Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Итоговый урок по теме: "Лексика в 6-м классе" 2007

    Автор: Кузьмина Татьяна Александровна

    Данный урок позволяет в игровой форме повторить изученный материал по лексике, формировать навыки работы со словарями, развивает устную и письменную речь учащихся, их творческие способности, воспитывает чувство ответственности за порученное дело.

  • Урок-путешествие по Москве на тему: "Знаки препинания при однородных членах предложения" 2007

    Автор: Мучиева Галина Алексеевна

    Интеграция в учебном процессе как эффективный подход в активизации мыслительной деятельности учащихся наглядно представлена на уроке. Интегрируются предметы "Русский язык" и "Москвоведение". Тема "Знаки препинания при однородных членах предложения" во многом становится интересной и занимательной благодаря тому, что знания из филологии и москвоведения органично переплетаются и дополняют друг друга. Предложенный урок содержит задания, способствующие совершенствованию речевых навыков, а также развитию познавательного интереса.

  • Методическая разработка урока по теме: "Светский этикет" 2007

    Автор: Минаева Екатерина Николаевна

    Урок по теме «Светский этикет» проводится в старшей школе среди учащихся 10–11-х классов, и может использоваться на предметах "Русский язык", "Риторика", а также в форме классного часа. Светское общество всегда было эталоном поведения для рядовых людей, поэтому знание светского этикета необходимо каждому человеку. Каждый человек в своей жизни стремится достичь лучшего, при этом неизвестно, кем он будет являться в будущем. Приобретенные в школе знания о светском этикете, возможно, сделают из ученика представителя светского общества – эталон поведения для нового поколения.

  • Формирование ключевых компетенций на уроках русского языка на основе блочно-модульной системы обучения: опыт реализации 2007

    Автор: Чуракова Галина Григорьевна

    Урок межпредметного обобщения на основе блочно-модульной системы обучения. Предпосылки перехода на блочно-модульную систему обучения были предопределены неудовлетворенностью традиционной классно-урочной системы, которая ведет к перегрузке учащихся и потере интереса к учению. Принципы блочно-модульного обучения - это цельность, завершенность, полнота и логичность построения единиц учебного материала в виде блоков-модулей. Гибкость блочно-модульной системы основана на вариативности уровней сложности и трудности учебной деятельности. Цель уроков межпредметного обобщения - изучать языковые понятия, имея в виду практические цели (знать, чтобы уметь): от анализа текста через осознание признаков грамматических категорий - к созданию текста.

  • Преподавание русского языка методом погружения: инвариант, вариатив 2007

    Автор: Андриенко Наталья Викторовна

    В рамках эксперимента была выбрана блочно-модульная технология, которая позволила создать благоприятные условия для повышения качества образования по предмету, для последующей самореализации учащихся, их успешного саморазвития. Функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультационно-координирующей деятельности. Динамичность технологии заключается в вариативности содержания, а также в возможности обучения как видам деятельности, так и способам действия, что в полной мере соответствует компетентностному подходу, который на сегодняшний день является приоритетным в современном образовании. Использование данной технологии на уроках русского языка позволяет сократить учебный курс примерно на 30% без ущерба для полноты изложения и глубины усвоения материала.

  • Подготовка к написанию части С1 Единого государственного экзамена 2007

    Автор: Бобровник Ольга Владимировна

    Обучение анализу предложенного текста: формулировка проблем, комментарии к ним и изложение собственного мнения по проблеме с приведением не менее двух аргументов, основанных на жизненном или читательском опыте.

  • Отработка навыков орфографии и пунктуации (на основе позиционного метода обучения) 2007

    Автор: Бгатова Оксана Ильинична

    Урок разработан на основе позиционного метода обучения. Задача данного урока состоит прежде всего в том, чтобы интересно и увлекательно для ребят провести урок работы над ошибками, допущенными ими при написании диктанта. Выполняя задания по шагам (позициям), учащиеся не только овладевают навыками письменной и устной речи, но и развивают внимание, мышление, умение создавать нестандартные ситуации, умение анализировать и синтезировать материал.


