Использование комплексного анализа текста на уроках русского языка в 10–11-х классах как одного из оптимальных приемов подготовки учащихся к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


В последние годы в нашей стране проводится ЕГЭкзамен в форме централизованного тестирования, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку.

Ряд составных заданий связан с анализом текста. Текст — это центральное звено второй части экзаменационной работы, более сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым — сочинением, написание которого является самым трудным для выпускника в ЕГЭ. Как подготовить учащихся старших классов к ЕГЭ, если по программе на изучение русского языка 10-11 классов отводится один час? Практика показывает, что поможет решить эту трудную задачу использование на уроке русского языка комплексного анализа текста. Как использовать текст в качестве дидактической единицы, чтобы достичь органического единства в изучении языка как системы и развития коммуникативных умений учащихся? Эти проблемы и решает на своих уроках автор статьи. Тексты, используемые на подобных занятиях (разработана система таких уроков в 10-11 классе по всем темам курса русского языка), составлены Ивановой З.М. и тщательно отредактированы в соответствии с общедидактическими и методическими принципами, но в то же время имеют ряд особенностей: 1. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка. 2) В тексте представлены различные виды пунктограмм и орфограмм, изученных к моменту анализа текста. 3) Предложены все виды разборов 4)Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка. 5)Тексты напечатаны с пропусками на месте орфограмм, знаки препинания не расставлены, так как это должны сделать школьники в процессе анализа текста. 6) Предложенные тексты помогают решать и проблему дифференцированного обучения, поэтому задания составлены для трех вариантов: I в.- для сильных учащихся, II в - для средних, III в - для слабо успевающих по предмету. Для каждого варианта учтена степень трудности. Таким образом, тексты, предлагаемые автором статьи, являются не только способом проверки знаний учащихся, но выполняют одновременно познавательную, воспитывающую, обучающую функцию и служат средством интеллектуального развития личности школьников.

Приведем в качестве примера урок в 11 классе, в основе которого лежит комплексный анализ текста. Данный урок проводится после изучения Ф. Абрамова “Поездка в прошлое”, а по русскому языку закончена тема “Однородные члены предложения”. На урок отводится 2 часа: 1 час — из русского языка, 1 час — из литературы (развитие речи) Текст по статье В.Распутина, предложенный для комплексного анализа, как бы является продолжением разговора о творчестве Ф.Абрамова, начатого на уроке литературы, что помогает старшеклассникам в создании сочинения-рассуждения. В то же время текст составлен таким образом, что позволяет повторить на первом этапе урока и орфографию, и пунктуацию, и словообразование, и лексику, все виды разборов.

Далее проводится тщательная работа по подготовке учащихся к созданию собственного текста.

11 класс

Урок русского языка

“Обобщение по теме “Однородные члены предложения”

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (С-ЕГЭ)”

2 часа

Цели урока:

  1. Обобщение знаний по теме: “Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах предложениях”
  2. Подготовка к написанию сочинения рассуждения (задание С из ЕГЭ)

На доске:

  1. Эпиграф.
  2. Ключ к словарному диктанту.

На местах у каждого ученика:

1) Текст об Абрамове (с пропусками на месте орфограмм и без знаков препинания.)

2) Задания по тексту (по основным разделам курса русского языка.)

3) Задания, проверяющие глубину и точность восприятия исходного текста (смысловой, речеведческий и языковой анализ текста)

1) Русская литература всегда жила пр…блемами чел…вечности пр… блемами совести и сострадания и в числе писателей поставивших в центр своего творчества тему взаимосвязи памяти и нравстве…ой жизни чел…века можно назвать Ф. Абрамова.

2) Герои Ф. Абрамова помогают нам лучше понять ту истину что без высоких (духовно) нравстве…ых це…остей и обог…щё…ых сегодняшней практикой национальных традиций Россия н…когда (не) будет ни великой ни свободной.

3) Поэтому в повести “Поездка в прошлое” автор говорит о совест… и чест… долге проявленном не только в экстр…мальных условиях но и повседневной жизни.

4)Заглавие повести должно подвести к размышлению о роли прошлого в нашей жизни.

5) Долгое время мы пр…выкали мечтать о будущем делая его смыслом нашего существования и уходя от насущных пр…блеем настоящего.

