Цели:
- обобщение и систематизация сведений о деепричастии и деепричастном обороте;
- выработка умения правильно использовать деепричастия в речи;
- отработка навыков различения деепричастий от личных форм глагола и причастий и конструирования предложений с синонимической заменой;
- формирование навыков работы с текстом;
- развитие интереса к предмету;
- воспитание чувства товарищества и коллективизма, умения работать в группе.
Оборудование:
- карточки с заданиями для групповой работы;
- ребусы;
- плакат для словарно-орфографической работы;
- текст рассказа А.П.Чехова “Хамелеон”;
- магнитофонная запись стихотворения А.С.Пушкина “Зимний вечер”;
- магнитная доска.
Форма урока: деловая игра (5 команд по 4-6 человек) .
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка целей урока. Оформление начальной записи на доске и в тетрадях.
II. Брейн-ринг.
Фронтальное повторение теоретических сведений по теме “Деепричастие”.
- Что называется деепричастием?
- Какие признаки глагола имеет деепричастие?
- Как изменяется деепричастие?
- Что называется деепричастным оборотом?
- Какова синтаксическая роль деепричастия?
- Какой член предложения может быть выражен деепричастным оборотом?
- Как образуются деепричастия несовершенного вида?
- Как образуются деепричастия совершенного вида?
- Как пишутся деепричастия с НЕ?
- Как выделяется на письме деепричастный оборот?
III. Работа с художественным текстом.
А.П.Чехов. “Хамелеон”.
1) Выписать из текста 2 предложения с деепричастным оборотом..
(Можно указать командам разные части текста) .
2) Выполнить синтаксический разбор записанных предложений.
А.С.Пушкин.”Зимний вечер”.
Послушать магнитофонную запись текста стихотворения.
Выписать деепричастия, определить их вид и синтаксическую роль.
IV. Конструирование предложений.
Из двух предложений составить одно, заменив один из глаголов деепричастием.
1) Экспресс “Москва – Санкт-Петербург” идет с большой скоростью. Он преодолевает расстояние между городами за 7 часов.
2) Раскаты грома доносились из-за леса. Они предупреждали о надвигающейся грозе.
3) Выпал снег. Он ярко блестел под лучами солнца.
4) Шумят деревья на ветру. Они роняют свои последние листья.
5) Ученики работали самостоятельно. Они решали систему уравнений.
V. “Полминутки для шутки”.
Разгадать ребусы. Зашифрованы слова: повар, учитель, стилист, строитель, водитель.
Записать 3-5 словосочетаний с деепричастием, характеризующих профессиональные действия человека.
VI. Проверка домашнего задания.
Учащиеся читают составленные дома предложения, описывающие профессиональные действия человека, выделяют деепричастия.
VII. Тест “Пятое лишнее”.
№1.
А) шить, лить
Б) считать, решать
В) рисовать, поздравлять
Г) красить, мыть
Д) думать, читать
№2.
А) прыгать, бегать
Б) съесть, прибежать
В) уметь, глядеть
Г) читать, говорить
Д) плакать, кричать
№3.
А) (не) решая, (не) посмотрев
Б) (не) сказав, (не) читая
В) (не) навидя, (не) годуя
Г) (не) думая, (не) поднимая
Д) (не) говоря, (не) прыгая
№4
А) думая о будущем, записав на доске
Б) слушая товарища, глядя в окно
В) посеяв зерно, решив задачу
Г) говорил не думая, смотрел улыбаясь
Д) съев завтрак, сказав правду
№5.
А) решая задачу, снимая фильм
Б) благодаря маму, напевая мелодию
В) не глядя на доску, думая над задачей
Г) несмотря на непогоду, благодаря дождю
Д) посмотрев направо, сказав другу
(Ключ: №1-А, №2-Б, №3-В, №4-Г, №5-Г) .
VIII. Словарно-орфографическая работа.
На магнитной доске табличка с записью:
Корректор ( лат. Corrector – исправитель)
Корректировать
Корректура
Коррекция.
Корректор – работник издательства, типографии – специалист по корректуре.
Корректура – исправление ошибок в оттиске типографского набора
IX. “Юный корректор”.
Работа по предупреждению стилистических ошибок при употреблении деепричастий. Исправить ошибки в предложениях.
Съев за ужином лишнего, мне нездоровилось.
Открыв форточку, в комнату влетел воробей.
Распахнув сквозняком окно, моя шляпа улетела.
4) Увидев интересный спектакль, мы пришли в театр.
Приехав в небольшой городок нас окружила целая стая бродячих собак.
Х. “Подскажи словечко”.
Восстановить пословицу, подобрав подходящее по смыслу деепричастие.
Дружба как стекло, … не сложишь.
Не … броду не суйся в воду.
Не … несчастья счастья не увидишь.
Не посеяв семени хлеба, не добудешь.
Нет друга – ищи, а … береги.
ХI. Задание на дом.
Написать сочинение-миниатюру “Жили-были деепричастия…”
XII. Подведение итогов урока.