В соответствии с современными тенденциями развития общества для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Традиционная система организации учебно-воспитательного процесса не может в полной мере решить задачи, сформулированные исходя из приоритетных направлений современной образовательной политики, в основе которой лежит организация профильного обучения, так как оно характеризуется:
- опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками-модулями;
- алгоритмизацией учебной деятельности;
- завершенностью и согласованностью циклов познания и других циклов деятельности;
- поуровневой индивидуализацией учебной и дифференциальной обучающей деятельности
Данные характеристики дают нам возможность решить такие задачи, как:
- повышение эффективности учебного труда учителя и ученика в каждую единицу времени;
- повышение целенаправленности обучения;
- усиление мотивации обучения, информационной емкости содержания образования;
- применение прогрессивных форм и методов обучения;
- активизация темпов учебной деятельности
- развитие рефлексивных навыков учебного труда.
Решение данных задач создаст ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечит выпускнику возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования. Поэтому , когда мы решили участвовать в эксперименте, перед нами встала сложная задача, какие выбрать эффективные образовательные технологии и методы , так как русский язык является обязательным предметом для всех профилей.
Поэтому в рамках эксперимента была выбрана блочно-модульная технология, которая позволила создать благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Рассмотрим характеристики модульных программ:
- Модули строятся с учетом целевого назначения информационного материала и относительной самостоятельности элементов в модуле с реализацией обратной связи
- С учетом разброса зон ближайшего развития посредством разноуровневого обучения и блокирования предметов в группы и циклы
- В старших классах с учетом осуществления профильного обучения, достигающего продвинутого и углубленного уровней
- С учетом укрупнения блоков теоретического материала, его опережающего изучения и значительной экономии времени в схеме “всеобщее – общее – единичное”.
- Обязательность в начале каждого цикла мотивационного этапа, что позволяет при многократно повторяющейся деятельности переводить умения в навыки
В старших классах в рамках данной системы осуществлялось профильное обучение, достигающее по сложности предлагаемого материала продвинутого или углубленного уровня и дополняющее учебный процесс на базисном уровне сложности.
Основные характеристики блочно-модульной технологии.
- законченность блоков содержания;
- интеграция видов и форм обучения;
- каждый учащийся достигает поставленных целей и может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей.
Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения, как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании. Каковы же педагогические условия развития мотивации достижения учащихся в учебной деятельности:
Использование данной технологии на уроках русского языка позволяет сократить учебный курс примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала. Сжатие учебного материала посредством укрупненного системного его представления происходит троекратно при первичном, промежуточном и конечном обобщении.
Рассмотрим возможности блочно-модульной технологии. Это:
- опережающее изучение теоретического материала укрупненного блоками-модулями
- алгоритмизация учебной деятельности
- завершенность и согласованность циклов познания и других циклов деятельности
- поуровневая индивидуализация обучающей деятельности
- дальнейшее успешное самообразование и профессиональное самоопределение
- перевод учителя из режима информирования в режим консультировани и управления учебной деятельностью ученика
В основе блочно-модульной технологии лежат следующие принципы:
- принцип модальности
- принцип структуризации содержания обучения на обособленные элементы
- принцип динамичности и гибкости
- принцип осознанной перспективы и паритетности в ответственности за конечный результат своей деятельности
Блочно-модульная технология представляет модель личностно-ориентированного образования современного школьника. В личностно-ориентированном образовании урок русского языка приобретает качественно иное значение, превращается в форму, которая размывает границы обучения и воспитания.
Целостность становления черт современного человека в процессе обучения определяется тем, насколько целостен, органичен весь учебный процесс.
Поэтому одним из основных методов данной технологии является метод погружения.
В основе обучения выступает серия уроков (блок или блоки), посвященных одной личностно-значимой теме. Такая серия еще получила название “укрупненной дидактической единицы”. Она действует на четырех уровнях, продвигаясь от микромодуля (части урока) к модулю урока, блока уроков, личностно-значимой теме модуля, предполагая движение ученика по схеме “Всеобщее – общее – единичное” с постепенным погружением в детали цикла взаимосвязной деятельности.
При организации недельного погружения по русскому языку отводится 22 часа. В первый день после обязательного повторения предыдущего материала учащиеся получают общие знания по теме в виде предусмотренной схемы (всеобщее). На последующих уроках рассматриваются отдельные тематические блоки, включенные в общую схему (общее) и затем происходит перевод этих знаний в единичное, которое проявляется в отработке практических навыков на разного уровня упражнениях и творческих заданиях. Это позволяет:
1 – увеличить частотность занятий;
2 – работает на отработку навыка по данной схеме, а это означает, что знания переходят в долговременную память
3 – поднимать мотивацию.
Приведем пример тематического планирования по русскому языку в 8 классе в условиях блочно-модульной технологии (учебный комплекс под ред. В.В.Бабайцевой, 102 ч.)
