Подготовка к восприятию материала.
Вступительное слово учителя:
Учитель: Здравствуйте! На днях снова в голову пришла интересная мысль. Хочется спора, именно сознательного, аргументированного. Когда назревает проблема, когда возникает желание её решить, нужен оппонент, собеседник…А если его нет рядом? Если некому рассказать? Рядом только ручка, тетрадь. Как это сделать? Какую форму записи избрать? Какой жанр наболевшего выбрать?
2 этап: Постановка проблемного вопроса.
Каждый из выше перечисленных вопросов выносится на доску отдельно как проблемный с большим вопросительным знаком:
А если его нет рядом?..
Если некому рассказать?..
Как это сделать?..
Какую форму записи избрать?..
Какой жанр наболевшего выбрать?..
Ученики предлагают свои варианты:
- Эссе…
- Дневник…
- Эпистолярный жанр…
- Рассуждение проблемного характера…
И только при уточнении одним из них темы наболевшего, а именно учитель – ученик, мы все вместе решаем, что именно в очерке можно отразить достоверные события и факты реальной жизни, повествование о поступках и действиях, устойчивые отношения между людьми. Таким образом, формулируется тема очередного занятия:
3 этап: Изучение материала.
Очерк
Через проектор на экран выводится тема занятия.
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию различные источники с определением понятия “очерк”. Запишите их к себе в тетрадь и выберите из них общее и самое яркое.
Ученики выбирают некоторые из них:
- Очерк. Жанр эпоса, в котором художественный мир, содержащий элемент вымысла и авторскую оценку, как правило, опирается на реальные факты, на свидетельства реальных людей; например, цикл очерков К.Г. Паустовского “Мещерская сторона”. [1]
- Очерк. Малый эпический жанр, для которого характерны сфокусированность повествования на герое или отдельном явлении, фрагментарность событийного ряда, тяготение к описательности. В основе очерка лежат реальные или подающиеся как реальные факты, однако очерк всегда допускает творческий вымысел и выраженную субъективность авторской позиции. В русской литературе XX века жанр очерка представлен в творчестве М. Пришвина, М. Горького, К. Паустовского, В. Овечкина. [2]
- Очерк. 1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. 2) публицистический, в точности документальный, очерк излагает и анализирует различные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором. [3]
Через ноутбук на экран ученики выносят выводы, сделанные в ходе работы над определениями, оформляют и записывают их в тетрадь, взяв в качестве рабочего материала для творческой работы следующие пункты:
- малый эпический жанр;
- в основе лежат реальные факты;
- отличается описательностью, событийностью;
- допускается творческий вымысел;
- преимущественно затрагиваются социальные проблемы.
Таким образом, изучая определения, вникая в суть каждой фразы, учащиеся закрепляют в своём сознании, в своей памяти основные положения очерка.
С целью расширения знаний об очерке ученики представляют классу информацию, взятую из различных источников, составляют конспект:
Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя.
Описание и повествование в очерке складываются из наблюдений рассказчика, который свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение, при этом он “открыто” сопоставляет или противопоставляет события, явления, факты, объединяя их одной идеей.
Очерк включает в себя не только описания (портрет, пейзаж, вещный “интерьер”), которые могут занять в нём главенствующее положение, но и повествование о поступках и действиях персонажей.
От повестей с их последовательностью событий, связанных каким-либо противоречием между персонажами и вытекающих одно из другого, очерк отличается свободной композицией, которая строится рассказчиком. По словам В.Г. Белинского, очеркист может ограничиться “бессвязным внешним образом, но дышащими одною мыслью картинами…”.
Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными.
В документальном очерке описываются характерные факты и явления в том виде, в каком они существуют в самой действительности, точно передают события, характеры героев, их внешность. Очеркист даёт оценку этим реальным явлениям жизни и выражает своё обобщающее их понимание публицистическими средствами. В документальном очерке часто поднимаются новые для общественного сознания или литературы темы, в образной форме передаётся информация.
Некоторые литературоведы считают, что документальный очерк является единственно возможной формой очерка, а документальность – специфическим жанровым признаком. Они отказываются признавать художественный очерк.
Предметом изображения в художественном очерке обычно является состояние, уклад жизни той или иной среды, её нравы, т.е. устойчивые отношения между людьми, сложившиеся в их общественной и частной жизни. Очеркист стремится показать устойчивые, не изменяющиеся явления жизни.
Очеркиста могут интересовать не только среда в целом или её типичные представители, но и яркая личность, особенности её частной жизни.
Художественные очерки разнообразны. Это “физиологический” очерк с преобладанием описания. Широко распространены очерки-биографии, очерки-путевые заметки.
Документальный и художественный очерки, сохраняя свою самостоятельность, в историко-литературном процессе дополняют и взаимообогащают друг друга.
В России очерк развивается во 2-й половине 19 века. Можно назвать “физиологические” очерки В. Даля, И. Панаева, Д. Григоровича, И. Тургенева и др., “Крестьянские” очерки Г. Успенского, Ф. Решетникова, В. Слепцова и др.
В 20 – 30-е годы можно отметить очерки А. Серафимовича, Д. Фурманова, Л. Райснер, М. Шагинян, М. Горького.
В годы Великой Отечественной войны публицистические очерки писали И. Эренбург, Л. Леонов и другие, а художественные – К. Симонов, В. Гроссман и др. В послевоенные годы получили признание очерки В. Овечкина “Районные будни”, В. Тендрякова “Тяжёлый характер”, Ю. Казакова “Северный дневник” и др.
Разновидности современного очерка: публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк-портрет; очерк-исповедь, очерк-программа.
В данном выступлении, высвеченном на экран, ученики подчёркивают основные положения понятия “очерк” с той же целью: использовать в работе над очерком (основные положения подчёркнуты). В качестве вывода учащиеся выносят подчёркнутые фрагменты к себе в тетрадь:
1. В очерке изображены достоверные события и факты реальной жизни.
2. Рассказчик свободно объединяет отдельные сцены и детали в целостное произведение.
3. Очерк отличается свободной композицией.
4. Очеркист может ограничиться “бессвязным внешним образом, но дышащими одною мыслью картинами…”.
5. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными.
6. В документальном очерке очеркист даёт оценку реальным явлениям жизни.
7. Некоторые литературоведы считают, что документальный очерк является единственно возможной формой очерка.
8. Предметом изображения в художественном очерке обычно являются устойчивые, не изменяющиеся явления жизни.
9. Художественные очерки разнообразны: “физиологический” очерк, очерки-биографии, очерки - путевые заметки.
10. Документальный и художественный очерки дополняют и взимообогащают друг друга.
11. Разновидности современного очерка: публицистический монолог, дневниковые заметки, очерк-портрет, очерк-исповедь, очерк-программа.
4 этап: Закрепление изученного.
Анализ текста.[4]
Прочитайте текст. Считаете ли вы актуальной, важной тему, поднятую автором? Выскажите своё мнение о содержании текста и аргументируйте свою позицию.
Святые места
Любовь к родине. Что означают эти слова? Я вспоминаю свой первый приезд в Москву. Сойдя утром с поезда, я отправился на Красную площадь. Мимо, торопливо рассуждая о пустяках, шли люди. Меня удивляло, что никто из них не испытывает трепета к этому священному месту. Я дождался открытия собора Василия Блаженного. Запомнились камни на лестнице, по которым прошло столько людей. А ведь перед войной появилась идея снести собор и расширить Красную площадь. К счастью, храм не сломали. Сегодня и Красная площадь, и храм Василия Блаженного – священные для россиян места. Поскольку древние мастера свой талант могли выразить лишь строя храмы, соборы, монастыри, то, сохраняя их, мы сохраняем и память об этих мастерах. В суете ежедневных дел мы обязательно должны помнить свои истоки, ибо наше прошлое и окружающий нас мир мы называем одним словом – отечество, любовь к которому нужно обязательно воспитывать.
(По В. Пескову)
Какие средства выразительности характерны для этого текста? Какова их роль в тексте?
5 этап: Переходный этап к выполнению домашнего задания.
Учитель: Обратите внимание на слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва из книги “Письма о добром”.
На слайде высвечиваются слова о предназначении человека, о его жизни на земле, о его желании творить материальные и духовные ценности. Мы, учителя, должны быть примером в стремлении создавать прекрасное. Следовательно, опираясь на воспитательную задачу данного занятия “на собственном опыте воспитывать стремление к достижению цели, настойчивость, желание создавать новое”, учитель зачитывает очерк – исповедь, посвящённый ученикам.
Учитель: Надеюсь, что у вас возникло желание писать? Тогда творите!
Очерк-исповедь
Запоздалое признание?..
Посвящается моему любимому 11-В
Я открываю дверь и вхожу в класс… Те же парты, тот же учительский стол, школьная доска, цветы, лица учеников… Но, увы, это не они…
Мой 11-В класс, именно 11-ый, а не 5-ый или 8-ой. Почему же я вижу их уже взрослыми, когда всё самое трудное позади: слёзы, непонимание, страх, неуверенность – всё то, из-за чего порой не хотелось идти в школу, казалось, больше не выдержу!!!
Но откуда только берутся силы?!!
Утро… Я открываю дверь и вхожу в класс.
- Здравствуйте! Я рада вас видеть.
- Мы тоже.
Смотрю в глаза. Что в них? Искренность? Хитринка? Ложь? Нет, только не ложь!
Что же подарит новый день? Да удивительный урок литературы!!!
А.П. Чехов. “Ионыч”. Оказывается, всё, что подготовила дома, не пригодилось, даже не хотелось дополнять, корректировать, сбивать с того
настроения, что воцарилось в классе. Серёжка, ты – гений!!! А помнишь, как ты пришёл в этот класс два года назад? Тихий, скромный, такой неприметный. Что же ты выберешь в жизни? Ты же гуманитарий, это твоя стезя! Но как часто мы ошибаемся. Вот и тебе довелось решать. Может, это и правильно, может, так и должно быть в жизни, что ты сам вправе испытать себя, свои силы. Математика – это не твой профиль. И какое счастье услышать твой голос:
- Елена Вячеславовна! С праздником! С Днём учителя!.. Я поступил в другой ВУЗ, и это моё решение, так будет правильно!
- Удачи тебе!..
Удачи тебе, Коля! Ты совершенно другой, из тех, кого называют “трудными”. Но почему “трудный”? Не хотел учиться? Да! Не читал? Да, не читал! Обидел кого-то из учителей? Никого и никогда! И почему-то именно о тебе я всегда вспоминаю с улыбкой (сейчас даже рассмеялась вслух). В памяти встают моменты, когда ты попадал впросак, и об этом знала вся школа. Об этом мы вспоминали с ребятами в школе и у меня дома… Февраль… Вечер встречи выпускников… Разговоры, которым нет конца… Но ты служишь…
А год назад от тебя приходит письмо, и я понимаю, что больше ничего и не надо. Ради этого стоит работать! Ты служишь на военном корабле, вокруг море и, как ты говоришь, “лирика морская”. Откуда это у тебя, Коля, ведь ты же никогда так не писал?!
И вот недавно снова письмо, фотография, благодарность учителям (я передала им от тебя привет), стихи. Откуда это у тебя, Коля?! Значит, всё было не зря: внушение, личный пример, беседа, иногда просто взгляд, с болью, с сожалением, (ведь даже слов порой не находишь в ответ на ваши поступки).
Но как много значит взгляд учителя, главное, чтобы это было искренне. Когда я это впервые поняла, то решила - такой момент упускать нельзя! И опять для меня расширилось поле деятельности: библиотека, где можно прочесть книги по риторике и красноречию, Интернет. Читаю и понимаю – этого мало, я не должна проигрывать! Великие учителя… Если не вы, то кто же? Вы даже не подозревали, что я училась вместе с вами, уча вас, училась сама, познавая что-то новое, старалась помочь в воспитании вашим родителям. Я просто уверена, что родитель не должен быть всегда сильным, строгим, необходимо дать почувствовать своему ребёнку, что каждый из нас может быть слабым, незащищённым, нуждающимся в вашей помощи. И порой идя на некоторые родительские и педагогические хитрости, мы с вашими родителями наблюдали, как вы выходили из жизненных тупиков, а мы всегда были рядом, чтоб подхватить, дать вам почувствовать нашу поддержку, заботу о вас. Главное, не расписаться в собственном бессилии, не опустить руки, до конца 11 класса идти с вами. Невольно вспомнились слова Д.С. Лихачёва о том, что природа создавала человека много миллионов лет, пока не создала, и вот эту творческую, созидательную деятельность природы нужно уважать, нужно прожить с достоинством и прожить так, чтобы природа, создавая нас, не была обижена. Я думаю, здесь-то как раз всё получилось как нельзя лучше.