6) Но прошлое всегда с нами и оторват…ся от него (не) возможно в нем и память поколений и наши собстве…ые пр…ступления перед совестью которые (не) могут растворит…ся во времени и прошлое становиться нашим судьёй самым грозным и бе…пощадным.

7) По мнению писателя обладание памятью является важнейшейдуховной потребностью человека так как совесть это память к которой пр…соед…няется моральная оценка соверш…нного.

8) Именно поэтому будущее нашего Отечества будет завис…ть от тех до кого всё же достучалась наша российская память.

(По Распутину)

Задания по тексту (по основным разделам курса русского языка)

I. Синтаксический разбор предложения

I вариант

1. Сделать синтаксический разбор предложения №1 (расставить знаки препинания, дать характеристику, вычертить схему)

2. Разобрать по составу слово – сострадания.

3. Выписать из предложения словосочетание со связью – согласование.

II. вариант

1. Сделать синтаксический разбор предложения №2.

2.Сделать морфологический разбор слова- истину

3. Выписать из предложения словосочетание со связью – примыкание.

III. вариант

Сделать синтаксический разбор предложения №3

Указать количество звуков и букв в слове – сердца.

Выписать из предложения словосочетание со связью – управление.

II Найти в абзаце №3 предложение с разными видами связи, расставить в нем знаки препинания, объяснить их постановку.

III Указать № предложения, соответствующего схеме, расставить в нем знаки препинания.

Выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.

1. О чем говорится в тексте? (тема текста)

Автор в своей статье размышляет о:

  1. взаимосвязи памяти и нравственной жизни человека;
  2. о роли памяти в жизни человека;
  3. о человеческой душе.

2. Какое название точнее всего отражает главную мысль текста?

1) Важнейшая духовная потребность человека.

2) Память и совесть

3) Роль прошлого в нашей жизни.

3. В каких предложениях выражена главная мысль текста?

1) № 2,7

2) № 3

3) № 6

4) № 1

4. В чем, по мнению В. Распутина, состоит главная заслуга Ф. Абрамова?

1) Абрамов раскрывает “нравственное” значение понятия “память”: человек с памятью – это человек с душой, а беспамятный лишен способности совершать добрые поступки.

2) Показывает губительное влияние зла на душу человека.

3) Объективно изображает прошлое.

5. Какое высказывание правильно отражает позицию автора?

1) Автор развивает мысль о нравственной сущности памяти: человек, лишенный способности помнить, становится безответственным, он утрачивает связь с прошлым, он не думает над тем, как отзовется его поступок в будущем.

2) Память является важнейшим свойством бытия.

3) Память – это просто способность запоминать.

6. К какому выводу нас подводит автор?

Автор подводит нас к тому, что память и совесть, память и душа – это близкие понятия. Обладание памятью является важнейшей духовной потребностью человека, и будущее нашего Отечества зависит от тех, кто умеет помнить.

Прошлое и будущее неразрывно связаны.

Надо забыть прошлое, если в нем были неприятные события.

7. Укажите стиль и тип речи текста.

1) Публицистический, повествование.

2) Художественный, описание.

3) Публицистический, рассуждение – размышление.

4) Художественный, рассуждение.

8. Какие из указанных средств выразительности помогают автору ярче выразить свою позицию?

1) Оценочные эпитеты.

2) Оксюморон.

3) Смысловые антонимы.

4) Ряды однородных членов.

5) Олицетворения.

6) Сравнения.

7) Вводные слова.

8) Неполные предложения.

9. Выражение личностной позиции. (Ваше отношение к проблеме, поднятой в тексте)

Как приостановить разрушительное влияние зла на душу человека? Как избежать участи Микши?

Ход урока

  • Объявление темы и цели урока
  • Опрос

1) Работа с эпиграфом к дидактическому материалу (записано предложение без знаков препинания и с пропусками на месте орфограмм) 1 человек у доски

Совесть – сила, которая сд…рает с человека всё (не)гативное: и эг…изм, и затхлость, и равнодушие. Федор Абрамов.

- Вставить орфограммы на месте пропусков, объяснить написание.

- Расставить знаки препинания, объяснить их. Вычертить схему однородных членов.

- Дать характеристику предложения (общую).

