Учитель-словесник стремится к достижению трех неравнозначных целей: дать знания о русском языке как о науке; научить грамотно писать и говорить; обучить владению языком как средством общения и познания мира. При традиционном планировании осуществление последней задачи трудновыполнимо. На закрепление необходимых для свободного владения языком практических умений и навыков почти не остается времени. Микронормированность учебного материала связано с регулярным проведением уроков по его систематизации. Постепенно учащиеся теряют интерес к изучаемому предмету, не видя реальных результатов своего учения. Выход из этого замкнутого круга – изменение структуры курса русского языка. Начинала я ( как и многие) с опорных блоков Ю. С.Меженко. С годами, от выпуска к выпуску, что-то изменяла, дополняла. В последние годы в своей работе использую практико-ориентированную монографию П. И. Третьякова и И.Б.Сенновского “Технология модульного обучения в школе”, а также работу Н.П.Гузика Обучение органической химии: Кн. для учителя. М., 1988.
Модульное обучение интегрирует в себе все прогрессивное, что накоплено в педагогической практике и теории. Во-первых, содержание обучения представляется в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель содержит указание на объем изучаемого материала и на уровень его усвоения. Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Это дает возможность осознать себя в деятельности, самому определять уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях. В-четвертых, наличие модулей позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками. Модульная программа состоит из комплексной дидактической цели( КДЦ) и совокупности модулей, обеспечивающих достижение этой цели. КДЦ имеет два уровня: уровень усвоения учебного содержания учеником и ориентация на его использование в практике, а также для изучения учебного содержания в будущем. В своей работе использую пять основных типов уроков:
Урок разбора нового материала – это вводное занятие, на котором школьники знакомятся с теоретической основой темы, материалом учебника, составляют опорный блок. Объяснение нового материала должно быть кратким, наглядным, содержать самое существенное и базироваться на уже имеющихся у детей знаниях.
Урок фронтальной проработки материала. Цель этих уроков – конкретизация, углубление знаний, отработка навыков, развитие общеучебных навыков. Теоретический материал на этих уроках должен быть полностью усвоен учащимися. Большая часть времени на этих уроках уделяется самостоятельной работе. На этих уроках проводится промежуточный контроль, результаты которого помогают учителю выяснить, можно ли переходить к следующему этапу работы, на чем в дальнейшем акцентировать внимание, что упущено, какой навык не отработан.
Урок индивидуальной проработки – это урок по заданиям различного уровня трудности, и составлены в зависимости от степени подготовленности учащихся и на основе результатов промежуточного контроля. Программа “А” рассчитана на репродуктивный уровень усвоения, “В” – носит характер интерпретации, “С” – творческая.
Урок внутрипредметного обобщения и систематизации. Цель этих уроков – обучение приемам обобщения и систематизации учебного материала, выделение наиболее общих понятий и научных идей, вычленение связей между изученными явлениями, контрольная проверка знаний. Они очень полезны, так как способствуют закреплению общеучебных умений и навыков.
Урок межпредметного обобщения и систематизации. Его цель – показ связей между различными темами учебной программы и различными дисциплинами. В моей практике это работа над художественным текстом, создание собственных текстов разных стилей и типов речи. Конечно, работа над художественным текстом проводится на каждом уроке, но на этих уроках она приобретает целенаправленный характер: их задача – помочь учащимся понять образный мир произведения и роль изучаемых языковых единиц в создании художественного образа. Особенно большое значение эта работа приобрела в последние годы в связи с введением ЕГЭ, где в задании “С” эти умения и навыки проверяются.
Работа в течение ряда лет по блочно-модульной системе организации учебной деятельности позволила каждому ученику быть успешным.
Сокращение времени на изучение отдельных тем за счет опережающего изучения теоретического материала и интенсификации учебного процесса позволило дифференцировать учебные задачи, что способствует развитию потенциала личности ученика
По результатам ЕГЭ выпускники 2002–2003 учебного года (20 учащихся) и выпускники 2003–2004 года (50 учащихся) показали 100% усвоение базисного уровня, что является одной из целей применяемой системы организации учебной деятельности, а качество знаний выпускников 2002–2003 года составило 90%, выпускников 2003–2004 года – 86%.
Урок в 8-м классе, проведенный 3 ноября 2006 года.
Тема урока: Главные члены предложения. Виды сказуемых. Тире между подлежащим и сказуемым.
Тип урока: урок межпредметного обобщения.
Цели урока:
- систематизировать материал по теме (блок 34);
- проверить навык постановки тире между подлежащим и сказуемым;
- на основе анализа текстов разных стилей и типов речи научить сопоставлять грамматические признаки сказуемого с его коммуникативной функцией;
- формировать умения использовать разные виды сказуемых с учетом коммуникативных задач.
