Открытый урок по теме: "Изобретение речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока: формирование навыка “изобретения” (конструирования) речи, обучение творческой проектной деятельности.

Ход урока:

Девиз урока: “Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, хотя криво, но сами” (Лессинг).

1. Слово учителя.

Каждый человек на каком-то этапе своей жизни, в конкретной ситуации довольно часто испытывает трудности в подготовке к публичному выступлению. Ежедневно человеку приходится выстраивать, “изобретать” свою речь. Как справиться с этой ситуацией? Как сделать публичную речь яркой, выразительной, правильной? Каковы слагаемые успешной речи? В этом нам поможет элективный курс “Культура речи” и наш сегодняшний урок “Изобретение речи”.

2. Проверка домашнего задания.

Учащимся предлагалось, поработав с различными словарями, выяснить значение словообразовательных элементов ауди-, архи-, аэро-, агро-, антропо-, би-, библио-, аку-, аква-, вари– и др.

– С каким словообразовательным элементом вы познакомились впервые?

– Значение какого словообразовательного элемента вам было неизвестно?

– Какими новыми словами, в образовании которых участвуют данные словообразовательные элементы, обогатился ваш словарный запас?

3. Повторение изученного на предыдущих уроках в форме деловой игры “Банк вопросов”.

4. Проектная деятельность. Работа в группах.

Результаты своих исследований учащиеся отражали на стендовом докладе в виде опорных схем и таблиц, снабжая их красочными иллюстрациями и вырезками из различных журналов.

В каждой группе насчитывалось по 6-7 человек. Для более эффективной и успешной работы, реализации всех замыслов, каждый из учащихся брал на себя определенную роль:

– менеджер проекта (организует и планирует работу в группе),

– специалист по рекламе,

– дизайнер проекта,

– художник – оформитель,

– редактор,

– творческий редактор (управляет, стимулирует работу).

Тематика проектов:

1 группа – “Общение, слово в народной мудрости”.

Участники данного проекта, собирая русские пословицы и поговорки о роли общения и слове, узнали о том, какими качествами должен обладать собеседник, к чему призывает и отчего предостерегает нас народная мудрость.

2 группа – “Невербальные средства общения”.

Участники данного проекта изучали многообразие данных средств и их роль в общении, узнали о том, что на их долю приходится %

3 группа – “Как готовиться к публичному выступлению”

Учащиеся, работавшие над данным проектом, должны были исследовать виды подготовки к выступлению, изучить факторы успешного публичного выступления, доказать важность постоянной работы над собой в этом направлении.

4 группа – “Каждый ли может стать хорошим оратором?”

Учащиеся этой группы изучали вклад античных риторов, ораторов в развитие мастерства публичной речи, историю ораторского искусства.

5 группа – “Хрия как структурно-смысловая схема речи”.

Хрия (от греч. “польза, пользование”) – это схема, возможный порядок следования частей будущей речи.

Основные части

Задачи.
Основные требования

Приемы

Примеры.
Речевые формулы
Переходы

  1. Вступление

(начало, введение в тему)

1. Установить контакт со слушателями.

2. Привлечь внимание к теме, подчеркнуть ее важность, актуальность. Объем – 1\8 часть выступления.

3. Четко сформулировать тему и основную мысль, обозначить смысловые вехи выступления (краткий план, перспективы речи).

Приветствия, обращения. Риторические вопросы, цитаты, пословицы, афоризмы, аналогии и др.

Умеете ли вы читать? Этот вопрос вызывает обычно недоумение – как же, все мы грамотные люди! А вот великий Гете утверждал, что он учился читать всю свою жизнь, но и сейчас не может быть уверенным в том, что умеет это делать.

2. Основная часть.

1. Раскрыть в содержании доклада не более пяти-семи основных положений.

2. Отобранную информацию разделить на смысловые части.

3. Использовать самые убедительные примеры. Факты, цифры, цитаты.

4. Четко обозначить переходы от одной части к другой.

Умение делать переходы в развертывании содержания, выводы и обобщения в конце каждой части. Умение поддерживать интерес к теме сообщения.

Переходы:

…однако,

не только…

с другой стороны

что касается…

теперь рассмотрим..

не менее важно

другой характерной особенностью

напротив…

следует отметить…

3 Заключение.

“Генеральный штурм” аудитории: дать возможность слушателям вспомнить основные положения доклада. Закруглить речь, активизировать аудиторию.

Формулировка обобщающих тезисов, основной идеи выступления. Цитаты, афоризмы.

Подводя итог всему изложенному…

Таким образом…

Из сказанного следует

Обобщая сказанное

Следовательно…

5. Презентация проектов.

После 20-минутной работы в группах пять учеников (по одному от каждой группы) выступили с докладом.

Итогом урока стали сообщения экспертов (Специалиста по теме и Специалиста по культуре речи), которые проанализировали выступления учащихся и оценили их с различных позиций.

6. Завершающий этап урока – тестовое задание “Какой вы ритор?”:

Оцените себя с точки зрения того, как вы владеете риторическими навыками и умениями. Выберите свою систему оценки.

Умение ориентироваться в речевой ситуации
Умение импровизировать
Умение решать поставленную коммуникативную задачу
Владение ораторской речью
Владение несловесными средствами общения
Постановка голоса
Умение проводить риторический анализ.

7. Домашнее задание.

Подготовить трехминутное сообщение “Прошу слова” на свободную тему.