Открытый урок на тему: "Чистота речи"

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Тема урока: Чистота речи. Давайте говорить красиво! (слайд №1).

Цели урока:

  • учить строить красивую правильную речь;
  • вырабатывать умение создавать правильные речевые обороты, контролировать лексический материал, необходимый для общения;
  • прививать любовь к русскому языку и гордость за него (слайд №2).

Тип урока: лекция.

Материал для работы студентов: опорный конспект, слайды.

План урока

1. Повторение

– Что такое коммуникативность и ее составляющие: (слайды с 3 по 8).

Правильность речи, т.е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам. “Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни”. (Д.И.Писарев)

– Точность речи, т.е. соответствие мыслям говорящего, или пишущего. “Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего, требованием смысла”. (К.Федин)

– Логичность речи, т.е. соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. “Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей”. (Н.Г.Чернышевский)

– Ясность речи, т.е. доступность пониманию слушающего, или читающего. “Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять”, – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

Простота речи, т.е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, “красивостей” слога. “Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания”. (Л.Н.Толстой)

Живость речи, т.е. отсутствие шаблонов, выразительность, образность, эмоциональность. “Язык должен быть живым”. (А.Н.Толстой)

Благозвучие, т.е. соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. “Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их”. (А.П.Чехов)

2. ЧИСТОТА РЕЧИ

устранение из речи слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных, а также слов иноязычного происхождения, употребляемых без надобности(слайд 9).

Но начать наш сегодняшний урок я хотела бы не с диалектной, жаргонной или вульгарной лексики, а с чистого красивого русского слова.

“И до чего это чудесны наши русские слова! Если долго вслушиваться в них и повторять раздельно одно только слово, и уже все видишь и слышишь, что заключено в нем. Как будто бы и короткое оно, но попробуй вслушайся... Вот, например, слово ручеек. Если повторять его часто-часто и вслух, то сразу и услышишь: ручеек журчит между камешками!

Или другое слово — зной. Зачнешь долго тянуть з, то так и зазвонит этот зной наподобие тех мух, которых только и слышишь в полуденную ржаную пору.

Произнес я слово — вьюга, и в ушах так и завыло это зимнее, лесное: в-в-в-и-ю...

Ах, какое хорошее слово — яблоки. Полнозубое, веселое, морозно-хрустящее...

В канун Преображения... жарко-румяные, яснозорчатые, осенецветные, багровые, златоискрые, янтарные, сизые, белые, зеленые, с красными опоясками, в веснушках, с розовинкой, золотисто-прозрачные (инда зернышки просвечивают), большие, как держава в руке Господа Вседержителя…

И все эти удивительные слова написал Василий Акимович Никифоров-Волгин (слайд 10).

Василий Акимовича мало кому известный, незаслуженно забытый, но особенно сейчас очень необходимый писатель.

Его творчество падает на 20—30-е годы XX века. При жизни писателя были изданы две его книги: “Земля именинница” (1937 г.) и “Дорожный посох” (1939 г.). В 1941 г. готовилась к изданию третья — “Древний город”, но в августе этого же года В.Никифоров-Волгин был расстрелян органами НКВД.

У Никифорова-Волгина свои герои, свои жанры, свой язык...

Его произведения часто бессюжетны. Это зарисовки, лирические миниатюры. Язык писателя — это стихия самобытной народной речи и церковно-славянского языка, языка древней русской словесности. Василий Акимович боготворил старославянский язык, он убежден, что без церковнославянизмов и архаизмов литературная речь маловыразительна и суха.

“И до чего это чудесны наши русские слова!” — повторим мы вслед за Никифоровым-Волгиным и добавим: – Лучше родного языка не сыщешь во всей поднебесной!” (слайд 11).

Итак, мы увидели, еще раз убедились, насколько красив наш “великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!”

“Божьей красотой” называл русский язык Никифоров-Волгин, “волшебным и радостным чудом – Константин Паустовский. А сейчас на телеэкранах, заменивших литературу, только в одной рекламе можно за вечер услышать до 70 заимствованных слов! Послушайте речь дикторов радио и телевидения, речи политиков и вы услышите: маркетинги и мониторинги, истеблишмент и паблисити, аксессуары и инвестиции, дистрибьюторы, и демпинги, дилеры и киллеры, инаугурация и дискредитация и т.д(слайд 12).

Всегда ли оправдано употребление заимствованных слов? Хорошее слово уникальный, но оно заменило огромное количество хороших, красивых и более выразительных русских слов (слайд 13).

Редкий, чудесный, превосходный, замечательный, великолепный, удивительный, прекрасный, неповторимый, чудный….

И это еще не предел. Но мы уже стали стесняться своих слов. Мы не хотим петь: “Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! Мы поем: “Happy birthday to you…”

У вас на столах находится упражнение, связанное с употреблением заимствованных слов. Всегда ли употребление их оправдано?

