Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Элективный курс "Искусство красноречия". 9-й класс 2006

    Автор: Сторожева Татьяна Юрьевна

    Программа курса "Искусство красноречия" рассчитана на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Цель курса – развить в школьниках навык монологической речи, способность импровизировать в соответствии с быстро меняющимися речевыми условиями, привлечь внимание к гуманитарным наукам. Чтобы научиться говорить, надо говорить. Возможно, этот простой принцип в наибольшей степени характеризует те требования, которые предъявляются к учащимся. Вовлечение учащихся в процесс устного творчества создаёт на занятиях повышенный эмоциональный фон, который поддерживается за счёт эффекта перемены деятельности, который, как известно, сродни отдыху.

  • Уроки развития речи 2006

    Автор: Саетгараева Зульфия Абдулловна

    Одним из сложных уроков по русскому языку для учащихся-татар являются специальные уроки развития речи. Содержание и тематика уроков развития речи позволяет привлекать на уроки русского языка обширный познавательный материал, что делает урок информативным, расширяет представления гимназистов о мире, обнаруживает связи между различными явлениями действительности, дает дополнительные сведения о жизни общества и развитии языка, об истории народов, об их культуре, вызывая интерес к познанию нового, неизвестного, углубляя взгляд на знакомое и привычное. Конечная цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения.

  • Урок русского языка на тему: "Чередование "е-и" в корнях слов" 2006

    Автор: Калугина Лариса Ивановна

    Представленный урок по теме "Чередование е-и в корнях слов" предназначен для учащихся 5-х классов, занимающихся по учебно-методическому комплексу под редакцией М.М. Разумовской. Основная цель, преследуемая учителем, – вырабатывание навыка выбора нужной буквы в чередующихся корнях слов. Для этого выбран метод проекта (на первом этапе с помощью решения учебной задачи учащиеся проектируют тему и цели данного урока). По ходу урока берутся во внимание возрастные и индивидуальные особенности учеников, используются разноуровневые карточки и включаются элементы игры (ученики работают с сигнальными ракетами и развивают логическое мышление, разгадывая кроссворды). Весь урок должен проходить с четким распределением времени на каждый этап (это нужно для достижения учебной цели). Интерес к уроку поддерживается творческими работами учащихся (сказки о чередовании гласных). На всех этапах присутствует орфографическое письмо (выполнение упражнений учебника, объяснительно-орфографический диктант, индивидуальная работа по карточкам). Итогом урока может быть контрольная работа, подтверждающая усвоение материала.

  • Контрольно-измерительные материалы для обучающихся в среднем звене по русскому языку 2006

    Автор: Твердохлебова Екатерина Васильевна

    Все мы знаем, что важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение нами, учителями, объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Эту информацию мы получаем в процессе контроля. В зависимости от цели урока я провожу различные виды контроля. Мне хотелось бы поподробнее остановиться на тематическом контроле. При этом виде контроля я использую такие формы работ, которые помогают не только выявлять умения и навыки, но и активизировать познавательную деятельность учеников, стимулировать и развивать мыслительные процессы, тренировать память, внимание, использовать знания в нестандартной обстановке. В ходе проверки знаний мы с обучающимися строим алгоритмы, "сажаем цветы", чертим схемы, графики и т.д.

  • Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме: "Диалог" 2006

    Автор: Лютых Валентина Владимировна

    Урок продолжает знакомство учащихся с диалогом, учит правильно расставлять знаки препинания, вести и составлять диалог, отличать прямую речь от диалога.

  • Конспект урока по русскому языку на тему: "Словообразование наречий". 7-й класс 2006

    Автор: Гужова Валентина Владимировна

    Урок по русскому языку "Словообразование наречий" проводится в 7-м классе (УМК под редакцией М.М. Разумовской). Цели урока: познакомить учащихся с основными способами образования наречий, учить образовывать наречия разными способами, учить морфемному анализу наречий. Данный урок способствует развитию познавательных способностей учащихся через проблемные вопросы, умения обобщать и делать выводы, развитию мыслительных и творческих возможностей детей.

  • Элективный курс "Искусство общения". 8-й класс 2006

    Автор: Пусенкова Елена Михайловна

    В данном курсе ведущим компонентом является речевая деятельность. Единицы содержания — речевые умения: устная связная речь, письменное изложение материала по теме (проектная деятельность). Реализуется идея развивающего обучения — творческие задания, проблемные вопросы, дается научная терминология. Материал курса по речевой деятельности отобран с учетом практических потребностей развития речевой способности. Содержание знаний о языке направлено на овладение речевыми умениями и на формирование у учащихся элементов научного понимания структуры языка, законов его развития и роли в общественной жизни. Программа курса способствует развитию основных умений и навыков в общении, а также обязательных теоретических знаний, что способствует изучению смежных учебных предметов на профильном уровне, удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.


