Влияние мелкой моторики на развитие речи учащихся с сочетанным дефектом

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Введение

Опыт проводится в условиях Барнаульской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интерната для детей с нарушением опорно-двигательною аппарата Наблюдения проводятся во вспомогательном звене. Автор опыта Коновалова Т.Г, - учитель русского языка и литературы. Стаж педагогической работы 28 лет, в данной школе 8 лет.

При ДЦП ведущим средством реабилитации является кинезотерапия (лечение движением). Руки человека - одно из самих выразительных средств общения, во многом характеризующее личность. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, (схема. Влияние мелкой моторики на развитие речи». У наших детей мелкая моторика не развита. Спастика, парезы, гиперкинез затрудняют движения. Упражнения по мелкой моторике даются детям очень тяжело на начальной стадии обучения, затем они становятся стереотипными, автоматизированными, движения ускоряются

Для отслеживания результатов работы мною разработаны диагностические карты на каждого ребенка и критерии оценки работы детей по каждому направлению. Результаты фиксируются два раза в год.

Тренажерами для развития мелкой моторики кистей рук являются различные подручные средства, бросовый материал: пробки от бутылок, флаконов, проволока, фольга, различные шнурки, тесёмки и т.д.

Технология опыта

а) РАБОТА КОРРЕКЦИОННОЙ СТУДИИ ПО РАЗВИТИЮ СЕНСОМОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Дети, с которыми я занимаюсь бисероплетением, пришли в школу после надомного обучения. Они были очень нетерпеливы, неусидчивы, невнимательны, несамостоятельны...

Их речь неразвита, скудна по своему словарному запасу, ответы на вопросы односложны. Много трудностей и во время письменных работ. Среди них можно выделить три основных:

- трудности, связанные с нарушением моторики, пространственного восприятия, затруднениями зрительно-моторной координации;
- трудности, связанные с недостатками речевого развития и фонетико-фонематического восприятия;
- комплексные трудности.

Итак, и устная, и письменная речь не развиты. А ведь развитая речь - это взаимопонимание, умение самовыразиться, адаптация в обществе (см. схему «Влияние мелкой моторики на организм» (рисунок 1).

Развитая рука - развитая речь!

Чтобы помочь моим детям в развитии рук, я решила заняться с ними бисероплетением. Бисероплетение - один из старинных и достаточно

распространенный вид народного творчества. В настоящее время этот вид творчества переживает новый этап своего развития.

Техника бисероплетеиия требует тонкого понимания красоты, безукоризненного вкуса, художественного такта, фантазии и, конечно, мастерства; воспитывает усидчивость, терпение. Бисероплетение - достаточно сложное и кропотливое занятие, оно требует большого внимания и аккуратности.

Этот вид творчества воспитывает навыки самостоятельности, умение работать сосредоточенно, не отвлекаясь, длительное время повторять бесконечный ряд одних и тех же движений, находя в этом своеобразную красоту и ритмику.

Азы этой «науки» может освоить любой человек, но для этого необходимо большое терпение. А его-то как раз и не хватает у моих ребят, но они очень любят копировать других людей. И я поняла, что это хороший способ научить ребят многим вещам – от выполнения элементарного нанизывания бисера до произнесения звуков и слов.

Толя. Т. и Толя. К. не хотели заниматься бисероплетением. Саша занимался не очень охотно, лишь Вероника и Егор все делали с желанием. Зная, что даже на ранних этапах развития ребенка неправильно всегда давать ему в руки только то, что он хочет, была очень настойчива в своих требованиях к бисероплетению. Но я знаю и другое; дети охотнее занимаются, когда это доставляет им удовольствие. Узнав, что Толя Т с удовольствием наблюдает за рыбками в аквариуме, предложила сплести рыбку. Этот момент был поворотным Толя сделал с удовольствием свое изделие, захотели добиться такого результата и остальные ученики.

Чтобы .занятия не надоели, вношу какие-либо изменения, делаю их более увлекательными, это вызывает у детей новый интерес.