Значит, это успех? Или просто удача? А может, это тот верный путь, по которому идёт учитель. Судьба снова испытывает меня, преподносит сюрпризы, и подтверждение тому – через два года у меня снова 11-В класс.
Только сейчас сложнее во много раз. Мой 11-В класс, я не видела вас малышами, не наблюдала становление вашего характера, мы с вами вместе с 10 класса, и вы уже взрослые, каждый из вас – личность.
И снова я в библиотеке, только книги другие…Больше внимания акцентирую на психологии, педагогике, философии. Мне интересны труды Жана Жака Руссо, его попытка доказать, что вместе с прогрессом культуры идёт падение нравственности, что заблуждения и предрассудки, облачённые в философски-научную форму, заглушают голос природы и разума. Мне хочется больше знать из теории Фрейда о том, что человеческое сознание не является свободным, оно управляется подсознательными, гораздо более мощными, чем сознание, силами биологического или социально-биологического порядка.
А может, через два года мне снова придётся написать о моём любимом 11-В классе. Именно сейчас я понимаю более всего, что учитель не только учит, но и учится сам, учится, чтобы быть ещё мудрее, чтобы дать ещё больше, чтобы быть самым лучшим…
Мои настольные книги – это “Путь к ученику” Е.Н. Ильина, “Письма о добром” Д.С. Лихачёва, мне даже кажется, что я знаю каждую строку, каждое слово, но всё-таки читаю их, читаю часто, могу сидеть бесконечно долго над одной фразой и просто думать. В этом есть какое-то наслаждение, умиротворение и беспокойство одновременно. Своему сознанию нужно давать постоянную подпитку, в противном случае мы погубим себя, погубим детей. А ведь можно погубить одним только словом. Но как не навредить?! Моё кредо – быть примером в воспитании и самовоспитании нравственных качеств личности. Не случайно, наверное, ученики пишут в своих творческих работах о себе, своём видении мира открыто и прямо. Вот некоторые из их высказываний:
- Но существуют вопросы, ответы на которые найти очень сложно. К каким нормам морали отнести ложь во имя правды, убийство во имя любви? Я постоянно спрашиваю себя об этом. Вспоминается произведение Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и теория Раскольникова. Ведь можно убить одного ненужного, жалкого человека, но этим спасти других людей, честных и нужных обществу. Имеем ли мы на это право? Как бы я поступила в подобной ситуации?..
- Понятия чести и совести не могут быть применимы к тому, кто поступился моральными принципами ради достижения цели, кто живёт лишь для удовлетворения своих личных потребностей, не замечая людей вокруг себя, переступая через них.
- Одетые в дорогие деловые костюмы, с кейсами и сумочками, они все куда-то шли, чуть ли не бежали. Но в них была некая странность и общая черта: их глаза завязаны чёрными повязками. Это не мешало им идти, но они не видели ни Толю, ни того, гуда идут, а шли они в какую-то пропасть. Она зияла огромным чёрным провалом в конце улицы и издавала такие звуки, что хотелось оглохнуть навсегда, лишь бы не слышать их. Люди не обращали на них внимания, как и на Толю… Один за другим они падали туда, но ни один из них не остановился и не попытался понять, куда идёт. Они видели, но, тем не менее, были слепы…
Утро… Я открываю дверь и вхожу в класс.
- Здравствуйте! Я рада вас видеть! На моих глазах нет чёрной повязки…
Использованная литература
- (Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина и др. – 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000г.)
- (Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы /Э.Л. Безносов, Е.Л. Ерохина, Н.Л. Карнаух и др. /Сост. В.Ф. Чертов. – М.: Дрофа, 2004г.)
- (Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – 3-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1985г.
- Тренировочные упражнения взяты из поурочного планирования по русскому языку к Единому Государственному экзамену / Е.А. Влодавская. – М.: Издательство “Экзамен”, 2006. – (“Серия “Учебно-методический комплект”).