  • Урок-соревнование "Великолепная семерка" (по разделу "Лексика и фразеология"). 6-й класс 2006

    Автор: Кузина Людмила Павловна

    Повторительно-обобщающие уроки занимают особое место в процессе обучения учащихся, так как способствуют глубокому усвоению и закреплению знаний. Такие уроки, проведенные в нестандартной форме, вызывают у школьников большой познавательный интерес и побуждают к самостоятельному приобретению знаний. Данный урок-соревнование проводится в 6-м классе после изучения раздела "Лексика и фразеология". Основной целью урока являются закрепление и проверка знаний основных понятий раздела, обогащение словарного запаса учащихся и их общего кругозора.

  • Интегрированный урок по русскому языку и естествознанию на тему: "Закрепление. Склонение имен существительных. Наш край. История и география Сахалинской области". 4-й класс 2006

    Автор: Фролова Татьяна Валерьевна

    Данный урок дает первоначальные знания об истории и географии острова Сахалин. В процессе изучения этого материала учащиеся повторяют и закрепляют все, что изучили о склонении имен существительных в начальной школе.

  • Урок русского языка по теме: "Слово. Слог. Ударение" ("Школа-2100"). 1-й класс 2006

    Автор: Горячева Елена Анатольевна

    Объединенный урок русского языка для 1-го класса по УМК "Школа-2100". На уроках данного типа решается несколько дидактических задач: повторение пройденного и проверка домашнего задания, изучение и закрепление новых знаний. Комбинированные уроки особенно широко распространены в младших классах школы. Это объясняется как возрастными особенностями младших школьников (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость), так и особенностью построения новых учебных программ и учебников.

  • Интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку на тему: "Наш друг – толковый словарь". 5-й класс 2006

    Автор: Кузнецова Елена Владимировна

    В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету. Игра – мощное средство формирования познавательного интереса. Данная разработка – интеллектуальная игра "Брейн-ринг" по русскому языку в 5-м классе по теме "Наш друг – словарь". Эта игра способствует расширению приобретенных на уроке знаний, помогает учащимся лучше усвоить программный материал, совершенствует навыки анализа различных фактов языка, расширяет лингвистический кругозор ребят, развивает творческие возможности.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Буквы Ч и Щ в суффиксе -чик- – -щик-)" (урок повторения и закрепления изученного) 2006

    Автор: Северова Нина Андреевна

    Дидактический материал урока позволяет наряду с решением основной задачи, определяемой темой, решать и другие, не менее важные проблемы: расширять словарный запас школьников, обучать конструированию предложений и составлению текста на заданную тему. Опорные схемы, рисунки-ребусы, творческие задания развивают интерес учащихся к предмету.

  • Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка 2006

    Автор: Цыкунова Виктория Анатольевна

    Хочу поделиться опытом проведения урока-лабиринта, дать разработку общей схемы построения такого типа уроков, предложить некоторые "изюминки", позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока; план-конспект урока-лабиринта. Предложенная схема построения урока или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении уроков обобщающего повторения, закрепления изученного материала, его систематизации.

  • Открытый урок русского языка в 8-м классе по теме: "Анализ публицистического текста" (урок развития речи) 2006

    Автор: Тимашкова Инна Петровна

    Цель урока: обучить анализу публицистического текста с точки зрения функционального стиля, типа и жанра речи.


  • Методические рекомендации по подготовке к экзаменационному изложению в 9-м классе на уроках интегрированного типа 2006

    Автор: Синотина Елена Владимировна

    В основе работы – технология обучения жанровым формам речи. Речевая среда интегрированного урока направлена на формирование коммуникативных и культуроведческих компетенций учащихся в ходе комплексного анализа текста и представления его в ином жанре. В статье показан проблемно-тематический принцип группировки текстов экзаменационного изложения. Статья содержит формы работы с группой текстов, конспекты уроков.

  • Урок-КВН по русскому языку в 5-м классе на тему: "Люби и знай русский язык" 2006

    Автор: Крекова Наталия Григорьевна

    Урок-КВН по русскому языку даёт возможность проверить знания учащихся по орфоэпии, фонетике, лексике, морфологии в игровой форме, а также получить новые языковые знания, развить интерес к языку как к учебному предмету, раскрыть творческие способности учеников, привить любовь и бережное отношение к русскому языку.

  • Игры "Интеллектуальный ринг" 2006

    Автор: Глазырина Анжелика Васильевна

    Игра "Интеллектуальный ринг" развивает творческие способности, логическое мышления детей. Повышает интеллектуальный и культурный уровень, расширяет кругозор учеников.

