Элективный курс “Изобразительные возможности русского языка” решает следующие задачи:
- расширить обучающие возможности уроков русского языка; восполнить пробелы в обучении школьников;
- научить пользоваться речевыми стилями;
- расширить активный и пассивный словарный запас учащихся;
- развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников;
- сформировать умение глубокого анализа текста;
- помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по профильным предметам;
- повысить интерес к гуманитарному образованию, помочь учащимся увидеть красоту, богатство языка, вызвать желание сделать свою речь яркой, попробовать силы в поэтическом творчестве.
Общий объем программы – 34 часа. Для большей эффективности в достижении результатов обучения и из-за ограниченного количества часов русского языка преподавание курса может быть организовано следующим образом:
- как дополнительный курс для учащихся 9-х классов;
- как дополнительный или отдельный курс по подготовке к итоговой аттестации в 10-11 классах.
Программа не допускает учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания предполагается совмещать с работами учащихся по литературе. При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык – литература) .
Итоговая аттестация по результатам изучения курса – сочинения (любого жанра) на самостоятельно выбранные темы.
Программа курса составлена в соответствии с государственными программами по русскому языку (авторы М. Баранов, Т. Ладыженская, А. Власенков) и на основании Единых требований к знаниям выпускников средних общеобразовательных школ.
Ожидаемый результат.
В результате изучения курса “+Изобразительные возможности русского языка” учащиеся должны знать и уметь:
1) знать нормы литературного языка;
3) знать основы теории литературы: литературные роды и жанры, тропы и фигуры, систему стихосложения, внутренние и внешние законы построения художественного произведения, стили литературного языка;
4) владеть приемами лингвистического анализа;
5) уметь применять свои знания при анализе художественного текста, творчески воспринимать текст;
6) развивать творческий и интеллектуальный потенциал.
Список литературы
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М.,1993.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1978.
- Меркин Г.Б., Смирнова Л.Г. Готовьтесь к тестам по русскому языку: Учебное пособие для подготовки к централизованному тестированию по русскому языку.- Смоленск: “Универсум”, 2003.
- Ножкин Е.А.Мастерство устного выступления.- М., 1982.
- Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М., 1977.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке (для работников печати) .- М.: Книга, 1985.
- Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски?: Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению.- М., 1980.