  • Изучение темы "Глагол" с учетом межпредметных связей 2007

    Автор: Белкина Юлия Алексеевна

    В статье предпринята попытка обобщить опыт проведения школьных уроков и представить систему заданий, апробированную на практике, по теме "Виды глагола", изучаемой по учебнику М.Т. Баранова в 5-м классе. Предлагаемые задания составлены исходя из трудностей и направлены на их преодоление.

  • Самореализация студентов в условиях творческого сотрудничества преподавателя и будущего учителя 2007

    Автор: Чемоданова Тамара Александровна

    Данная работа представляет собой самоанализ педагогической деятельности по данной проблеме на протяжении пяти лет в условиях педагогического училища. Автор использует технологию сотрудничества в становлении будущего учителя.

  • Лабораторная работа по русскому языку 2007

    Автор: Лаздан Нина Анатольевна

    Лабораторная работа - одна из разновидностей самостоятельной работы. Её задачи - выработать практические умения в употреблении и квалифицированном анализе языковых явлений, обучать приёмам языкового анализа текста. Во время проведения используются карточки-инструкции с алгоритмическими предписаниями для организации поисковой деятельности обучающихся, а в качестве исследуемого материала - тексты не только классиков, но и авторские. Урок "Тире между подлежащим и сказуемым" - пример лабораторной работы в 8-м классе.

  • Тема урока: "Имена существительные общего рода". 6-й класс 2007

    Автор: Габелкова Татьяна Васильевна

    На уроке русского языка в 6-м классе дети учатся определять род несклоняемого имени существительного.

  • Программа элективного курса по русской словесности "Изобразительные возможности русского языка" 2007

    Автор: Ковалёва Нина Степановна

    Элективный курс "Изобразительные возможности русского языка" решает следующие задачи: расширить обучающие возможности уроков русского языка; восполнить пробелы в обучении школьников; научить пользоваться речевыми стилями; расширить активный и пассивный словарный запас учащихся; развивать творческий и интеллектуальный потенциал школьников; сформировать умение глубокого анализа текста; помочь учащимся в подготовке к ЕГЭ по профильным предметам; повысить интерес к гуманитарному образованию, помочь учащимся увидеть красоту, богатство языка, вызвать желание сделать свою речь яркой, попробовать силы в поэтическом творчестве.

  • Наблюдение над языковыми явлениями и элементы исследовательской работы при изучении разрядов имен прилагательных в 6-м классе 2007

    Автор: Юминова Елена Валентиновна

    При изучении ряда тем, в числе которых – "Разряды имён прилагательных", школьный учитель может испытывать затруднения, так как их изложение в учебниках для общеобразовательных учреждений противоречиво, отражение в упражнениях и заданиях непоследовательно. Предлагаемые уроки позволят избежать излишней категоричности в освещении спорного лингвистического вопроса, развить у детей осмысленное восприятие материалов учебника, с помощью элементов игры облегчить их понимание и запоминание, научат учащихся наблюдению над языковым явлением с опорой на личный опыт, помогут выработать навык взаимодействия в группе.

    Имя прилагательное, разряды имен прилагательных, классификация имен прилагательных, качественные прилагательные, признаки качественных прилагательных, относительные прилагательные, притяжательные прилагательные, значения имен прилагательных

  • Урок словесности на тему: "Роль изобразительно-выразительных средств в жизни человека" 2007

    Автор: Пономарева Маргарита Владимировна

    В статье представлен конспект урока словесности, посвященного выяснению роли изобразительно-выразительных средств. Урок реализует возможность приобщения к произведениям искусства, способствует воспитанию внимательного отношения к слову, развитию творческого воображения через частичный лингвистический анализ художественного текста, создание проблемной ситуации и др.


  • Тема урока: "Комплексный анализ текста" (подготовка к ЕГЭ) 2007

    Автор: Амирова Рушания Фрунзевна

    Автор предлагает план-конспект урока комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся на примере анализа текста «О колокольном звоне» (№ 58) из сборника текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Наряду с повторением сложных вопросов различных разделов языкознания, совершенствованием навыков правописания, обобщением и расширением сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю, во время урока отрабатываются тестовые задания, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ЕГЭ.

  • Тема урока: "Все о деепричастии" 2007

    Автор: Терехова Ирина Михайловна

    Урок русского языка в 7-м классе обобщает и систематизирует сведения о деепричастии и деепричастном обороте.