  • Культура речи, ее содержание, цели и задачи 2006

    Автор: Терентьева Наталья Михайловна

    Задача данного курса состоит в том, чтобы внести свой вклад в развитие общей культуры, и прежде всего культуры мышления, общения, речи. Курс предполагает сочетание знаний учащихся по русскому языку и литературе.

  • Тема урока: "По морям, по волнам" для 6-х классов 2006

    Автор: Ямгурова Флеза Ражаповна

    Цель: проверить знания по русскому языку, расширять знания о богатстве устного народного творчества. Формирование учебной мотивации, сплочение коллектива, развитие умения работать в команде.

  • Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме: "Глагол в языке и речи" по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" 2006

    Автор: Рязанова Александра Яковлевна

    При составлении разработки урока по русскому языку и в результате ее практической реализации учителем используется трехступенчатая базовая модель технологии РКМЧП. Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока: подготовительная - стадия вызова; собственно восприятие нового - смысловая стадия (или стадия реализации смысла); присвоение информации - стадия рефлексии. Данная технология очень тесно связана с технологией личностно ориентированного и развивающего обучения. Она "учит не преподносить истину в готовом виде, а находить ее". Надеюсь, что она принесет "хорошие плоды".

  • Пословицы на уроках русского языка 2006

    Автор: Муллажанова Мухаббат Абдусаламовна

    В современных условиях при обучении важное значение приобретает воспитателный аспект, предполагающий формирование активной творческой личности, привитие учащимся чувства долга и ответственности перед обществом.


  • Игра "Умники и умницы" в 5-м классе 2006

    Автор: Степанова Мария Афанасьевна

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей в игре.

    умники и умницы

  • Урок-игра "Путешествие в город Причастие" 2006

    Автор: Степанова Мария Афанасьевна

    Одними наиболее интересных, применимых на всех этапах изучения материала являются уроки-путешествия. Урок-игра "Путешествие в город Причастие" представляет собой не что иное как зачёт, только в другой форме. Цель урока - обобщить и систематизировать полученные знания.

  • Игровые формы на уроках русского языка 2006

    Автор: Толкачева Лидия Павловна

    Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. Об игровых формах на уроках русского языка идет речь в этой статье.

  • Многоаспектный анализ текста на уроке русского языка 2006

    Автор: Калякина Светлана Викторовна

    Урок развития речи, на котором проводится работа с текстом. Учитель, применяя различные методы работы, готовит ребят к ЕГЭ, учит правильно выражать свои мысли и анализировать текст с различных позиций.

  • Итоговая работа по теме: "Сложноподчиненные предложения" на уроках русского языка 2006

    Автор: Камзалакова Оксана Константиновна

    Предлагаемые в данной работе тестовые задания являются частью пакета тренировочных дидактических и итоговых тестов для проверки и оценки знаний, умений и навыков по русскому языку. С целью экономии времени хочется предложить коллегам этот материал.

  • Урок по риторике на тему: "Пишите письма" 2006

    Автор: Абдулаева Наталья Викторовна

    Целью данного урока является научить ребят писать письма, учитывая цель и адресат, познакомить с историей и разновидностью писем.

  • Урок русского языка по теме "Строение и грамматическое значение предложения" (учебник С.Г. Бархударова). 8-й класс 2006

    Автор: Шумилина Валентина Ивановна

    Данный урок в системе занятий по русскому языку в 8-м классе занимает важное место. Большая часть сведений о предложении учащимся уже известна, но в определении грамматического значения основы предложения они затрудняются. Поэтому путем исследования и анализа ребята, при помощи учителя, должны сами найти ответ на вопрос: каково же грамматическое значение предложений. Урок разработан к учебнику "Русский язык" под редакцией С.Г. Бархударова, С.Е. Крючкова, Л.Ю. Максимова, Л.А. Чешко.


  • Урок-обобщение по теме: "Деепричастия в произведениях русских поэтов". 7-й класс 2006

    Автор: Степанова Наталья Леонидовна

    Урок русского языка в 7-м классе посвящен систематизации знаний учащихся о деепричастии и деепричастном обороте. В ходе урока закрепляются умения находить деепричастные обороты и правильно выделять их на письме и в устной речи.

  • Взаимосвязанное развитие речевых и коммуникативных способностей языковой личности учащегося коррекционной школы VII вида. 5–9-е классы 2006

    Автор: Дудковская Елена Евгеньевна

    Моя педагогическая идея связана с реализацией взаимосвязи развития речевых и коммуникативных способностей языковой личности ребенка при обучении русскому языку. Особое внимание отводится развитию разговорной речи, основной функцией которой является функция общения. С целью создания условий для обеспечения взаимосвязанного развития речевых и коммуникативных способностей языковой личности ребенка использую интерактивные методы обучения и групповые формы организации деятельности учащихся.