ТИП УРОКА: Урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: работа с текстом, повторение сложных вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания; развитие умения задавать уточняющие вопросы; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
ДИДАКТИЧЕСКИЕ:
1. Систематичностьи последовательность обучения. Объединение в систему всех знаний учащихся на данном этапе изучения курса русского языка (организация контроля с учетом внутренних связей, существующих в структуре проверяемых знаний и умений; разбор слов по составу как основа систематизации изученного по морфемике; морфологический разбор слов разных частей речи как основа систематизации изученного по морфологии; синтаксический разбор предложения как основа систематизации изученного на данном этапе синтаксиса простого и сложного предложения).
2. Доступность (контроль базовых знаний и умений).
3. Индивидуализация обучения (учет психологических типов восприятия материала учащимися, а также качественных и количественных характеристик словарного запаса учащихся, дифференциация дидактического материала к заданиям).
4. Научностиь(опора на основные виды орфографической памяти).
5. Связь теории с практикой (организация процесса формирования орфографических умений на уровне слова, словосочетания, предложения).
ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ:
1. Структурно-семантический (задания на выяснение классификационных признаков разных частей речи).
2. Нормативно-стилистический (приведение доказательств принадлежности текста к публицистическому стилю).
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
1. Таблицы орфограмм и пунктограмм (на вспомогательной доске).
2. Листы с заданиями к тексту из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”.
3. На рабочем столе учащихся: “Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова”, тетради, ручки и карандаши.
СТРУКТУРА УРОКА:
- Организационный этап.
- Этап проверки домашнего задания.
- Этап всесторонней проверки знаний.
- Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
- Подведение итогов урока.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
- Устный и письменный.
- Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
- Подготовка учащихся к работе на уроке.
- Взаимное приветствие учителя и учащихся.
- Визуальный контроль готовности к уроку.
- Работа с журналом.
II. ЭТАП ПРОВЕРКИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
На уроке проводится комплексный анализ текста № 58 (“О колокольном звоне”) из “Сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы, 9 класс” /Авт.-сост. Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- с.128-130:
(1-ый абзац). Любила Русь колокольный звон. Уже в первой половине четырнадцатого века (а возможно, много раньше, но сведений нет) колокола делали в Москве и Новгороде. Новгородская летопись в 1342 году отметила: “…архиепископ Василий велел слить колокол великий к святой Софии и привел мастера из Москвы, человека почтенного, по имени Борис. Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов. Высказываются предположения, что именно Борис, освоив мастерство, положил начало литью колоколов в России. Церковные колокола, звучавшие на десятки верст, были своеобразным эпическим оркестром, музыкой для всех, грандиозным музыкальным инструментом. Колокола звучали “во дни торжеств и бед народных”. Многие века колокольный звон сопутствовал народный жизни: оповещал о приближении врага, созывал ратников на битву, был криком о помощи во время бедствия, приветствовал победоносные полки, вносил в праздники веселье и торжественность.
(2-ой абзац). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
(3-ий абзац). Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) – отливали мелкие звоны и била. Литье колоколов и бил считалось почетным делом. Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро – для благозвучности. Отсюда и выражение “серебряный звон”.
(4-ый абзац). С колоколами были связаны самые различные поверья. Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух. Надо было выдумать что-нибудь совершенно маловероятное, чтобы молва расходилась от села к селу, от города к городу. Считалось, что, чем дальше распространится слух, тем сильнее будет гудеть колокол.
(5-ый абзац). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе. Тот, кто услышит ночью звон, должен ждать для себя величайшего несчастья. Так, в Москве, в самом центре, висел набатный колокол, который в разговорной речи именовался всполошным. Все знали, что за колоколом числилась крамола: до 1478 года он был вечевым колоколом Великого Новгорода, затем его отобрали у новгородцев, перевезли в Москву и перелили. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 году глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь утром созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский “бунтовщик” и не прижился в Москве.
(6-ой абзац). О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притч, пословиц, поговорок, загадок и шуток. Колокол был, например, для деревенских жителей своего рода часами, возвещавшими о начале дня. Поэтому в ходу была поговорка: первый звон – пропадай мой сон, другой сон – земной поклон, третий звон – из дому вон.
(7-ой абзац). О колокольных звонах повествовали метафорично: сидит петух на воротах, косы до полу, голос до небу.
(8-ой абзац). Трудное дело – отливка колоколов. Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. У каждого колокола – свои переливы, у каждого звона – свое назначение.
(Е.Осетров)
Как вы озаглавили текст? “Колокольный звон”, “Колокола России”, “История российских колоколов”.
Какова тема данного текста? (Колокольный звон. История колоколов в России).
Назовите главную мысль данного текста. (Необходимость сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам).
III. ЭТАП ВСЕСТОРОННЕЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ.
Словарный диктант: Новгородская летопись, архиепископ, эпический оркестр, грандиозный инструмент, изгнавшие интервентов, дурная примета, набатный колокол, совет бояр, числилась крамола, повествовали метафорично, за тридевять земель, лесистая Карелия.
Установите соответствие между словами и их лексическим значением:
1. интервент 2. летописец 3. набат 4. крамола 5. ратник 6. вече |
А). В старину человек,
который воевал, сражался с врагами. Б). участник преимущественно вооруженного вмешательства одного или нескольких государств во внутренние дела какой-нибудь страны. В). Составитель в XI-XVII вв. погодной записи исторических событий Г). устар. Заговор, мятеж, а также (перен.) о чем-нибудь противозаконном, запрещенном. Д). На Руси в 10-15 веке: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. Е). Удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. |
4. Как вы понимаете смысл слов “набатный” и “вечевой”? В словаре Ожегова:
Набат – удары в колокол как сигнал к сбору людей в случае пожара, тревоги. В переносном значении: о тревожном призыве на помощь, о необходимости срочного вмешательства во что-нибудь. (Этот звон объединял людей перед лицом опасности, наполнял их силой и уверенностью в том, что всем миром с опасностью можно справиться)
Вече – На Руси в 10-15 вв.: собрание горожан для решения общественных дел, а также место такого собрания. (Вечевой колокол собирал людей для мирных целей. Вечевой колокол был своеобразным голосом демократии, обещал открытое обсуждение важных для общества вопросов).
Что является общим у слов “набатный” и “вечевой”? (Общим у этих слов является значение объединения, сбора людей).
5. Диктант. 2-ой абзац текста. (Перед записью каждого предложения напишите его номер). 1. Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля. 2. Под колокольный звон проходили по Москве ополчения Минина и Пожарского, изгнавшие интервентов из столицы. 3. Колокол созывал вольнолюбивых новгородцев на вече, на котором решались судьбы Отечества.
Вопросы и задания к диктанту:
1. Напишите номер сложного предложения. (3).
2. Укажите вид придаточного в сложноподчиненном предложении. (Определительное)
3. Обозначьте все причастные обороты. (Возвратившихся с Куликова поля; изгнавшие интервентов из столицы). Сколько их?
4. Выпишите слово(-а), в которых все согласные мягкие. (вече).
5. Выпишите слово, обладающее следующими морфологическими признаками: возвратное действительное причастие прошедшего времени, совершенного вида, множественного числа. (Возвратившихся).
6. Задания по группам (уровням) .
Индивидуальные задания.
4-й абзац:
- Разберите по составу слово расходилась.
- Объясните расстановку знаков препинания в предложении: Когда, например, приступали к литью крупного колокола, то нарочито распускали ложный слух.
- Назовите все орфограммы в слове распространится (слух).
8-й абзац:
- Каким членом предложения является слово “инструмент” в втором предложении? Колокол – это гигантский музыкальный инструмент. (Составное именное сказуемое).
- Выпишите слово с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне слова” (Гигантский).
- Какой вид связи использован в словосочетании отливка колоколов? (Управление).
1-я группа (уровень).
Восстановите последовательность пунктов плана текста.
|
Ответ:
2-я группа (уровень).
А).
арх..епископ, почт…ный, ж..знь, возв..щавший;
Б). пр..жился, ж..тели, пр..мета, бл..жайший;
В). п..тух, с..ребро, з..мля, пр..ветствовать.
Г). с..зывать, гр..ндиозный, ст..лица,
А). были связаны;
Б). поверья были связаны;
В). поверья были;
Г). поверья связаны.
А). простое;
Б). сложносочиненное;
В). сложное бессоюзное;
Г). сложноподчиненное.
