Актуальность выбранной темы я вижу в том, что
технология «Чтение и письмо для развития
критического мышления» позволяет педагогу,
используя универсальную модель обучения и
систему эффективных методик, создать на своем
занятии атмосферу партнерства, совместного
поиска и творческого решения проблем.
Лично для себя привлекательность данной
технологии я вижу в возможности развивать
критическое мышление через чтение и письмо,
через развитие культуры работы с текстом, так как
в российской педагогике уделяется много
внимания формированию информационной культуры
учеников. Но практика сегодня показывает, что
слишком малый процент выпускников школ реально
владеют информационной культурой, культурой
работы с текстом.
Цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить
и проанализировать имеющиеся наработки по этой
теме, а также поделиться небольшим опытом работы
в применении методов и приемов данной технологии
на уроках русского языка и литературы.
Современного ученика чрезвычайно трудно
мотивировать к познавательной деятельности, к
поиску пути к цели в поле информации и
коммуникации. Происходит это потому, что дети
частенько испытывают серьёзные затруднения в
восприятии учебного материала по всем школьным
предметам и по языку, прежде всего. Конечно, всех
интересует, в чём причина этого.
На мой взгляд, в недостаточно высоком уровне
развития мышления и, прежде всего, критического.
А это очень важно для человека в современном
мире, который входит в новый век с новым обликом
познавательной культуры, для которой «человек
репродуцирующий» – понятие, в сущности,
устаревшее и неинтересное. Кроме
воспроизводящей деятельности существует и
другой род деятельности, именно деятельность
комбинирующая или творческая.
Критичность ума – это умение человека
объективно оценивать свои и чужие мысли,
тщательно и всесторонне проверять все
выдвигаемые положения и выводы. Человек с
критическим складом ума никогда не расценивает
свои высказывания и суждения как абсолютно
верные. Критическое мышление, т.е. творческое,
помогает человеку определить собственные
приоритеты в личной и профессиональной жизни.
Предполагает принятие индивидуальной
ответственности за сделанный выбор. Повышает
уровень индивидуальной культуры работы с
информацией. Формирует умение анализировать и
делать самостоятельные выводы, прогнозировать
последствия своих решений и отвечать за них.
Позволяет развивать культуру диалога в
совместной деятельности.
Таким образом, умение мыслить критически
помогает человеку сократить количество
поступков, о которых после пришлось бы жалеть, а
значит, увеличивает наши шансы на успех.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся
овладевают различными способами интегрирования
информации, учатся вырабатывать собственное
мнение на основе осмысления различного опыта,
идей и представлений, строить умозаключения и
логические цепочки доказательств, выражать свои
мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к
окружающим. Технология представляет собой
систему стратегий, объединяющих приемы учебной
работы по видам учебной деятельности независимо
от конкретного предметного содержания.
Чтение и формирование понятий
Цель: активно включиться в процесс формирования понятий, используя навыки критического мышления.
Пример использования.
Урок русского языка. 5 класс.
Тема: «Основные разделы науки о русском языке».
План урока.
1. Предварительное домашнее задание: используя п.29 (т), составить понятийно-терминологическую карту:
Языкознание – наука о языке.
Фонетика – раздел языкознания, в котором изучаются звуки речи.
Морфемика – раздел языкознания, в котором изучается состав слова.
Лексика – раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка.
Морфология – раздел языкознания, в котором изучаются слова как части речи.
Синтаксис – раздел языкознания, в котором изучаются словосочетания и предложения.
Грамматика – раздел языкознания, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, соединения слов в словосочетания и предложения.
Орфография – раздел языкознания, в котором изучаются правила написания слов.
Пунктуация – раздел языкознания, в котором изучаются правила использования знаков препинания.
Орфоэпия – раздел языкознания, в котором изучаются правила произношения слов.
Стилистика – наука о стилях речи и стилистических средствах языка.
2. Работа в группах по 5 – 6 человек.
- Прочитать определения понятий.
