Литература
-
"Истина и правда. Что важнее для русского человека?" 2009
Проблематика урока, литературный материал помогают развивать творческие способности учащегося, его свободное мышление, формировать языковую, культуроведческую компетенции. Учителем применен метод концептуального анализа слова, цель которого - дать по возможности знание о понятии, существующем в сознании человека, расширить знания ученика о мире.
-
Исследовательский проект "Святой источник" 2019
Цель проекта: ознакомление с историческим природным объектом «Святой Ключ». Целебная вода святого родника придает силы, надежду, дает духовное обновление и радость от общения с живой природой! При омовении кто-то испытывает душевное облегчение, у кого-то наступает исцеление физических болезней. Но каждый, выходя из купальни, испытывает ощущение духовного подъёма.
-
Исследовательский проект на тему "Изображение русского национального характера в русской литературе второй половины XIX века на примере творчества Н.С. Лескова" 2014
Представлен исследовательский проект. В повестях «Левша» и «Очарованный странник» писатель глубоко и всесторонне раскрыл характеры Платова и Флягина. На примере Платова писатель показал настоящий патриотизм русского человека, а на примере Флягина – этапы становления, душевного противоборства человека.
-
Исследовательский урок по творчеству А.С. Пушкина 2009
Урок ставит цель сформировать представления о многогранности таланта А.С. Пушкина, дать целостное представление о жизни и творчестве великого русского поэта, более глубоко изучить лирику А.С. Пушкина.
-
Истинное и ложное в рассказе В.Чугунова "Синий ветер Алатау" 2014
Учащиеся знакомятся с творчеством кузбасского писателя Виктора Чугунова. Работают над антитезой и параллелизмом как литературными приемами, совершенствуют умения обнаруживать в художественном произведении актуальные для современного читателя темы и проблемы, учатся трактовать их в контексте современной жизни. Урок предполагает внимательное чтение текста с целью научиться определять авторскую позицию по отношению к своим героям.
-
Истинные и ложные ценности в рассказе О. Генри "Дары волхвов" 2010
Рассказ О. Генри «Дары волхвов» – это рождественская история, история любви, самопожертвования, чистоты отношений. Данное произведение предлагается для изучения по программе А.Г. Кутузова, по времени изучения оно как раз приходится на декабрь. Эта книга учит добру, искренности, взаимопониманию, говорит не о материальных ценностях, а о духовных. Она как никогда актуальна для современного ученика.
-
Истинные и мнимые ценности в сказке Х.К. Андерсена "Соловей" 2003
В данном уроке используются методы и приемы, позволяющие повысить мотивацию учеников к учебной деятельности, активизировать их работу на уроке литературы в 5 классе: возможность выбора домашнего задания к уроку; разнообразие форм и видов деятельности учеников на уроке (инсценирование, различные виды пересказов, устное словесное рисование, сравнительная характеристика, написание стихотворения, иллюстрации к тексту).
-
Истоки духовно-нравственного воспитания в памятниках древнерусской литературы 2010
Более тринадцати лет я работаю учителем русского языка и литературы в сельской школе. За это время через мои руки прошли сотни детей. Глядя на подрастающее поколение, все чаще задаюсь вопросами: а что ожидает наших детей в будущем? Какими жизненными ориентирами они будут руководствоваться в дальнейшем? Трудно ответить сразу.
-
Истоки коми песни (8-й класс) 2009
Урок по литературе в 8-м классе "Истоки коми песни" следует после изучения темы «Русское народное поэтическое творчество» и знакомит учащихся с истоками коми народных песен, способствует формированию интереса учащихся к ценностям родной истории и культуры.
-
Истоки подвига генерала Раевского. 8-й класс 2011
В центре внимания урока духовно-нравственные ценности, утверждаемые автором, воспитывающие любовь к семье, отчему дому, родной стране. Урок позволяет увидеть истоки подвига генерала Н.Н. Раевского, учит беречь духовные богатства наших предков.
-
Истоки творчества А.С. Пушкина 2016
Цель урока: осуществляя исследование истоков творчества А.С.Пушкина, показать ученикам, что оно подготовлено всей предшествующей литературой; используя исследовательский путь познания, способствовать формированию аналитического мышления и эмоциональной сферы учеников; выявляя истоки творчества А.С.Пушкина, прививать интерес к литературе, к исследовательской работе, способствовать процессу духовного развития школьников.
-
Историко-культурный комментарий к образу Чацкого в проектной деятельности обучающихся 9-х классов (с использованием мультимедийной презентации в программе Prezi) 2018
Данный материал представляет опыт организации проектной деятельности обучающихся 9-х классов на уроках изучения текста комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Проектная деятельность – педагогическая технология, позволяющая старшеклассникам приобретать новые знания путем самообразования. В статье приведен пример историко-культурного комментария к образу Чацкого, систематизированный в мультимедийной презентации в программе Prezi.com.
-
Историко-литературная гостиная "Декабристы в поэзии" 2011
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия.
-
Историко-литературная композиция "Спасибо тебе, городок на Каме" 2007
Данная разработка может быть использована для проведения как урока литературы или внеклассного чтения, так и внеклассного мероприятия. На основе краеведческого материала дан обзор поэзии "чистопольского периода" литературы военных лет, создан поэтический образ "городка на Каме", давшего приют эвакуированным писателям в суровые годы войны.