Занимаемся под музыку. Параллельно бисероплетению обогащаем свой словарный запас, комментируя действия. (рисунок 2)

Пусть ребенок сделает что-то сам. Это «золотое правило реабилитации». Я

даю возможность сделать изделие самому, поддерживая и поощряя, но помогая лишь теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому довести до конца дело.

Дети умеют разбираться в схемах изделий. Выполняя изделие, нужно постоянно считать, контролировать выбор цвета, поэтому учимся пользоваться веером цветов.

В начале занятий обязательна гимнастика для кистей рук, в ходе занятий - для глаз.

Кроме того, что дети выполняют самостоятельно какое-либо изделие, учатся комментировать свои действия, они получают радость, наслаждение, удовлетворение от результатов своего труда.

А для меня самое главное, что у них постоянно находятся в работе указательный и большой пальцы, влияющие на работу речевых центров мозга. Постепенно исправляется почерк ребенка, появляются скорость и правильность письма, расширяется словарный запас.

Дети легче оформляют свои высказывания, дают более полные ответы на вопросы.

б) Коррекционная работа по развитию мелкой моторики при обучении грамоте.

Тема «Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук» получила свое продолжение на уроках русского языка Начинаю урок организационным моментом. Продолжительность которого 1-2 минуты. Цель этого этапа - сконцентрировать внимание учеников на учителе, настроить их на учебную деятельность. На организационном моменте включаю упражнения по развитию памяти, внимания, восприятия и др. Часто задания для этих упражнений помещаю в шкатулки, коробочки, баночки, мешочки, чтобы с самого начала урока кисти рук были в работе. В ходе урока перед письменными заданиями мною обязательно планируется гимнастика для кистей рук и пальцев. В работе использую различные тренажеры собственного изготовления.

Использую любые традиционные формы работы для развития мелкой моторики: пальчиковую гимнастику, рисование, нанизывание бус, конструирование, скатывание шариков из фольги и т. д. Упражнения подбираю в соответствии с индивидуальными проблемами ребенка: гипер- или гипотонусом, недостаточной координацией движений, неумением держать равновесие...

Каждое упражнение обыгрывается, привязывается по возможности к интересам и пристрастиям ребенка Обязательно для детей эмоциональное поощрение преподавателя. Вначале часто бывает невозможным выполнение детьми задания по образцу, по подражанию. В дальнейшем, по мере того как прогрессирует произвольное внимание ребенка, и становятся более уверенными его движения, обычно все получается.

Кроме этого, стараюсь планировать выполнение заданий на уроках с включением упражнений по мелкой моторике. Например. при изучении темы

«Приставка» дети получают задание в коробочках, которые нужно открыть, взять из них предметы, и произвести с ними возможные действия:

лента – завязать, развязать
проволока - согнуть, загнуть, разогнуть
болт и гайка -закрутить, открутить и т.д.

Свои действия комментируем, одновременно с этим разбираем и состав слова, указывая приставки.

При изучении темы «Однокоренные слова» дети выбирают из большой шкатулки предмет, называют его и придумывают к этому слову однокоренные.

Включая в ход урока упражнения на развитие мелкой моторики, я предусматриваю возможность накопления словаря и усвоение наиболее употребительных речевых моделей, развитие речи, практическое использование накопленного словаря в знакомых грамматических структурах.

Результативность.

Четыре года наблюдений показали, что развитие мелкой моторики непосредственно влияет на уровень речевого развития. Это можно проследить по диагностическим картам.(приложение№1, рисунок №3) Дети имеют достаточный запас слов, умеют строить предложения, составлять тексты. Некоторые в своей лексике употребляют не только простые, но и осложненные, либо сложные предложения; более точной стала координация движений; стало меньше логопедических ошибок; возросло умение переключаться с одного вида работы на другой. Сложнее обстоят дела с орфографической грамотностью, но у отдельных детей возросла и она. Предоставленная результативность позволяет оценить реабилитационный потенциал учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.