Русский язык
-
Наглядно-дидактическое пособие "В мире цветов" (нравственно-экологическое воспитание на уроках русского языка) 2007
Предлагаемая вашему вниманию работа "В мире цветов" представляет собой систематизированный набор текстов - упражнений для работы с учащимися 9-го класса в начале учебного года при повторении изученного в 5—8-го классах. Основное назначение пособия - дополнить учебник 9-го класса наглядно-дидактическим материалом, с помощью которого можно был бы расширить возможности индивидуальной, индивидуально-групповой, коллективной работы учащихся при повторении, а также воспитать любовь и бережное отношение к природе, пробудить интерес к изучению происхождения слов.
-
Использование эпиграфа на уроках русского языка 2007
Какой материал может быть использован в качестве эпиграфа? Анализируя материалы и педагогический опыт, приходим к выводу, что эпиграфом может служить любой интересный материал.
-
Урок русского языка в 5-м классе 2007
Цели: закрепить правописание чередующихся гласных; сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне слова.
-
Урок русского языка по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -чик- , -щик- " 2007
Урок русского языка имеет следующие цели: узнать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -чик- и -щик- и уметь применять этот способ действия для их правильного написания. На всех этапах урока используются мультимедийная презентация, таблицы, карточки-домики. Творческая работа учащихся в форме мини-сочинений предполагает просмотр видеоматериала "Наш город".
-
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов" 2007
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5—7-х классов направлено на формирование речевой культуры. В данной разработке отразились такие речевые проблемы, как засорение языка словами-паразитами, вульгаризмами, жаргонными словами.
-
Урок русского языка на тему: "Бессоюзное сложное предложение". 9-й класс 2007
На уроке формируются умения устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях, использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла, определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи, правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях. Для лучшего усвоения материала используется презентация.
-
КВН "Занимательная грамматика" 2007
Обучение русскому языку осуществляется не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Данные занятия, проводимые в игровой форме, дают возможность детям самостоятельно выявить сформированность своих навыков и уровень знаний, полученных на уроках. Такие занятия активизируют детей, развивают их творческие способности. В данной статье предлагается один из вариантов внеклассных занятий, которое проводится в форме КВН.
-
Средства субъективизации на уроках русского языка. Конспект урока в 6-м классе 2007
Ученик перестает быть только объектом процесса обучения, ему передается часть функций учителя. Знания не даются в готовом виде, а приобретаются во время поисковой и исследовательской деятельности. Ребенок самостоятельно формулирует тему и цель урока, и у него создается установка на ее реализацию. Оригинальные упражнения стимулируют и поддерживают данную установку в течение всего урока. В результате возрастает интерес, улучшается орфографическая грамотность и повышается общий интеллектуальный уровень.
-
Конспект урока по теме: "Понятие о мягком разделительном знаке" 2007
Предлагаемый урок проведён во 2-м классе по традиционной программе, разработан в технологии проблемного обучения, с использованием групповой формы работы. Дети самостоятельно, при направляющей роли учителя "открывают" новые знания.
-
Мои методы обучения на уроках таджикского языка и литературы 2007
Учитель не только должен видеть всю ситуацию, но он еще должен уметь предвидеть будущее, так как видеть легко, а предвидеть очень сложно. По нашему мнению, этим требованиям способствуют стратегии критического мышления. Именно поэтому сегодня необходимо расширить ролевую ориентацию программы критического мышления.
-
Урок русского языка на тему: "Обращение и знаки препинания при нём" 2007
Урок построен в соответствии с трёхступенчатой схемой технологии развития критического мышления и включает приёмы работы с информационным текстом: приём "Инсерт", "Кластер". На стадии вызова используется приём "Мозговой штурм", на стадии рефлексии - "Синквейн". Система практических заданий способствует закреплению знаний об обращении и пунктуации при нём, а также развитию языкового чутья, формированию умения использовать обращения в разных стилях речи. Урок способствует воспитанию толерантности при работе в группах, формирует социальную компетентность.
-
Урок русского языка по теме "Имена существительные собственные и нарицательные" 2007
На уроке русского языка в 5-м классе учащиеся повторяют правописание безударных гласных в корне, закрепляют и систематизируют знания об именах собственных и нарицательных, правописание имён собственных.
-
Элективный курс "Знакомство с профессией журналиста" 2007
Элементы журналистики являются составной частью уроков русского языка, развития речи и литературы, особенно важны данные уроки для формирования коммуникативных умений учащихся. Элективный курс "Знакомство с профессией журналиста" предлагается для учащихся 9-го класса как элемент активизации интереса к урокам развития речи, предпрофильной подготовки для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора. Программа рассчитана на 10 часов учебного времени.
-
Уроки русского языка и информатики в 8-м классе по теме: "Стили речи. Строение текста. Простейший текстовый редактор WordPad и использование здоровьесберегающих технологий" 2007
Интегрированные уроки знакомят учащихся с видами и средствами связи предложений в тексте, развивают умение определять стиль и тип речи, главную мысль текста, помогают совершенствовать навыки редактирования и орфографическую зоркость, показывают возможности простейшего текстового редактора и применение тестирующей оболочки, обобщают знания основного материала по информатике, прививают навыки здорового образа жизни.
-
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Пишем сочинение-рассуждение 2007
Учителя классов, в которых не предусмотрено углубленное изучение филологических дисциплин, знают, что задание ЕГЭ С1 - написание сочинения-рассуждения по заданному тексту — является трудным для многих учащихся. Предложенная модель написания сочинения-рассуждения поможет выпускникам успешно справиться с этой задачей.
