Цель: совершенствовать пунктуационные навыки обучающихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.
Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля, ученические “Тетради-справочники”, учебник “Русский язык. 8 класс” (С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др.), занимательный материал “Заморочки из бочки”.
Тип урока: урок освоения нового материала.
Девиз урока: “От творчества учителя – к творчеству ученика”.
Ход урока:
I.
Оргмомент.Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы в “Тетради-справочнике”.
II. Проведение инструктажа.
(Знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока).
Карточка-инструкция:
- Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии).
Н. Лаздан
***
Я не учёный.
Я поэт.
Поэзия – моя судьба
и сила.
Поэма, ода и сонет –
Вот лирики могучие светила.
Светить – задача мудреца.
Понятно всем, как
Дважды два – четыре.
Слагать стихи – нести свой крест Творца.
Поэт не Бог.
Он – светофор.
Регулировщик –
Лира…
- Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).
- Определи, какими частями речи выражены главные члены.
- Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащими и сказуемыми, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.
- Прочитай материал § 15 на стр.70-71 и заполни те графы таблицы, которые отмечены звёздочками.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Тире ставится |
Примеры |
Тире не ставится |
Примеры |
1. |
1. |
||
2. |
2. |
||
3. |
3* |
||
4. |
|||
5* |
|||
Примечание: |
Примечание: |
||
1. | 1. |
*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.
Примечание: слабые ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.
III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.
В ходе работы учащиеся заполняют в “Тетради – справочнике” таблицу.
Проверочная карточка (выполняется на доске или проектируется на экран):
Тире ставится |
Примеры |
Тире не ставится |
Примеры |
1.сущ.-сущ. |
Поэзия – судьба. |
1.П.- личн.мест. |
Я поэт. |
2.инф.-сущ.; сущ-инф. |
Светить – задача мудреца. |
2. П. не +Ск. |
Я не учёный. |
3.числит-числит. |
Дважды два – четыре. |
3*П. ср..союз+Ск. |
|
4.инф – инф. |
Слагать стихи – нести свой крест Творца. |
||
5*сущ-числ; числ-сущ. |
|||
Примечание: |
Примечание: |
||
1.П. – это (вот, значит) Ск. |
Поэма, ода и сонет – вот лирики светила. |
К п.1:если на личн.мест.падает логич.ударение, то тире может ставиться |
Он – светофор. |
IV. Закрепление нового материала. Диктант “Проверяю себя”.
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он – поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны – вот та плодородная почва, на которой расцветает и созревает искусство. (К.Г.Паустовский)
Работа над деформированными предложениями.
Пунктограмма “Тире между подлежащим и сказуемым” часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках).
Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания.
- Бедность не поро...
- М..лчать потворств..вать злому делу.
- Учен..е свет а неучен..е тьма.
- Знания в юности это мудр..сть в старост...
- Ж..знь как страшный сон.
- Ж..знь прож..ть не лапти сплести. (Обратить внимание на последнюю пословицу: тире здесь ставится, так как не относится к дополнению “лапти”, а не к сказуемому “сплести”).
V. Развитие речи.
(Творческая работа выполняется обучающимися дома).
Вам предстоит написать сочинение-миниатюру на тему любой из указанных пословиц.
– Какой тип речи вы будете использовать в своём сочинении? (рассуждение).
– Какова композиция текста-рассуждения? (тезис-доказательства-вывод).
VI. Рефлексия.
Оценивается уровень усвоения изученного материала: ученикам предлагается ответить на вопросы “Заморочки из бочки”:
- И подлежащее, и сказуемое выражены одной и той же частью речи, а запятая не поставлена. Почему? (есть частица НЕ или сравнительный союз).
- Подлежащее – личное местоимение, сказуемое – существительное, но тире между ними стоит. Почему? (логическое ударение падает на местоимение).
Подведение итога работы, запись Д/З: правило по учебнику, конспект по “Тетради- справочнику”, сочинение – миниатюра или упр.154 (по выбору обучающегося).
Примечание: оцениваются все конспекты учащихся (таблицы), выставляется отметка за лабораторную работу каждому ученику, за сочинения-миниатюры выставляются только отличные и хорошие отметки.