ХОД УРОКА
I. Словарный диктант по теме “Главные члены предложения” по уровням
- 1-й уровень – репродуктивный (записать диктуемое слово, подчеркнуть непроверяемые гласные и согласные)
- 2-й уровень – составить словосочетание.
- 3-й уровень – записать диктуемое слово и его лексическое значение.
Традиция, директор, деликатный, экспрессивный, реванш, ровесник, президент, привилегия, преследование, специальность, регулировать, ландшафт, колорит, орнамент, стипендия, сверстник, аттестат, профессия, идеал.
Два ученика воспроизводят на доске блок 34 (1 и 2 часть). Проверка теоретического материала. Учащиеся приводят примеры для иллюстрации материала блока.
II. Работа на компьютерах
Тренажер “Фраза”. Варианты выбираются дифференцированно:
- 1-й уровень – 480 вариант;
- 2-й уровень – 481, 482 вариант;
- 3-й уровень – 483 вариант.
III. Выставление оценок
IV. Фронтальная беседа с классом
– Какое практическое значение имеет знание видов сказуемого? (Для создания речи, то есть функциональные возможности сказуемых.)
– Какие виды сказуемых чаще используются в официально-деловом стиле, в научном, в публицистическом?
– Какой вывод можно сделать из этого? (Использование разных видов сказуемых зависит от стиля речи.)
– Сегодня на уроке мы будем анализировать тексты художественного стиля. И, как вы думаете, от чего будет зависеть выбор видов сказуемого в текстах художественного стиля.
V. Комплексный анализ фрагмента из прозы А.И.Солженицына
Текст и задание на мониторах.
Я брос…л (в) к…стер гнил… бревнышко (не)
досмотрел что изнутри его густо заселили
мурав…и.
Затрещало бревно. Выв…лили муравьи (в) ужасе
забегали (по) верху корежились …горая в пламени.
Я зацепил бревно охваченное огнем смог откатить
его на край. Теперь многие муравьи были спасены
бежали на песок на сосновые иглы. Но было странно,
что они (не) убегали от костра. Едва преодолев
ужас они заворачивали начинали кружиться и
какая-то сила вл…кла их наза… к п…кинутой
родине. И многие были такие, кто опять стремились
попасть на г…рящее бревнышко м…тались по нему и
погибали там.
Задание к тексту.
1. Озаглавить текст.
2. Вставить пропущенные буквы и объяснить.
3. Расставить знаки препинания и объяснить.
4. Выписать основы предложения, определить вид
сказуемого.
5. Сделать вывод о функциональной роли сказуемых
в тексте
Класс работает с текстом, а 2 ученика получают индивидуальное задание: проанализировать стихотворение М. Цветаевой “ Имя твое – птица в руке” по следующему плану:
1. Внимательно прочитайте стихотворение.
Разделите его на смысловые части, определите
главную мысль каждой из них.
2. Установите имя поэта, которому посвящено
стихотворение.
3. Проанализируйте каждое предложение с точки
зрения употребления в нем определенного вида
сказуемого. Объясните, чем вызвано использование
этого вида.
4. Расставить знаки препинания. Какова
стилистическая роль тире в первой и третьей
части? (Создает ритм, подчеркивает жесткую
паузу, придает чеканность слогу…)
VI. Проверка комплексного анализа текста А.И. Солженицына.
Вывод по пятому заданию записывается в тетрадь: в художественном повествовательном тексте предпочтительны простые глагольные сказуемые, в описании – составные-именные сказуемые.
VII. Анализ стихотворения М. Цветаевой “Имя твое – птица в руке”
Текст – у учащихся на мониторах.
Имя твое птица в руке.
Имя твое льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое пять букв,
Мячик пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое – ах, нельзя! –
Имя твое поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твое поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим сон глубок.
VIII. Вывод по уроку
– Сегодня мы обобщили знания о видах сказуемого, закрепили навыки употребления тире между подлежащим и сказуемым, проанализировали разные тексты, выяснили функциональные возможности сказуемого. Но это промежуточный результат. Конечная цель модуля “Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым”– сформировать умения использовать разные виды сказуемых с учетом коммуникативных задач.
IX. Домашнее задание по уровням:
- 1-й уровень – упр. 157 (списать, объяснить орфограммы, расставить знаки препинания);
- 2-й уровень – упр. 156 (по заданию учебника, роль видов сказуемого в предложениях);
- 3-й уровень – сочинение-описание (с использованием сказуемых разных видов).