- Сопоставив их, выделить сходства и различия.
- Зафиксировать полученный результат в виде опорного конспекта.
- Сформулировать собственные определения понятий с опорой на конспект.
3. В парах опросить друг друга по определениям понятий.
4. Составить творческую работу в жанре лингвистической сказки, используя изученные понятия.
Урок русского языка. 5 класс
Тема: “Понятие о лексике”.
План урока:
Составление понятийно-терминологической карты
1. Разделиться на группы по 5–6 человек. В течение 10 минут работать с понятийно-терминологической картой (список из 10 понятий и их определений).
Лексика – словарный состав языка.
Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением.
Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений.
Прямое значение слова – это его основное лексическое значение.
Переносное значение слова – это его вторичное значение.
Омонимы – это слова одинаковые по значению, но совершенно различные по лексическому значению.
Синонимы – это слова различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению.
Антонимы – это слова противоположные по лексическому значению.
Историзмы – собственно устаревшие слова.
2. В течение 10 минут усвоить эти понятия, выделив в них отличительные признаки. Сформулировать определения этих понятий своими словами, записать, что получилось.
3. Разбиться на «двойки». В парах опросить друг друга по определениям изученных понятий. Можно использовать при этом прием «Толстые и тонкие» вопросы. Фиксировать вопросы в таблице.
4. Теперь, когда понятия усвоены, составить, используя их, связный текст.
Чтение и анализирование, размышление
Цель: сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.
Пример использования.
Урок литературы. 6 класс
Тема: «Страницы жизни А.Платонова».
План урока.
1. Познакомиться с материалами учебника, посвящёнными биографии писателя (выразительное чтение отрывка из воспоминаний А.Платонова о своей жизни).
2. Групповая работа: составление вопросов по прочитанному тексту.
а). Репродуктивные вопросы:
- Где родился А.Платонов?
- Где учился писатель?
- Какова профессия отца писателя?
б). Расширяющие вопросы:
- Почему Платонов с такой теплотой говорит о деревне?
- Почему церковь в родной слободе писателя называлась «Чугунной»?
- Какую специальность в городском училище получил писатель?
в). Развивающие вопросы:
- Какой была русская деревня начала двадцатого века?
- В чём своеобразие и особенности церковно-приходских школ?
- Какие черты характера отличали А.Платонова?
3. Классифицировать вопросы, разбив их на «кучки». В данном случае были составлены вопросы двух видов: те, на которые можно ответ дать непосредственно на уроке, и те, для поиска ответов на которые нужна дополнительная информация.
4. Ученик, выполнявший индивидуальное задание к этому уроку, знакомит класс с источниками информации по данной теме. Библиография фиксируется в тетради.
5. Работая в парах, дети отвечают на составленные вопросы при помощи прочитанного текста.
6. В конце урока определяется тема домашней письменной работы по вопросу, который стал лучшим, по мнению ребят: «Какие черты характера отличали А.Платонова?»
Стратегия «Ключевые слова»
Цель: активизировать творческую активность учеников, научить читать текст, связывая его с личным опытом, повысить мотивацию к чтению.
Пример использования.
Урок литературы. 6 класс
Тема: «Что такое притча?»
План урока.
1. На доске фиксируются ключевые слова: князь, петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают прочь.
2. Объединившись в группы, ученики должны придумать текст, включив в него предложенные слова и выражения.
3. Творческие группы представляют результаты своей работы.
4. Чтение учителем притчи «Учитель боевых петухов»
К одному князю пришёл человек и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь согласился.
Прошло 10 дней.
– Ну, как?– спросил князь.– Мой петух готов к бою?
– Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвётся в драку. Его нельзя выпускать!
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь?
– Нет, ещё рано. Он очень нервный, на всё реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он всё принимает на своё счёт. Его нельзя выпускать.
Прошло ещё 10 дней.
– А теперь?
– Рано ещё. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.
Прошло ещё 10 дней.
– Ну, а теперь-то готов?
– Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться и, едва завидев его, с криком убегают прочь.