  • Урок по теме: "Путешествие по Мещерской стороне". 5-й класс 2007

    Автор: Михайлова Лариса Владимировна

    Данный урок – один из уроков по работе над жанрами художественных произведений. На уроке ребята познакомятся с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К.Г. Паустовского "Мещерская сторона". В процессе знакомства учащиеся почувствуют: автор стремится помочь читателю осознать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и "все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы". Учащиеся познакомятся с художественным миром очерков писателя, проявят внимание и наблюдательность, повторят изобразительно-выразительные средства. Важнейшим моментом урока должно стать желание совершить путешествие вслед за автором, узнать много нового и неведомого, пройти таинственными тропами обыкновенной земли, имя которой – Мещерская сторона. Все это позволит увидеть красоту родной природы и подготовить материал для своего будущего очерка.

  • Занятие на тему: "Очерк" (из курса "Теория и практика написания сочинений") динамической группы "Гуманитарий" в 10-м классе 2007

    Автор: Меньших Елена Вячеславовна

    Занятие на тему "Очерк" динамической группы "Гуманитарий" направлено на овладение нормами русского литературного языка, на развитие связной монологической речи и коммуникативных навыков, на стремление к достижению цели. Урок способствует развитию творческой деятельности с выбором разнообразных жанров письменных работ. В целях сотрудничества и следования единой задаче для подведения итога урока учитель использует собственную письменную работу, выполненную в жанре очерка-исповеди.

  • Урок русского языка в 8-м классе по теме: "Понятие об односоставных предложениях" (по УМК под ред. В.В. Бабайцевой). 5–11-е классы 2007

    Автор: Задоркина Любовь Анатольевна

    Урок русского языка по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой с применением компьютерных технологий. Цель данного урока - подвести учащихся к пониманию термина "односоставное предложение". Учащиеся должны научиться опознавать данное языковое явление и овладеть нормами построения и употребления односоставных предложений в собственной речи. Для закрепления материала используется компьютерный тест, который приводится в двух вариантах: компьютерном и безмашинном. Урок рассчитан на 45 минут.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях" 2007

    Автор: Верещагина Лидия Анатольевна

    Урок русского языка в 6-м классе с элементами театрализации, где объяснение нового материала проходит в форме сказки, которую инсценирует творческая группа учеников. Затем ребята знакомятся с зарифмованным правилом. Закрепление проводится в форме состязания между I и II вариантами:<br> 1. "Будь внимателен". Работа с табличками.<br> 2. "Подставь местоимение". Работа с предложениями к картинам В.М. Васнецова.<br> 3. Сочинение-миниатюра по опорным словам и устойчивым словосочетаниям, в которые входят отрицательные местоимения.

  • Учим писать по воображению… (развитие связной речи на уроках русского языка) 2007

    Автор: Минина Нина Владимировна

    Во вступительной части рассматриваем вопрос: какую роль играют уроки развития речи в формировании творческих способностей учащихся, в развитии воображения, памяти и т.д.? В основной части предлагается вариант урока на тему «Слушая "Осеннюю песнь" П.И. Чайковского». В заключение статьи опубликовано несколько творческих работ, которые являются результатом данного урока.


  • Развитие исследовательского творчества учащихся на уроках русского языка и литературы 2007

    Автор: Югова Светлана Леонидовна

    В школьной исследовательской деятельности собственно открытия не происходит. Но это не значит, что ученик и учитель не открывают ничего нового. Конечный результат – собственная интерпретация литературного материала (темы, проблемы), новый взгляд на художественные произведения. Чтобы эта интерпретация состоялась, была обоснованной, аргументированной, учителю важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать своё слово, направить поиск, предложив методику исследования. Успех исследования во многом определяется темой. Такой вид деятельности в области литературы приучает старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор.

  • Интегрированный урок по геометрии и русскому языку в 8-м классе на тему: "Четырехугольники. Причастие" 2007

    Авторы: Желтунова Наталия Анатольевна, Клюшкина Елена Ивановна

    Урок проводится в 8-м классе с применением компьютера. На занятии обобщается и систематизируется материал, изученный по теме "Четырехугольники". Попутно повторяются сведения о причастиях, полученные ранее. Учащиеся решают геометрические, лингвистические и логические задачи.