- Рассказать о знаках препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2) Чтение текста

- Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

- Прочитайте выразительно текст.

3) Беседа по тексту

- о чем говорится в тексте?

- как можно озаглавить текст?

4) Орфографическая пятиминутка

- Вставить пропущенную букву в указанных словах:

I вариант – в 1, 2 абзацах,

II вариант – в 3, 4 абзацах.

Проверка по ключу (который заранее записан на внутренней доске, меняются тетрадями с соседом)

- Какие слова показались наиболее трудными для написания?

- Какие виды орфографии повторили?

5) Проверка работы у доски (с эпиграфом)

6) Самостоятельная работа (по вариантам):

I. Синтаксический разбор предложения.

(См. листок “Задания по тексту (по основным разделам курса русского языка)”

II. Способ проверки выполненных заданий – взаимопроверка

Вопросы по теории:

I в. – Какие члены предложения называются однородными?

II в. – Когда ставится запятая между однородными членами предложения?

III в. – Как могут быть связаны между собой однородные члены предложения?

7) Пока класс выполняет задания по тексту (по основным разделам курса русского языка), у доски работает один учащийся – выполнение задания II Вопрос по теории:

- Когда не ставится запятая между однородными членами предложения?

8) Проверка работы у доски.

9) Роль однородных членов в тексте.

Фронтальный опрос:

- Есть ли в тексте предложения, не осложненные однородными членами?

- Чем обусловлена высокая насыщенность текста однородными членами? (они помогают привлечь внимание читателя в проблемам, поднятым в тексте)

Ваша задача - на примере анализа текста В. Распутина научиться и в своем сочинении-рассуждении по данному тексту использовать однородные члены с той же целью, что и писатель.

III. Следующий этап урока - смысловой, речеведческий, языковой анализ текста.

Цель-подготовка к созданию собственного текста (сочинение-рассуждение) на основе исходного текста с использованием однородных членов предложения.

1) Повторение сведений о сочинении рассуждении.

- Как строится сочинение рассуждение?

2) Смысловой речеведческий, языковой анализ текста (лист “Задания на проверку глубины и точности восприятия исходного текста)

3) Составление схемы сочинения-рассуждения (см. лист Задания на проверку глубины и восприятия исходного текста”)

4) В результате коллективной работы записываем следующую схему сочинения-рассуждения:

Сочинение-рассуждение

I. Вступление

  1. Тема текста
  2. Главная мысль текста
  3. Проблемы, поднятые автором текста

II. Основная часть

  1. Почему именно эту проблему поднимает автор в своей статье?
  2. Как главная мысль текста развивается далее?
  3. Каково отношение автора к поднятой им проблеме?
  4. Какие средства художественной выразительности позволяют автору ярче выразить свою позицию?
  5. К какому выводу приводит нас автор текста?

III. Заключение (свое отношение к поднятым проблемам + аргументы)

5) Обсуждение возможных вариантов вступления и перехода к основной части

6) Вывод по уроку, знакомство учащихся с “Памяткой пишущему сочинение-рассуждение”

VI. Домашнее задание

  1. Написать сочинение-рассуждение по тексту В. Распутина.
  2. В тексте (на листках) расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы (если все задания не успели выполнить на уроке)

Таким образом, налаженная систематическая работа по комплексному анализу текста даёт возможность осуществлять на уроке органическую взаимосвязь повторения всех разделов курса русского языка, развития коммуникативных умений и навыков учащихся, обеспечивая эффективное и оптимальное достижение поставленной цели (успешная подготовка старшеклассников к ЕГЭ) Это подтверждается и цифровыми данными.

Результаты ЕГЭ (русский язык, учитель — Иванова З.М.)

2004 — 2005 учебный год.

Количество учащихся — 21 человек.

оценка 11 “В” класс город
“5” 38 % 15,3 %
“4” 42,8 % 45,5 %
“3” 19 % 37,3 %
“2” 1,8 %

2005 — 2006 учебный год.

Количество учащихся — 26 человек.

оценка 11 “Б” класс город область
“5” 42,3 % 21,4 % 17,2 %
“4” 42,3 % 49,1 % 48,7 %
“3” 15 % 27,9 % 31,5 %
“2” 1,6 % 2,6 %