5. Индивидуально работая с текстом притчи, ученики составляют в тетради двухчастный дневник.
Цитаты, эпизоды, герои, которые особенно взволновали | Ассоциации, комментарии к выписанному |
«…самонадеян и рвётся в драку» «…нервный, на всё реагирует» … |
Семь раз отмерь, один раз отрежь. Истинный победитель имеет олимпийское спокойствие … |
6. Обмен впечатлениями в процессе обсуждения содержания двухчастных дневников.
7. Работа с понятием «притча».
8. Учитель предлагает ученикам закончить притчу, предположив, что ответил князь учителю боевых петухов.
Письмо во время чтения
Цель: учиться фиксировать неоформленные мысли и образ, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания.
Стратегия работы с информационным текстом
Цель: научиться вдумчивому чтению, которое позволит сформировать свою точку зрения на информацию, содержащуюся в тексте, что сделает процесс чтения более эффективным.
Пример использования
Урок русского языка. 5 класс
Тема: «Понятие о существительном».
План урока.
1. Учитель сообщает учащимся тему урока.
2. Ученикам предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске).
3. Объединившись в группы, ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров, например, такого типа:
4. Презентация кластеров. Выбор наиболее интересного варианта.
5. Чтение п.70 (т) индивидуально каждым учеником. Фиксирование помет на полях во время чтения.
6. Заполнение таблицы ИНСЕРТ.
V |
+ |
– |
? |
– обозначает предмет; – падежные вопросы; – морфологические признаки (род, число, падеж, склонение); – род (м., ж., ср.); – число (ед., мн.) – падеж (6); – склонение (1, 2, 3); – в предложении – ____, _ _ _ _ |
– самостоятельная часть речи; – классифицируются по значению на конкретные, отвлечённые, вещественные, собирательные; – имеют род; – изменяются по числам и падежам; – н.ф. – им. п., ед. ч.; – в предложении – любой член. |
– самостоятельная часть речи. | – Что такое склонение? – При каких условиях сущ. может быть определением в предложении? – Почему одни сущ. отвечают на вопрос кто?, а другие – что? – Почему одни сущ. пишутся с большой буквы, другие – с маленькой, а третьи – в кавычках? |
7. Обсуждение результатов работы в парах.
8. Коллективное редактирование кластеров.
9. Домашнее задание – составить устное сообщение о существительных с опорой на кластер, приводя собственные примеры.
10. Учитель обращает внимание учеников на графу «?» и говорит о том, что это темы будущих уроков, на которых и будут даны ответы на эти вопросы.
Стратегия работы с текстом
Цель: овладеть приёмом графической организации материала, научиться систематизировать, схематизировать материал, составляя таблицы Донны Огл.
Пример использования.
Урок литературы. 6 класс.
Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко)».
План урока.
1. Сообщение темы урока.
2. Учитель предлагает детям рассказать о том, что они знают о М.Зощенко. Результаты беседы фиксируются в таблице в графах «знаю», «источники информации».
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Источники информации |
– писатель-юморист; – автор рассказов «Галоша», «Монтёр», «Встреча», «Великие путешественники», «Золотые слова»; – даты жизни (1895-1958); |
учитель, произведения писателя, учебник литературы, уроки литературы в 5 классе, учебник |
3. Учитель просит детей во второй графе таблицы зафиксировать вопросы о Зощенко, ответы на которые им хотелось бы узнать. Возможные варианты:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Источники информации |
– Где родился писатель? – Какой была его семья? – Весёлым ли человеком он был? – Кто были его друзьями? – Как он создавал свои произведения? – Что он больше всего ценил в людях? … |
4. Выразительное чтение учителем материалов учебника о М.Зощенко.
5. Индивидуальная работа учеников с графами таблицы «узнал», «источники информации».
6. Обсуждение результатов работы.
7. Письменная творческая работа на тему «Что имел в виду Л.Утёсов, называя Зощенко «большим человеком»?»