-
Историко-литературная композиция, посвященная 1000-летию Елабуги "Городок мой старинный и тихий" 2008
2007 год – юбилейный год г. Елабуги. Это внеклассное мероприятие посвящено этой знаменательной дате. Композиция приобщает к истории и культуре родного города, знакомит с творчеством елабужских поэтов, воспитывает у учащихся любовь к малой родине, её народу.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 1-й этап — "Московский" 2009
Первый этап посвящён отражению Отечественной войны 1812 года в названиях московских улиц, в памятниках архитектуры Москвы, в живописи. Дети, которым помогают кураторы из числа учителей истории и литературы, заранее готовят своё выступление. На самой же игре команды не только представляют свои работы, но и отвечают на вопросы других команд. Проект рассчитан на возраст 13–14 лет.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 2-й этап — "Конкурс знатоков" 2009
Второй этап проекта продолжает начатое исследование истории Отечественной войны 1812 года. Игра строится как конкурс знатоков. От каждого класса выбирается команда из 6 человек, остальные участвуют в подготовке и в игре со зрителями. Материал для подготовки и примерный круг тем выдаётся участникам заранее. Во время игры знатоки применяют полученные знания.
-
Историко-литературный интерактивный проект "1812 год в русской культуре". 3-й этап — "Бал в Дворянском собрании" 2009
Это заключительный этап проекта, когда ребята уже изучили эпоху начала XIX века. Во время бала участники узнают о бальных традициях той эпохи, танцуют, участвуют в бальных развлечениях. Бал позволяет раскрыть творческие способности учащихся, создает атмосферу праздника в духе лучших традиций русской культуры. Красивые костюмы, классическая музыка, вальс и полонез - все это позволяет почувствовать атмосферу того времени.
-
Историческая викторина, посвященная Петру I, "Своя игра" 2021
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 4 классов. Аналог телевизионной викторины «Своя игра». Мероприятие приурочено к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I. Для участия в викторине необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения темы. Данную игру можно использовать на уроках окружающего мира, литературы, а также на внеурочной деятельности или как внеклассное мероприятие. Например, провести игру на параллель.
-
Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2010
Урок проводится с применением ИКТ и интегрированного подхода. Основными задачами при этом являются: обучение учащихся сравнительной характеристике литературных персонажей, развитие речевых навыков и критического мышления. Особое внимание уделяется использованию учениками дополнительного материала по теме при подготовке к уроку.
-
Историческая литература и современность (о роли исторической литературы в воспитании вдумчивого читателя) 2009
В статье представлены выводы учителя о роли исторической литературы в современном учебно-воспитательном процессе. Серьёзные произведения на исторические темы способны заинтересовать учащихся, "увести" от легкомысленной и пустой "бульварной" литературы в мир настоящих и искренних чувств. Историческая литература поможет педагогам воспитать настоящих ценителей книги, знатоков истории, искусства, патриотов Родины.
-
Историческая основа «Слова о полку Игореве». Русь времен «Слова о полку Игореве» 2017
На уроке создается представление об исторической обстановке на Руси в 11–12 веке, послужившей основой для «Слова о полку Игореве», рассказывается об истории «Слова…», развиваются навыки работы с художественным текстом, мышление учащихся, способность пользоваться различными источниками для получения информации, вырабатывать свою точку зрения.
-
Историческая основа и патриотический пафос стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино" 2011
Урок впервые знакомит учащихся с творчеством М.Ю. Лермонтова и историческими событиями 1812 года. Использование мультимедийной технологии дало возможность обогатить изучаемый материал иллюстрациями, провести межпредметные связи, которые расширяют кругозор учащихся. Важное место в уроке отводится патриотическому воспитанию.
-
Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» 2015
Цель урока: заинтересовать учащихся личностью поэта; анализируя произведение, рассказать о безмерной любви к Отчизне, самоотдаче, желании простых солдат защитить родную землю от вторжения иноземных захватчиков; развивать чувство патриотизма, навыки анализа стихотворного текста.
-
Историческая правда и художественный вымысел в "Песне о Роланде" – жемчужине средневековой литературы 2013
Цель урока – анализ основных образов песни, особенностей жанра произведения, выяснить, что является исторической правдой, что художественным вымыслом.
-
Исторические личности Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого "Война и мир". Интегрированный урок на основе проектной деятельности учащихся. 10-й класс 2012
Интегрированный урок объединяет литературу и историю развивает навыки учебно-исследовательской деятельности учащихся. Работа над проектами, сравнение материала художественной и исторической литературы развивает аналитическое мышление, формирует умение аргументированно высказывать свою точку зрения на проблему. К уроку прилагаются презентации, комментарии к слайдам и раздаточный материал с вопросами.
-
Исторические прототипы героев трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери" 2013
Урок развивает критическое мышление. Задача учителя – следить за регламентом и комфортной атмосферой, сплотить группу для плодотворного обсуждения. На уроке учитель выступает в роли фасилитатора, ученики работают самостоятельно, в парах и группах, поскольку такая форма работы повышает усвоение материала.
-
Исторические хроники "Все это было: беды и победы" 2010
Данная композиция была создана на краеведческом материале и посвящена освобождению города Воронежа от немецко-фашистских захватчиков. Презентацию к композиции составляют учащиеся, материалы имеются в Интернете.
-
Исторический аспект нравственного облика героев в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" 2015
Целью интегрированного урока является формирование у обучающихся 7-го класса гражданской позиции о необходимости сохранения единства славянской культуры, воспитание патриотизма и толерантности. На данном уроке представлен анализ повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через призму истории, проведены параллели со сложившейся непростой ситуацией в Украине в наши дни.
-
История – дорога во времени (познавательная игра для учащихся 7–8-х классов) 2017
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма.