быть спокойной.

Особую роль в своей педагогической деятельности отвожу практическим занятиям, где предлагаю индивидуальную работу над заданиями: текстом, звуками; моделями; поощряются собственное видение проблемы, выдвижение гипотезы, создание проекта урока и т.д. Часто приходится сочетать парную работу с групповой: студенты стихийно или по инициативе преподавателя объединяются в пары, группы, обсуждают способы решения методических задач, сопоставляют, сверяют, оценивают и корректируют, дают самооценку своих действий. Таким образом, в процессе обучения создаётся благоприятная среда для активного и совместного сотрудничества, создающего атмосферу взаимной симпатии, поддержки, саморазвития.

Введение в процесс подготовки будущего учителя, наряду с теоретической информацией, семинаров-практикумов и консультаций обеспечило самореализацию творческой деятельности студентов через практический показ, создало возможность для научного руководства данным процессом.

Одну из главных ролей в профессиональном становлении будущего учителя играет исследовательская деятельность – деятельность самостоятельная, творческая, инновационная. Поэтому большое значение в управлении профессиональной подготовки будущего учителя я придаю совершенствованию системы учебно-исследовательской работы студентов. Исследовательская и инновационная деятельность тесно связаны. И в нашем педагогическом училище наблюдается заинтересованность многих студентов и преподавателей освоением современных технологий обучения и развития. Являясь руководителем проблемной группы “Гуманная педагогика”, организовываю деятельность как студентов, так и учителей базовых школ через ведение курса “Личностно-ориентированные технологии”, исследовательская активность преподавателей конечно же сказывается на психологии студентов. Они охотно включаются в исследовательскую работу, стремятся к инновациям. Ими созданы сборники “Учись, играя” Балабка А. Гр. 51, “Секреты речи” Сапрунова М. 56 гр., “Секреты речевого мастерства” Чернова А., 54 гр. изучаются наиболее актуальные проблемы современного начального образования “Проблемы преемственности начального и основного звена школы” и др. (см. результативность профессиональной деятельности). Состав проблемной группы меняется за счёт привлечения студентов с младших курсов, но численность студентов при этом постоянно сохраняется.

Данная работа оказалась привлекательной для студентов, благодаря неформальности организации, добровольности участия, партнёрским взаимодействием с преподавателем и учителями базовых школ, возможностью смены ролей – от ведущего заседания проблемной группы до роли ученика начальной школы, через участие в практикумах. В процессе данной работы, можно отметить желание студентов принимать участие во всех мероприятиях, проводимых в соответствии с планом индивидуальной методической работы (открытые занятия для учащихся начальных классов базовых школ города и района; мероприятия для студентов нашего училища и других учебных заведений), областных конференциях, районных семинарах с учителями базовых школ, конкурсах “Студент года”, научно-практических конференциях, внешнее тиражирование и т.д. Результаты этих творческих и исследовательских материалов использую при изучении преподаваемых курсов. Таким образом, у студентов наблюдается удовлетворение собственной деятельностью, т.к. каждым определён личный уровень ожидаемого результата.

В своей педагогической деятельности стараюсь совершенствовать старые и найти новые формы контроля качества подготовки специалиста: разрабатываю содержание тестов, контрольных работ, практических и лабораторных занятий, использую разные формы сдачи семестровых экзаменов, провожу защиты методических копилок и смотры готовности к педагогической практике. Считаю, что использование такого ряда методов и форм контроля, способствует сохранению и поддержанию мотивации достижения успеха, а также работает на активное выражение индивидуальности как значимой и нужной для себя и других.

Практика моей работы показывает, что использование всего многообразия форм диагностики успешности обучения способствует получению объективной и достоверной информации об уровне перевода социального опыта личности студента. В процессе управления учебно-познавательной деятельностью ориентируюсь на результаты предыдущей диагностики успешности обучения и стремлюсь найти новые способы осуществления управленческой функции учителя.

Готовность к профессиональной самореализации проверяется в ходе прохождения педагогической практики, результаты которой – следствие сотрудничества преподавателя, студента и учителя, что позволило сформировать следующие профессиональные умения:

  • проектировать, планировать и осуществлять целостный процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;
  • создавать ситуации совместного поиска и ситуации успеха;
  • квалифицированно владеть теми умениями и приёмами, которыми педагог обучает школьников;
  • развивать и активизировать творческие возможности учащихся, строить отношения в нестандартных условиях;
  • обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию, стремиться к творческой самореализации.

Показателем эффективности педагогической деятельности считаю следующие результаты:

  • качество учебно-профессиональной деятельности (теоретический курс. Наблюдается динамика повышения качества от 47% до 77%; профессиональная практика – с 68% до 80%);
  • качество учебно-исследовательской деятельности (рецензируемые продукты деятельности студентов соответствуют требованиям, предъявляемым к организации данного вида. К – 83%);
  • качество учебно-воспитательной деятельности (разработки внеклассных занятий, сценариев, мероприятий в соответствии с учебно-воспитательным планом и планом индивидуальной работы);
  • наличие продуктов творческой деятельности студентов (методические рекомендации “Секреты речи”, “Попробуй, это интересно”, “Учись, играя!”, сборник предметных картинок “Учим трудные слова”, сборник дидактических игр по развитию речи “Учить – ум точить!”).

Оглядываясь на опыт по реализации данной проблемы, не могу сказать, что все мои выпускники готовы к самореализации личностных возможностей и раскрытию внутреннего потенциала, но верю в то, что она же в дальнейшем позволит им реализовать потребность занять собственную позицию и принимать собственные решения, независимо от внешних воздействий и сиюминутных условий и ограничений.

Читая в отзывах о работе своих выпускников: “Учитель работает творчески. Его уроки яркие, живые, не оставляющие детей равнодушными, дающие высокий результат. Учитель увлекает детей в активный процесс решения познавательных и учебных задач”. Вижу в этом и частицу своего труда”.

Мечтаю о том времени, когда в училище будут приходить студенты, прошедшие конкурсный отбор, для которых работа в школе – призвание. Это должен быть человек большой души, любящий детей, способный без наигранности (ибо это дети не прощают) стать им настоящим другом.

Ориентиром своей профессиональной деятельности вижу слова великого гуманиста педагога, врача и писателя Януша Корчака “Растёт новое поколение, вздымается новая волна. Идут и с недостатками, и с достоинствами; дайте условия, чтобы дети вырастали хорошими! Нам не выиграть тяжбы с грузом нездоровой наследственности, ведь не скажем мы василькам, чтобы они стали хлебами”.

Литература:

  1. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. – М. Изд-во Корпорация “Логос”, 1999.
  2. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования 2002 г.
  3. Программа модернизации и развития профессионального образования Новосибирской области.
  4. Е.М.Муравьёв, А.Е.Богоявленская Справочник администрации школы по организации учебного процессе Ч – 3.