1 | Вводный урок. Повторение изученного в 5–7 классах. Входные контрольные работы | 6 ч. |
2 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи. Основные виды словосочетаний. Понятие о предложении. Главные и второстепенные члены предложения | 22 ч. |
3 | Односоставные предложения. Полные и неполные предложения | 22 ч. |
4 | Осложненное предложение. Предложение с однородными членами | 22 ч. |
5 | Предложение с обособленными членами. | 22 ч. |
6 | Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями. | 3 ч. |
7 | Предложение с обращением. Особенности слов – предложений. | 2 ч. |
8 | Итоговое повторение. Контрольные срезы. | 3 ч. |
Тематическое планирование недельного погружения.
1 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды связи. Способы подчинительной связи. Основные виды словосочетаний. Цельные словосочетания | 4 ч. |
2 | Понятие о предложении. Строение предложения. Виды предложения по цели высказывания. Виды предложения по эмоциональной окраске. Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 4 ч. |
3 | Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения. Сказуемое и его основные типы. Тире между подлежащим и сказуемым. | 4 ч. |
4 | Второстепенные члены предложения. Определение. Приложение. Дополнение. Основные виды обстоятельств. | 4 ч. |
5 | Обобщающее повторение. Контрольный срез. | 4 ч. |
6 | Уроки развития речи. | 2 ч. |
При таком большом объеме теоретического материала невольно задумываешься о том, каким образом следует формировать умения и навыки учащихся. А для этого существуют основные этапы урока, которые необходимо соблюдать.
1. Организационный
2. Проверка домашнего задания
3. Усвоение новых знаний
4. Проверка понимания учащимися нового материала
5. Формирование умений и навыков
6. Информация о домашнем задании
7. Подведение итогов урока
Этапы могут варьироваться в зависимости от типа и вида урока, но в любом случае помогут учителю и ученикам не уйти от личностно-значимой темы и проследить учебный процесс.
При методе погружения важно выбрать тип и вид урока. От правильности зависит результат.
Представляем типы и виды уроков
Сжатие учебного материала посредством укрупненного его представления требует нетрадиционных форм организации учебной деятельности. Это ролевые игры, конференции, мастерские, исполнение сказочных сюжетов, лингвистические игры, творческие тесты, деловые игры, турниры любознательных и т.д.
Такое построение учебного процесса позволяет перейти на индивидуальные учебные маршруты по предмету, которые выстраиваются в соответствии с общелицейской технологической картой построения индивидуальной образовательной траектории.
Индивидуальная образовательная траектория – это индивидуальная карта личности, учебный план по профилю, индивидуальный маршрут по учебным дисциплинам, эстетическое и творческое развитие, гражданское становление. Все это находит отражение в портфолио ученика.
А это в свою очередь дает возможность выйти на карту личных затруднений по предмету, составленную самим учеником в течение недельного погружения, и перейти на творческие задания по формированию знаний исследовательского уровня.
В конечном итоге, работая по блочно-модульной технологии методом погружения, мы получили следующие результаты.
Средний показатель ЕГЭ при 100% обученности – 92% качества.
Городской показатель – 3,5; лицейский – 4,3.
Методом погружения более эффективно можно работать не только в инварианте, но и в вариативе. Мною был разработан и апробирован элективный курс “Язык рекламы в местных СМИ”, который построен по модулям, носит вариативный характер и преследует цель предпрофильной и профильной подготовки, то есть:
- помогает оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы;
- помогает создать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
- способствует развитию личностной ориентации учащихся в общеобразовательном процессе и ответственности за индивидуальный выбор.
Данный курс был рассчитан на 18 часов лекционно-практических занятий, и поэтому метод погружения здесь был более эффективен для целостного восприятия материала.
Если посмотрим на структуру и содержание курса, то увидим, что весь материал объединен в модули, в зависимости от поставленной цели, то есть идет укрупнение дидактической единицы. Модуль посвящен одной личностно-значимой теме (это всеобщее) – затем блоки (общее) и единичная отработка. А если посмотрим на содержание курса, то все задания носят проблемный характер, рассчитаны на сознательный подход к изучаемому материалу, таким образом, стимулируя умственную деятельность обучаемых и их творческий потенциал, способствуя выработке умений точного выражения мысли и нестандартного подхода к решению задач.
Этого можно добиться методом погружения, когда обучающий детально изучает предмет, ежедневно находясь в атмосфере личностно-значимой темы. А выбранные формы работы с учащимися только стимулируют их интерес. Это деловая игра, работа с реальными объектами, экскурсии, эксперимент, семинар, защита проекта, беседа, зачет. Следовательно, недельно погружаясь в атмосферу рекламной деятельности, учащиеся экономического и гуманитарного профилей самостоятельно выбирают адекватную своим возможностям форму и способ экономического поведения в современных социально экономических условиях:
- учатся владеть базовыми навыками и умениями организовывать экономическую деятельность;
- уметь мыслить экономическими категориями;
- проявлять инициативу и предприимчивость;
- обладать культурой мышления и речи;
- быть коммуникативным и стрессоустойчивым через изучение языка рекламы методом погружения.
Критерием успеха является модель выпускника
И нас радует, что после того как учащиеся закончили элективный курс, их общеучебные умения и навыки соответствуют модели выпускника лицея.
Преподавание русского языка методом погружения в рамках блочно-модульной технологии как раз и решает задачи, сформулированные исходя из приоритетных направлений современной образовательной политики.
.