Литература
-
"Испытание на истинную человечность" (По рассказу К.Паустовского "Телеграмма") 2007
Основная цель урока - это не только анализ текста, работа над художественным словом, но и обращение к нравственным проблемам. Это не только урок-размышление, но и урок творчества. Предлагая разные творческие задания по теме, стараюсь растревожить души ребят, ведь только неравнодушная душа способна в полной мере воспитать в каждом из нас человека.
-
Использование стратегии «чтение с остановками» в процессе изучения рассказа В.В.Набокова «Бритва» 2021
Рассматривается применение стратегии «чтение с остановками» на материале рассказа В.В.Набокова «Бритва». Представлены универсальные учебные действия и духовно-нравственные ценности, которые можно сформировать у учащихся во время изучения данного рассказа.
-
Использование схемы на уроках литературы 2008
Тема "Использование схем на уроках литературы" интересна. Творчески работающего учителя это может натолкнуть на интересные находки. Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное - это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения.
-
Использование текстов малой формы на уроках русского языка, литературы, факультативах, классных часах для формирования коммуникативно-речевых компетенций 2011
В статье автор рассматривает проблемы владения речью у современных старшеклассников и подчеркивает важность работы по развитию речи учеников на протяжении всего обучения в школе.
-
Использование текстов художественной литературы в качестве иллюстративной опоры на уроках специальных дисциплин в колледже 2012
Назначение данной работы - показать возможность использования текстов художественной литературы в качестве иллюстративной опоры на основе межпредметности. Предлагаемый материал будет полезен преподавателям колледжей и школ, имеющих отношение к преподаванию литературы или права.
-
Использование тестов для активизации механизмов самоконтроля и стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы 2010
Данный урок содержит пример теста, который позволяет не только проверить выполнение домашнего задания на уроке литературы, но и позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся с художественным текстом.
-
Использование тетради с печатной основой при изучении творчества Н.М. Карамзина 2007
Предложен фрагмент рабочей тетради по литературе по теме "Н.М. Карамзин". Возможно использовать как раздаточный материал при изучении творчества Карамзина или в качестве разработки системы уроков по творчеству Н.М. Карамзина в 8-м или в 9-м классе.
-
Использование технологии "Чтение и письмо для развития критического мышления" на уроках русского языка и литературы 2008
Предлагаю некоторые разработки уроков русского языка и литературы, которые предполагают виды деятельности, направленные на развитие критического мышления.
-
Использование технологии «перевернутый класс» в школе 2020
Модель образовательного процесса под названием “перевернутый класс” – это разновидность смешанного обучения. Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала”. Для перевернутого обучения характерно использование водкастов (vodcast), подкастов(podcast), и преводкастинга (pre-vodcasting).
-
Использование технологии встречных усилий, урок литературы в 7-м классе "Средства создания комического в "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина 2010
Перед современным учителем русского языка и литературы методика преподавания ставит много нелегких задач. Как интересно, по-новому провести урок, превратить его в шедевр? Какие новые методы использовать в своей работе? На помощь придет технология встречных усилий как на уроках литературы, так на уроках русского языка.
-
Использование технологии дифференцированного обучения на уроках литературы 2016
Разработка урока дифференцированного обучения в 8-м классе, в основу которого положена внутренняя дифференциация на основе учета предпочтений и интересов обучающихся.
-
Использование технологии коллективной мыследеятельности на уроках литературы 2021
Известно, что знания, добытые самостоятельно, сохраняются в памяти обучающихся гораздо дольше, чем те, которые получены в готовом виде. Поэтому в современной школе часто используют технологии личностно-ориентированного образования. Среди них выделяется технология коллективной мыследеятельности, ориентированная на поиск обучающимися самостоятельных решений учебной проблемы.
-
Использование технологии педагогической мастерской на уроках литературы 2011
Урок воспитывает сердечность через чувства сопереживания, сострадания, соучастия, сопричастности к людям и проводится в форме мастерской ценностных ориентаций.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы 2012
Урок русского языка в 9-м классе по теме "Обобщение знаний о бессоюзных сложных предложениях" использует технологию проблемного обучения. Цель урока: обобщение изученного материала о бессоюзных сложных предложениях; совершенствование умений сравнивать и делать выводы по изученному материалу; развитие навыков пунктуационного анализа. В приложении представлены задания с фрагментами проблемных ситуаций на уроках русского языка в 7-м классе.
-
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся 2011
Работа представляет собой педагогический проект (от латинского projectus – брошенный вперед – разработанный план, замысел) на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся. Педагогический проект в наши дни необыкновенно популярен, так как позволяет педагогу вести исследовательскую деятельность, дает возможность продемонстрировать свою профессиональную компетентность, является одной из форм аттестации учителя.
-
Использование технологии работы с литературными произведениями Е.Н.Ильина на уроке родной литературы по рассказам Ю.Я.Яковлева 2020
В статье представлены принципы преподавания литературы педагогом Е.Н.Ильиным: идея «обучающего воспитания», выдвижение на первый план эмоционального воздействия произведения на учеников, посвящение уроков проблемам, способным вызвать отклик у детей. Это реализуется через поиск ярких деталей, а также введение в проблему с помощью системы вопросов, приоритетных для личности каждого ребенка. Применение технологии рассматривается на примере рассказов Юрия Яковлева, незаслуженно отсутствующих в школьной программе, но ставящих актуальные нравственные проблемы.