-
Урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему "Смысл жизни в красоте" 2007
Проведённый нами урок подготовки к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему в 9-м классе показал, что красота как эстетическая категория является одной из наиболее важных для учащихся данного возраста. Это обусловливается психо-возрастными особенностями школьников. В условиях современного общества данная проблема приобретает особую актуальность ещё и в связи с происходящими процессами переоценки ценностей. Урок позволяет сформировать представление о гармонически развитой личности.
-
Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему "Что такое толерантность?" 2007
В настоящее время актуальной проблемой является воспитание толерантности личности. Современный ученик должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей. На уроке развития речи предлагается материал по формированию у школьников доброты и милосердия, созданию толерантной среды, которая предполагает взаимопомощь, сопереживание, способность вместе преодолевать трудности.
-
Разработка урока русского языка по теме: "Разряды прилагательных по значению" 2007
Идея данного урока состоит в том, чтобы через игру пробудить интерес учащихся к изучению русского языка, к общению, в котором дети должны чувствовать себя уверенно, спокойно. Для этого создается благоприятная эмоциональная обстановка, звучит музыка; предметы, используемые на уроке, имеют круглую форму - такие предметы вызывают положительные эмоции; они трех цветов: красного, оранжевого, желтого - яркие, несущие в себе положительную энергетику.
-
Урок русского языка с использованием информационных технологий про теме: "Сложноподчиненное предложение" 2007
Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника или из другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. При обучении пунктуации объём такой работы ещё больше увеличивается. Сегодня, с приходом в школу информационных компьютерных технологий (ИКТ), появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на некоторые виды работ и, конечно, дифференцировать обучение. Представленный урок по русскому языку с использованием ИКТ "Сложноподчинённое предложение" предназначен для учащихся 9-го класса. Это первый урок в системе уроков по СПП. Он предполагает актуализию ранее изученного, многоаспектное повторение, аналитическую работу с текстом. Урок рассчитан как на целый класс, так и на группу учащихся.
-
Зачёт в 8-м классе по теме: "Обособленные члены предложения" 2007
Цель данного урока - проверить знания и умения учащихся по изученной теме. Зачёт состоит из обязательной и дополнительной частей. Выполнение каждого задания оценивается определённым количеством баллов. Общая оценка выставляется в соответствии с таблицей, приведённой в тексте зачёта. Таблица показывает, сколько баллов минимум надо набрать при выполнении заданий обязательной и дополнительной частей для получения оценки "З", "4" или "5".
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Зимний пейзаж" 2007
На уроке говорю с учащимися о земле, знакомлю их со стихотворениями по данной теме – все это пригодится при написании сочинения.
-
Урок русского языка в 11-м классе по теме "Особенности публицистического стиля речи" 2007
Методика урока "Особенности публицистического стиля речи" основана на лингвориторическом подходе.
-
Интегрированный урок русского языка и психологии для учащихся 7-х классов. "Эссе как вид творческой работы "Зачем?" 2007
Каждый из нас по-своему воспринимает этот мир в зависимости от своего состояния, настроения, событий, которые происходят в жизни. Мир мы слушаем, чувствуем, видим. Но иногда это восприятие длится всего миг, на уровне ощущений, которые улавливаются неосознанно. Часто мы воспринимаем так музыку, цвет. Сегодня мы войдем в мир поэзии и исследования, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу писателя. А возникшие чувства помогают нам больше понять и самих себя.
-
Использование КТХ на уроке русского языка по теме: "Употребление имен числительных в научно-популярном тексте" 2007
Урок русского языка в 6-м классе. Обращается особое внимание на нормы употребление в устной и письменной речи учащихся имен числительных.
-
Конспект урока русского языка в 6-м классе "Если бы да кабы…" по теме: "Условное наклонение глагола" 2007
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Условное наклонение глагола" предполагает успешное формирование у учащихся исследовательских умений и навыков. Основными целями его являются следующие: научить определять глаголы в условном наклонении; способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания; воспитывать интерес к русскому языку, чувство юмора.
-
Подготовка к сочинению – описанию водоема 2007
Готовить учащихся к написанию сочинения – описания водоема необходимо через знакомство с произведениями изобразительного искусства, литературы, содержащими описание водоема. Особенностью урока является использование регионального компонента. Тем самым создаются положительные эмоциональные переживания, стимулирующие творческий процесс.
-
Урок-путешествие по теме: "Имя прилагательное" 2007
Урок по русскому языку для 6-го класса. Повторение – важный этап в осмыслении знаний, совершенствовании умений и навыков учащихся по русскому языку. Оно даёт возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить ещё раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил.
-
Урок русского языка по теме: "Изложение с элементами сочинения" 2007
Урок развития речи по сказке Ф.Кривина "Сотворение человека" реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и помогает выявить личностные проблемы учащихся. Это своеобразное психологическое тестирование, диагностирующее значимые потребности детей (физиологические, социальные, познавательные, эстетические и т.д.).
-
Коррекционная работа на уроках русского языка при изучении темы "Безударные гласные корня" 2007
У учащихся коррекционных школ в разной степени могут проявляться замедленность зрительного и слухового восприятия, трудности концентрирования внимания, недостаточность сформированности мыслительных процессов. Уроки русского языка позволяют корректировать эти отклонения и находить способы их устранения. Некоторые коррекционные задания, позволяющие детям успешно овладеть учебной деятельностью, нашли свое отражение в цикле уроков "Безударные гласные корня".
-
Азбука делового человека (внеклассное мероприятие в 9–11-х классах по русскому языку) 2007
На внеклассном мероприятии по русскому языку учащиеся старших классов учатся составлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, резюме. Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать гражданское самосознание.