Русский язык
-
Урок русского языка "В городе Существительных" (повторение морфологических и синтаксических признаков) в 6-м классе 2007
Цели урока: повторение изученного об имени существительном как части речи, его морфологических признаках и синтаксической роли; расширение сведений о роли имен существительных в речи; развитие у учащихся речи, мышления, памяти. Урок построен в форме путешествия по улицам и паркам города Существительных, что повышает интерес учащихся к теме урока и вызывает положительные эмоции.
-
Открытый урок "Вводные слова. Знаки препинания при них" 2007
Урок "Вводные слова. Знаки препинания при них" проводится в 8-м классе. Приурочен к празднованию Великой Победы.
-
Урок по русскому языку. Тема: "Повторение и обобщение знаний о причастии как особой форме глагола". 7-й класс 2007
Важное значение приобретает формирование учебной деятельности, которая обеспечивает не только усвоение знаний, но и овладение способами учебной работы, умением самостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обучением. Представлена разработка открытого урока с элементами интегрирования.
-
Урок-путешествие в 5-м классе по теме "Алфавит" 2007
Буквы, как и всякое явление жизни, на месте не стояли, они развивались и видоизменялись. Слово "алфавит" происходит от первых букв греческого алфавита: альфа и бета. Начало нашей письменности связано с деятельностью первых славянских просветителей – братьев Кирилла и Мефодия. Азбука составлялась на основе греческого алфавита и получила название "кириллица", первые книги на Руси писались на пергаменте – специально выделанной коже, они были плодами огромного труда и очень дороги.
-
Урок русского языка по теме "Разряды наречий по значению" 2007
На этом уроке ученики узнают, как называли наречие древние римляне и почему это название актуально и в наши дни. Ребята учатся грамотно использовать наречия в своей речи, описывать с их помощью происходящие события.
-
Конспект урока по русскому языку "Слитное и раздельное написание частицы не с наречиями на -о, -е" 2007
Целью представленного урока является самостоятельное осмысление учащимися слитного и раздельного написания частицы не с наречиями на -о, -е на основе имеющихся знаний о правописании не с другими частями речи ; составление алгоритма "НЕ с наречиями". На уроке используются тематическая физкультминутка, все виды грамматических разборов. Урок способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, на нём сочетаются различные формы работы.
-
Тема: "Имя прилагательное". Русский язык. 6-й класс 2007
Использование формы проблемного урока и компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повторить и углубить учебный материал, пробудить эмоциональные чувства, интерес к изучению родного языка, добиться прочного и осознанного усвоения учебного материала. На уроке используется компьютерная презентация.
-
Урок развития речи на тему "Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему "Зависть не порок?". 9-й класс 2007
В 14–15 лет для подростков решение морально-этических проблем является актуальным: в этом возрасте они особо чувственно реагируют на негативные поступки, слова, эмоции. Как показал проведённый урок, предложенная тема пробудила в ребятах живой интерес. Они охотно вступали в дискуссию, старались быть предельно убедительными в своих аргументах. Показательным является сформулированный в ходе обсуждения проблемы вывод о том, что зависть не всегда оказывает разрушительное воздействие на человека: иногда она может направить энергию в русло созидания.
-
Открытый урок по теме "Как писать письма (особенности эпистолярного жанра)" 2007
В рамках знакомства с разными стилями и жанрами сегодня мы познакомимся с эпистолярным жанром. История развития эпистолярного жанра предстает в рассказах и инсценировках, заранее подготовленных учениками.
-
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Повторение. Написание НЕ с различными частями речи" 2007
Повторение основных орфографических тем очень важно, так как орфография является главной составляющей грамотности учащихся. Уроки повторения очень эффективно, на мой взгляд, проводить на основе алгоритмов. Предлагаю вашему вниманию такой урок по теме "Повторение. Написание НЕ с различными частями речи".
-
Урок "Повторим орфографию". 6-й класс 2007
Урок "Повторим орфографию" проводится после изучения прилагательных, числительных. Цель урока - повторить правописание мягкого знака в середине числительных, суффиксов прилагательных, сложных слов с соединительными гласными. Задания даны на материале текстов местных авторов. Это сделано специально, чтобы учащиеся знали своих писателей, видели красоту родного края.
-
"Путешествие в страну Служебных Частей Речи" 2007
Цель урока русского языка - формировать навыки правильной, нормированной речи, знать нормы русского литературного словоупотребления, знать правила использования служебных частей речи, выработать умения систематизировать знания для решения поставленных задач. На уроке используются нетрадиционные методы обучения русскому языку.
-
Интегрированный урок русского языка с татарским языком по теме "Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым". 8-й класс 2007
Интегрированный урок русского и татарского языков. На уроке происходит обобщение и систематизация знаний, отрабатывается навык постановки тире.
-
"Веселая фразеология" . Игра для учащихся 6-го класса 2007
Игра для учащихся 6-го класса по русскому языку популяризирует знания по лексике русского языка; развивает речевые навыки (умение пользоваться фразеологизмами в речи); развивает умения работать в группе.
-
Преподавание русского языка 2007
В данной разработке представлен опыт проведения интегрированного урока (русский язык + чтение) для учащихся 5-х классов коррекционных школ VIII вида, цель которого привить интерес к предмету. Способствовать более прочному и сознательному усвоению материала по темам "Правописание парных звонких/глухих согласных на конце и в середине слова" и "Жанры произведений". Развивать мышление, фантазию, речь. Задания носят индивидуально-дифференцированный подход.
-
Использование краеведческого материала в процессе передачи учащимся новых знаний 2007
На материале говора родного края объясняется, как краеведческий материал влияет на формирование у детей новых понятий. Также указываются пути использования краеведческого материала на уроках русского языка различных типов.