  • Уроки по теме: "Морфемика и словообразование". Орфография в 10-м классе с использованием ИКТ 2007

    Автор: Ковалёва Наталья Владимировна

    В статье представлены конспекты шести уроков, указаны оборудование, программное обеспечение и интернет-ресурсы, необходимые для их проведения. В приложении находится презентация "Состав слова и словообразование". Уроки 1–2 актуализируют теоретические знания учащихся по теме, служат отработке алгоритма морфемного и словообразовательного разбора слов. Уроки 3–4 содержат материал повышенной сложности для закрепления навыков морфемного и словообразовательного разбора слов, готовят к выполнению заданий ЕГЭ по указанной теме. Уроки 5–6 – практикум по орфографии и проверочный тест трёх уровней сложности по всему материалу изученной темы.

  • Интегрированный урок-мастерская в 8-м классе по русскому языку. Работа над текстом № 1 экзаменационного изложения 2007

    Автор: Тютюнник Надежда Ильинична

    Цели урока: обобщить знания учащихся об односоставных предложениях; подготовить детей к написанию изложения; воспитывать интерес к жизни и творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.

  • Публицистический стиль. Жанровое разнообразие (урок словесности в 11-м классе) 2007

    Автор: Рыбакова Анна Александровна

    Урок проводится с целью сбора материала к защите проекта по теме. Учащиеся создают собственные тексты различных жанров публицистического стиля, используя концептуальную схему слова война, памятки. Каждая группа получает задание: написать небольшой текст в определенном жанре. 1-я группа пишет рецензию на книгу Е.В. Евграфовой "Живые – помните"; 2-я группа – эссе на тему: "Что несет в мир война?"; 3-я группа – репортаж с конференции, посвященной 60-летию Победы в Великой Отечественной войне: "Никто не забыт, ничто не забыто"; 4-я группа – интервью с участником Великой Отечественной войны.

  • Словосочетание как синтаксическая единица языка 2007

    Автор: Дорожкина Галина Евгеньевна

    Данный урок строится по типу "комбинированный" и предполагает знакомство учащихся со словосочетанием как номинативной синтаксической единицей языка, имеющей свою структуру и выполняющей определенные функции. Материал урока поможет учащимся не только в закреплении знаний о данной единице, но и в вычленении словосочетаний из предложений и в определении их функции. Одна из главных задач уроков русского языка - развитие речи учащихся, поэтому такие уроки способствует развитию высокой культуры, развитию речи во всех ее формах: внутренней (устной) и внешней (письменной); во всех функциях: общения, сообщения, воздействия. На уроке учащиеся вспоминают и расширяют свои знания о структуре словосочетания: знают, что различают три типа – простые, сложные и усложненного типа, а узнают о монопризнаковых и полипризнаковых, а также о таком понятии, как "парцелляция". Работая с микротекстом, учащиеся определяют функциональную роль словосочетаний.

  • Интегрированный урок: русский язык + математика по теме: "Правописание числительных – орфография на уроках математики" 2007

    Авторы: Скакунова Людмила Александровна, Шовгеня Инна Николаевна

    Числительные являются словесным выражением цифр и чисел. Это очень интересный морфологический материал, так как цифры "знают" и "говорят" о многом, поэтому важно научиться правильно употреблять числительные (писать и произносить их) в собственной речи, использовать полученные знания на других предметах, в частности на уроках математики, - это цель нашего занятия. Урок направлен на развитие творческой, речевой и мыслительной деятельности через использование разных видов работ; вспоминая правописание числительных, расширяем круг слов для запоминания, повторяем математическую терминологию.


  • Обобщающий урок в 5-м классе по теме: "Синонимы" 2007

    Автор: Дворникова Лидия Викторовна

    Формирование навыков по определению лексического значения синонимов, смыслового и стилистического отличия синонимов в тексте, умению употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей.

  • Урок-практикум по теме: "Обособленные обстоятельства". 8-й класс 2007

    Автор: Беляева Валентина Степановна

    Цель урока: работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме; продолжить работу над речевыми навыками и умениями, над развитием речи, внимания, воображения, прививать любовь к окружающей нас природе, к слову.