А). летоп..сь, пр..дположения, осво..в, сво..образное;
Б). праздн..к, сч..талось, хрон..ка, л..тейный.
В). в..селье, торжеств..нность, м..лодичность, пуш..чный.
Г). пр..мета, вел..чайшая, числ..лась, м..тафора.
А). существительное; Б). наречие; В).краткое прилагательное; Г). краткое причастие.
Дополнительное задание.
1. Найдите орфографическую ошибку в предложении: О колоколах и колокольном звоне складывалось в народе множество остроумных притчь, пословиц, поговорок, загадок и шуток.
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Е? Пуш(1)чных дел маст(2)ра лили пр(3)имущественно крупные колокола, а колокольн(4)ки (была и такая спец(5)ьность) – отл(6)вали мелкие звоны и била.
А). 1, 3, 5 6; Б). 2, 4, 6; В). 1,2,3,4,5. Г). 1,2,3.
3. Какое из предложений соответствует данной характеристике: “Предложение простое, повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное. Осложнено причастным оборотом”?
А). Этот же Борис, по словам летописца, отливал колокола для Москвы и других городов.
Б). Когда отливался большой колокол, то летописец заносил это событие в свою хронику, не забывая упомянуть и имя мастера литейного дела.
В). Было дурной приметой, если колокол ночью позвонит сам по себе.
Г). Радостным мелодичным звоном встретила Москва воинов, возвратившихся с Куликова поля.
7. Вопрос всему классу. Как вы думаете, что означает слово “всполошный” (колокол)? См. 5-ый абзац. (Всполошить – от слова полошить – волновать, вызывать общую внезапную тревогу. Значит, всполошный – вызывающий внезапную общую тревогу, волнение).
8. Докажите принадлежность данного текста к публицистическому стилю. (Проверка домашнего задания). (Вариант ответа взят из методических материалов (Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие.- М.: ВАКО, 2006.- с.196). Данный текст принадлежит к публицистическому стилю. Во-первых, текст в сжатом виде рассказывает об истории колоколов в России и их значении для общества, то есть ставит важную для народа цель.
Во-вторых, эта цель служит выражению главной мысли текста: необходимости объединения, сплочения людей. Ведь колокола всегда объединяли народ, это помогало выстоять в несчастьях и вместе радоваться победам. В-третьих, в тексте приводятся конкретные исторические даты, факты, цитаты из летописей, из стихотворений, которые иллюстрируют главную мысль, делают ее более точной, образной, яркой. Далее, в тексте совмещаются слова возвышенного стиля (“победоносные”, “созывал”, “торжественность” и другие) и просторечные (“всполошный”, “за тридевять земель”, “из дому вон”). Так происходит потому, что автор рассказывает о разных сторонах жизни народа: о серьезных и значительных и о бытовых, обычных. Это тоже характерно для публицистического стиля.
Весь текст пронизывает пафос гордости за свою страну, за славных мастеров, которые занимались таким важным для народа ремеслом.
Сфера употребления публицистического стиля: общественно-экономические, политические, культурные отношения, используется в газетах, журналах. Задача речи: информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.
Стилевые черты: Логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность, страстность, общедоступность.
Языковые средства: 1. общественно-политическая лексика; 2. эпитеты, сравнения, лексические повторы, градация, фразеологизмы, термины в переносном значении; 3. побудительные и вопросительные предложения; 4. риторические вопросы; 5. распространенные обращения; 6. вводные слова, причастные и деепричастные обороты, сложные синтаксические конструкции.
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
Домашнее задание. Обязательное. Выпишите из текста все сложноподчиненные предложения с указанием вида придаточного. Сделайте синтаксический разбор 2-х сложноподчиненных предложений.
Дополнительное. Найти пословицы или поговорки о колокольном звоне.
ЭТАП ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ УРОКА.
Подведение итогов работы в классе. На сегодняшнем занятии мы работали с текстом из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку (изложение), выполнили задания к тексту, предложенные авторами-составителями сборника. Мы доказали принадлежность данного текста к публицистическому стилю, выполнили тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ.
Список использованной литературы:
- Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост.Л.М.Рыбченкова, В.Л.Склярова.- 6-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2002.- 224 с.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. Универсальное пособие.- М.: ВАКО, 2006.- 224 с.(В помощь школьному учителю).