Выполнение упражнения.

1.США убеждены, что Иран – самый опасный спонсор международного терроризма.

2. В этой элитарной школе мы встретились с несколькими беззаботными тинэйджерами.

3. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.

4. В последние годы ученые проводят большую работу по эксгумации русского фольклора.

5. Почти половину своей автобиографии он занимался изучением древних манускриптов.

6. Можно было бы привести армаду примеров в подтверждение моей мысли.

7. Это сооружение стоит рядом с великолепными образцами в пантеоне мировых достижений архитектуры.

8. Ведущий продумал имидж комнаты для брифингов.

9. Все аксессуары внутреннего интерьера выполнены бездефектно.

10. В кафе всегда аншлаг.

11. Каждая модель костюма представлена “тиражом” в один экземпляр.

Итак, вывод, я думаю, понятен всем: если есть возможность использовать русские слова, то надо отдавать предпочтение именно им.

Еще один путь, который способствует загрязнению великого русского языка – это появление самых разнообразных жаргонов.

В 80-90 годы ХХ века отмечается активизация арго-социальных жаргонов, которыми пользуются уголовники, наркоманы, нищие, бездомные. Эти жаргоны несамостоятельны, они перетекают друг в друга. ВА основе такого разнообразия лежит тюремно-лагерный жаргон, сформировавшийся в социально пестрой среде советских лагерей и тюрем на протяжении десятилетий. Сегодня этот жаргон проникает Вов се сферы речи: устно-разговорной, книжно-письменной. Широкое употребление жаргонных выражений в СМИ приводит к тому, что в России формируется какой-то общий жаргон. Такой повышенный интерес связан еще и с тем, что ранее эта тема была запретной, сегодня же эта сфера стала свободной и широкой.

Одной из разновидностей внелитературной речи стал молодежный жаргон – сленг, отражающий стремление молодежи противопоставить себя взрослым. Молодежный сленг в основном отличается эмоциональной лексикой.

Никто, кроме современного человека не привнес в русский язык столько “прекрасного” Вдумайтесь в эти слова: “прокатить шнобелем по асфальту! Сморчок, отвянь!” Причем активны и взрослые. Папа в ответ на вопрос: “Что смеешься?” Ответит: “Фишку поймал!” А мама: “Фильтруй базар!” (слайд 14). А нынешний малолетка на любое замечание взрослых ответит : “Батон на уши не кроши!” А каким видит человек себя?! “Шнобель” вместо носа, “лупы” вместо глаз, “грабли” вместо рук, а там, где рот вообще “хлеборезка”. Это уже не человек, а помесь какая-то пугала с роботом! А может быть лучше так:

“Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва укутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрыты мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук…

Жаргонизированная речь не является единственной формой общения молодых людей и употребляется ими как выразительное средство и только в определенной среде “среди своих”. Увлечение сленгом – явление временное, преходящее, связанное с возрастом, с образовательным и культурным уровнем, поэтому злоупотребление молодежным сленгом называется болезнью роста. И совершенно непонятно, когда молодежным сленгом пользуются взрослые уважаемые люди, которые, конечно, должны быть носителями культуры.

Выполнение упражнения.

Задание. Можно ли обойтись без подобных выражений.?

В чем проявляется речевая агрессия? Аргументируйте ответ.

1. Если депутат Юрьев что-нибудь в отношении меня выскажет, я подойду дам ему по морде при всех, при всей Думе дам ему по морде (В.Жириновский). 2. Если застанем в сортире, значит, будем мочить в сортире (В,Путин). 3. Нары и баланду – нашему гаранту!; Берегите высшую школу – мать вашу! (лозунги акции протеста).

4.Интеллигенция. Упрямые, самоуверенные, воинственные, агрессивные, истеричные. Ради осуществления своих идеалов капитализма сгноят, угробят миллионы… При этом полуграмотны. Воспитаны по устарелой классической системе… Продукты затхлости и

герметизма. Мира за пределами России не знают. Слепые и наглые. Мадам Сахарова, женщина, похожая на кладбищенскую ворону. Восточная неряшливая дама с папироской, с которой падает пепел. Кухонный диктатор (День).

А сейчас обратимся к одному слову (слайд 15).

К слову СТЫД – одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться и много стыдиться, если он человек. Но мы поговорим о стыде перед словом

Итак, давайте попробуем ответить на несколько моих вопросов (слайд 16):

– Что такое сквернословие?

– В чем состоит опасность его распространения?

– Какие вы видите пути решение проблемы сквернословие?

На этот вопрос отвечают по-разному. Одни утверждают, что это болезнь, как алкоголизм и табакокурение. Другие считают, что это порок, позорящий нацию. .