-
Урок "Универсальный заменитель" 2007
Местоимение представляет сравнительно небольшую группу слов, но по частоте употребления занимает третье место после имени существительного и глагола. Основное внимание при изучении местоимения на данном уроке направлено на усвоение учащимися его значения как части речи, синтаксической функции; развитиюе умения находить местоимения в речи, определять их роль в тексте; правильно употреблять местоимения; развитие творческих способностей учащихся.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Правописание приставок на З и С" 2007
В разработке урока показано применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. Основные цели урока - развитие орфографической зоркости и навыков применения на практике полученных знаний, совершенствование навыков работы на компьютере. Материал урока вызовет у учащихся интерес к изучению русского языка, научит объективно оценивать свои знания, будет воспитывать ответственное отношение к здоровью.
-
Интегрированный урок химии и русского языка по теме "Кислород. Оксиды. Горение. Правописание безударных гласных в корне. Полные и неполные, двусоставные и односоставные предложения". 8-й класс 2007
Цели урока: закрепить опорные знания о кислороде и оксидах; создать условия для развития у учащихся умений составлять уравнения реакций и решать расчётные задачи; использовать, развивать, обогащать субъективный опыт учащихся в формировании умения самостоятельно различать виды предложений по характеру основы и по условиям контекста и речевой ситуации; применять алгоритм работы над орфограммой "безударная гласная в корне".
-
Стилистические возможности различных синтаксических конструкций русского языка (теоретические материалы в помощь учителю) 2007
Представленные в виде таблицы материалы о стилистических возможностях синтаксических конструкций русского языка помогут учащимся проводить анализ исходного текста и создавать различные собственные высказывания как на лингвистическую, так и на свободную тему в соответствии с речевой задачей, т.е. служат развитию связной речи учащихся.
-
Проектная деятельность на уроках литературы 2007
Сейчас все чаще на уроках используются проекты. Это связано прежде всего с тем, что школы стали компьютеризированными, и детям интересна такая форма работы. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
-
Урок русского языка по теме "Морфологические признаки глагола" 2007
Урок "Морфологические признаки глагола" является обобщающим, на котором все морфологические признаки повторяются и систематизируются. Составленная на уроке схема морфологического разбора используется учениками на последующих уроках русского языка и в среднем звене. Материалы урока можно использовать в 4-м классе начальной школы и в 5-м классе при повторении изученного материала.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Обобщающее повторение по теме "Причастие" с применением инновационных технологий 2007
Данный урок позволяет систематизировать знания о причастии. Структура урока способствует познавательной активности учащихся, самостоятельности, развитию творческих способностей. В планировании урока имели место инновационные методы, дифференциация в обучении, активно использована наглядность. Разнообразная учебная деятельность на уроке позволяет обеспечить при проверке знаний учащихся воспроизведение ими основных признаков изученного материала.
-
Тетрадь "Работа над ошибками на уроках русского языка в 5–6-х классах" 2007
Данная тетрадь является продолжением работы над углублённым анализом орфографических ошибок учащихся 5–6-х классов, начатой мною в 2005/06 уч. г. Заполняя таблицы, предложенные в тетради, поэтапно разбирая ошибки, допущенные в диктантах, изложениях и других видах контрольных заданий, учащиеся вместе с учителем анализируют ошибки, учатся самоконтролю, умению видеть ошибки, объяснить их, соотнести с нужным правилом.
-
Сочинение в 8-м классе по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" 2007
Пути развития речи учащихся необычайно разнообразны. Одним из многих методов, способствующих развитию речевых навыков учащихся, является работа по картине. Система упражнений, связанных с картиной, имеет целью привить учащимся интерес к живописи, развивает наблюдательность, обогащает их новыми яркими впечатлениями. Описание картины приучает школьников давать отчёт о том, что видел и слышал, облекая плоды своего воображения в правильную словесную форму.
-
Усвоение глаголов речи 2007
Продуманное и целенаправленное обогащение словарного запаса учащихся служит предпосылкой развития их речи. Коммуникативный характер обучения языку предполагает систематизацию словаря, вычисление в учебных целях отдельных микросистем. Наиболее приемлемой формой является работа с определёнными лексикосемантическими группами слов такими, как глаголы движения, чувств, мышления, речи и т.п.
-
Разработка урока русского языка в 6-м классе по теме "Повторение изученного по разделу "Лексика" 2007
Урок-путешествие в 6-м классе по теме: "Повторение изученного по разделу "Лексика". В рамках данного урока решаются следующие задачи: закрепление понятий: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, омонимы; выработка умений и навыков: определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, различать прямое и переносное значение слова, подбирать к словам синонимы, антонимы, отличать омонимы от многозначных слов.
-
Тема урока: "Из истории русского алфавита" 2007
Урок-семинар в 9-м классе с использованием мультимедийной презентации на тему "Из истории русского алфавита" познакомит учащихся с деятельностью великих славянских просветителей Кириллом и Мефодием, поможет понять эволюцию русского языка, орфографические изменения, связанные с вносимыми в алфавит упрощениями.
-
Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами предложений 2007
Погрузившись в язык замечательной повести Мустая Карима "Помилование", пронаблюдаем, как "работают" предложения с однородными членами, помогая писателю и в создании портрета, и в характеристике действия, и в передаче душевных переживаний героев.
-
Урок развития речи на тему "Письмо". 5-й класс 2007
Данный материал рассчитан на учащихся 5-х классов. Он знакомит детей с понятием "эпистолярное творчество", с историей письма, дает классификацию существующих видов писем, помогает уяснить разницу между ними, учит писать частные письма, соблюдая этику их составления. Целями данного урока является привлечение внимания учащихся к эпистолярному жанру как к письменному виду человеческого общения, формирование коммуникативных навыков; повышение культуры письменного общения.