-
Использование технологии развития критического мышления на уроках чувашской литературы (по произведениям А.Лазаревой) 2017
В данной статье приведены конкретные примеры использования технологии развития критического мышления на уроках чувашской литературы по произведениям чувашской писательницы Александры Лазаревой «Начался урок» («Урок пуçланчĕ», 6-й класс) и «Первая любовь» («Пирвайхи юрату», 8-й класс). Приемы: двухчастный дневник, табличный кластер, синквейн, сравнительная характеристика героев, кольцо Венна, шесть шляп мышления, таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
-
Использование технологии решения исследовательских задач при изучении рассказа А.П. Чехова "Ионыч" 2009
В процессе решения исследовательской задачи развиваются такие умения учащихся, как способность отвечать на эвристический вопрос; осмысливать проблемную ситуацию; выдвигать, обосновывать и проверять гипотезу; находить новый способ преобразования текста; продумывать план решения исследовательской задачи; самостоятельно выбирать объем информации.
-
Использование технологии творческой мастерской на уроках литературы 2010
Педагогическая творческая мастерская – форма обучения, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. В мастерской построения знаний она представлена так: творческий процесс – творческий продукт – осознание его закономерностей – соотнесение полученного с достижениями культуры – коррекция деятельности – новый продукт.
-
Использование технологий блочно-модульного обучения на уроках русского языка и литературы 2014
Модульное обучение - предмет активных действий ученика. Использование модульных технологий позволяет формировать навыки самостоятельной работы. Эффективность обучения будет намного выше, если ученик сможет овладевать знаниями сам, а учитель управлять этим процессом - мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать.
-
Использование технологий развития критического мышления через чтение и письмо при составлении сценария 2010
От современных школьников часто требуется уметь ориентироваться в источниках информации, адекватно воспринимать прочитанное. Это умение формируется и на внеклассных занятиях, например, при написании сценария. Наиболее продуктивной является технология РКМЧП, приёмы: выстраивание ассоциаций, «корзина идей», «мозговой штурм», РАФТ.
-
Использование форм внеклассной работы по предмету на уроках литературы "Классика… после урока" 2012
Проблема, выдвинутая автором статьи, связана со снижением интереса к чтению классической литературы. Суть работы заключена в словах А.П. Чехова: «Количество слов и их сочетание находятся в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть и поводов к обогащению языка».
-
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы 2025
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в школе создает множество возможностей для улучшения качества образования. Они делают уроки более интересными, позволяют ученикам развивать необходимые навыки и способствуют глубокому пониманию изучаемого материала.
-
Использование элементов сценического искусства при изучении повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2009
Гоголь собирал предания, поговорки, песни русского и украинского народа. Читая повесть, ещё раз убеждаемся: всё в ней согрето теплом гоголевского смеха: и события, и персонажи, мастерски описанные автором. Да разве может что-то подобное произойти в другом месте и в другое время, как не в рождественскую ночь на милой Украине!
-
Использование DVD на современном уроке 2010
Авторы статьи отдают предпочтение работе на уроке с собственными видео- и DVD-материалами. Авторы организуют ежегодно экскурсионные поездки по историко-литературными местам Республики Татарстан и за ее пределы. Во время каждой из таких поездок проводилась видеосъемка. Впоследствии фильмы успешно использовались на уроках истории и литературы.
-
Исследование на уроках литературы и русского языка 2011
Статья рассказывает об исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. В ней раскрывается процесс приобщения школьников с 5-го класса к проведению исследований на уроках литературы, русского языка и во внеурочное время. Приводятся фрагменты урока изучения романа Ф.М. Достоевского, на котором проводится исследование «Как созревала в Раскольникове идея преступления?»
-
Исследование по литературе и истории на тему "Лексический и этнографический материал в повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»" 2009
Статья исследует приемы великого писателя, сделавшие его повесть одним из шедевров русской литературы. Для раскрытия образа главного героя, одного из наибов Имама Шамиля Хаджи-Мурата и его трагической судьбы, писатель активно использовал местный материал: языки дагестанских народов, в особенности кумыкский, который в повести упоминается как «татарский», описание бытовых и общественных обрядов, религии, одежды, пищи, фольклора народов Дагестана.
-
Исследование различных форм поэзии по произведениям современных авторов города к 30-летию поэтического клуба «У Сербского» (из опыта работы по организации проектной деятельности обучающихся) 2024
В результате проведённого исследования мы познакомились с членами поэтического клуба «У Сербского», их творчеством и убедились в том, что это уникальный поэтический клуб с богатой историей и славными традициями, где собираются, по словам В.Скворцова, «одержимые поэзией» люди, среди которых одни предпочитают традиционные классические формы, другие тяготеют к свободным формам стиха, любят экспериментировать. С участием членов поэтического клуба в Библиотеке русской поэзии XX века имени В.С.Сербского проводится очень много интересных мероприятий для детей и взрослых, прививается любовь к поэзии, творчеству, родному языку.
-
Исследования технологии проектирования в изучении предметов гуманитарного цикла как средство успешной реализации профильного обучения 2008
Метод проектирования, используемый как в учебной, так и во внеучебной деятельности в профильном образовании предметам гуманитарного цикла может рассматриваться как еще одна альтернатива, способная повысить степень дифференциации и индивидуализации учащихся. А также дать им глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, т.е. именно в той области, где они предполагают реализовать себя в дальнейшем.
-
Исследовательская деятельность в области литературного краеведения "Вдохновение, поиск и творчество…" 2012
Исследовательская деятельность учащихся в области литературного краеведения играет в этом процессе значительную роль. Один из компонентов исследовательской деятельности – это формирование у учащихся исследовательских умений, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда. Задача учителя – дать учащимся ключ к анализу различных явлений русского языка, приобщить их к красоте русской речи, развить у них интерес к познанию русского языка и литературы.