Как считаете вы? Сначала порок, а потом болезнь. Думается, что оба ответа верны, так как одно вытекает из другого. Алкоголизм, курение, сквернословие сначала, когда можно еще не закурить, не выпить, не сказать, не произнести, – порок. Но незаметно сквернословие становится болезнью. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, сознания. Часто такой человек, попадая в “приличное общество”, старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. Молчание – самый лучший выход для людей, не владеющих своей речью.

Опасно ли распространение сквернословия? Да, оно принимает угрожающие черты и формы, оно охватило все возрасты и стало опасным. Также как пассивные курильщики. Скверные слова, нами не произносимые, но слышимые незаметно и глубоко проникают в нас, в наше подсознание. Известны случаи, когда, будучи под наркозом, ругались интеллигентные люди, никогда в обычном состоянии не прибегавшие к мату. Поэтому и возникает острая необходимость решать проблему сквернословия.

Что для этого нужно?

– Не писать слова ненормированной лексики.

– Не печатать, с печатным словом трудно бороться.

– Не даст ничего замена ругательств начальными буквами.

– Не надо заменять сквернословие словами: елки-палки, японский городовой, блин. Культурные ругательства не лучше и не чище обычных.

Как беречь чистоту речи, пока вы учитесь? Надежных рецептов нет. Но приемы, принятые и одобренные вами, помогут избежать сквернословия:

– Не говорите плохих слов сами.

– Не копируйте других.

– Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность и

– Помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

Ошибочно считается, что, выругавшись, человек расслабился, выплеснул наболевшее, а значит, близко успокоение. Да, расслабление необходимо человеку. Расслабление, успокоение ищете в другом: в работе, в друзьях, в спорте, в музыке.

А как быть с теми, кто сквернословит? Мы, конечно, не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие в семье, в группе можно. Есть люди, к которым грязь как бы не пристает, всегда найдется кто-то, на кого можно опереться, с кем вместе можно было бы противостоять злу (слайд 17).

Эвфемизмы – нейтральное выражение, заменяющее грубое и непристойное. Они помогут избежать конфликтов, неудач установить отношения, проявить уважение. Можно сказать: пудрить мозги, а можно – вводить в заблуждение; вместо жирный – полный, вместо сдохнуть – умереть

Верующие люди утверждают, что, когда человек говорит плохие слова, от него отлетают ангелы-хранители, и тогда человек становится беззащитнее и уязвимее.

Запишем вывод из сказанного: “Я исключение! Моя речь – это мое зеркало, мое достоинство! Настоящий контроль — это контроль изнутри!”. Тренировочными упражнениями на данном уроке могут быть следующие.

А чтобы закрепить вот именно эти мысли, давайте проведем небольшой свободный диктант

Свободный диктант: предложение читается дважды; можно менять словесное выражение мысли, не искажая смысла фразы.

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Если кто-нибудь один раз услышит от нас нехорошее, постыдное слово, то мы уже не поднимем незримую планку нашего авторитета.

Если человек за всю свою жизнь не произнесет ни грубого, ни резкого, ни ядовитого, ни грязного слова – значит, этот человек уже сделает великое дело: через свою речь повлияет на состояние национального языка.

Проверяем написанное: работаем над речевыми и грамматическими ошибками, объясняем трудные орфограммы и пунктограммы.

Синтаксический разбор предложения (слайд 18):

Если в вас рождается какой-нибудь скверный помысел, то надобно подавить его внутри и не допускать ему переходить в слова. (Иоанн Златоуст, проповедник, патриарх Константинопольский)

Сочинение-миниатюра “Мое мнение о проблеме сквернословия”.

И обобщат сказанное на уроке слова И.Бунина (слайд 19):

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте.
Звучат лишь Письмена!
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бесценный – речь.

Обсуждение услышанного и записанного на уроке:

  • О чем мы говорили на уроке? Какие вопросы затрагивали?
  • Как вы себе отвечаете на вопрос: что такое сквернословие – порок или болезнь?
  • Так ли опасно сквернословие, его распространение, на ваш взгляд?
  • Какие варианты решения проблемы сквернословия для общества вы бы предложили?
  • Как эту проблему будете решать для себя?

Литература, использованная для подготовки и проведения урока

  1. Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. М, – Ростов-на-Дону. 2003
  2. Гудошникова Т.Л. “И до чего это чудесны наши русские слова!” Русский язык, 2004, №47
  3. Десяева Н.Д., Лебедева Т.А., Ассуирова Л.В. Культура речи педагога М., 2003.
  4. Ивкина Н.Н. О стыде перед русским словом. Русский язык, 2004, №20
  5. Нодель Ф.А.. Отношение детей к нецензурной лексике. Русский язык 2005, № 24
  6. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи. М., 2003.

Приложение 1

Приложение 2