8. Домашнее задание: попытаться найти ответы на вопросы, не отражённые в тексте о писателе. Для этого учитель предлагает воспользоваться книгами из библиографии, составленной учеником, выполнявшим индивидуальное задание к уроку.
Стратегия «Продвинутая лекция»
Пример использования.
Урок литературы в 9 классе.
Тема: «Своеобразие древнерусской литературы».
План урока.
1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.
2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.
План лекции.
- Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.
- Основные особенности произведений Древней Руси.
- Тематика произведений древнерусской литературы.
- Ведущие жанры.
- Древнерусские произведения и их авторы.
3. Учитель сообщает, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашивает ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:
Литература Древней Руси Х век Связь с религией Для церковных нужд Церковно-славянский язык В монастырях Рукописные книги Авторы – монахи |
3. Чтение первой части лекции учителем.
4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают + ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так:
Литература Древней Руси + X век – Связь с религией + Для церковных нужд – Церковно-славянский язык + В монастырях + Рукописные книги + Авторы – монахи + … |
X – XVII века анонимность торжественность патриотичность связь с принятием христианства из Болгарии (Кирилл и Мефодий) |
5. Обсуждение результатов работы в классе.
6. Составление краткого письменного рассуждения по первой части лекции.
7. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются.
8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы»или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».
Письмо после чтения
Цель: учиться организовывать собственные мысли после чтения, развивать творческие способности.
Пример использования
Урок развития речи. 6 класс
Тема: «Подробно изложение повествовательного текста».
План урока.
1. Чтение текста учителем.
Некоему шаху приснился ужасный сон, будто у него разом выпали все зубы и волосы. Проснувшись в холодном поту, он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.
Мудрец внимательно выслушал шаха и промолвил: «Твой сон, о великий повелитель, означает, что очень скоро ты потеряешь всех своих родных и близких!»
Ответ не понравился правителю, и он приказал казнить мудреца и позвать другого. Но поскольку во всех учёных книгах сон трактовался одинаково, следующего толкователя постигла та же участь.
Тогда шах разослал по стране глашатаев с указом: «Тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота. Неверный же ответ сулит смерть».
В это время в городские ворота вошёл Ходжа Насреддин. Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.
Те честно поведали Насреддину о судьбе его предшественников. Но Ходжа был уверен в том, что мешок с золотом достанется именно ему.
Некоторое время спустя герой в прекрасном расположении духа вышел из дворца, сгибаясь под тяжестью мешка. Когда его окружили горожане, вопрошая, что же он сказал шаху, Насреддин ответил: «Признаться, я небольшой знаток сновидений, поэтому я и сказал шаху, что он надолго переживёт всех своих родных и близких».
2. Создание письменного пересказа услышанного текста.
3. Вторичное чтение текста.
4. Обсуждение текста:
– тематика (о чём?)
– основная мысль (для чего рассказана эта история?)
– ответы на вопросы тестового характера:
- Сон приснился царю, шаху, императору?
- Шах позвал учителя, доктора, толкователя сновидений?
- Шах разослал по земле глашатаев, слуг, скороходов?
- В качестве награды были обещаны мешок золота, пуд серебра, мешок талантов?
- В городские ворота вошёл мулла, Омар Хайям, Ходжа Насреддин?
- Хожда Насреддин был уверен, что обманет шаха, что мешок золота достанется ему, что он разгадает сон?
- Ходжа растолковал сон так: у шаха умрут все родные, шах скоро умрёт сам, шах переживёт всех своих родных?
- Содержание сна: у шаха выпали все волосы и зубы, он ослеп, он оглох?
– ответы на вопросы, начинающиеся так: было ли такое предложение в тексте?
- Некоему шаху приснился кошмарный сон.
- Страшно закричав во сне, он тут же проснулся.
- Он тот час велел позвать придворного толкователя сновидений.
- Мудрец сосредоточенно выслушал шаха и сказал…
- Ответ вывел шаха из себя.
- Он приказал убить мудреца.
- Но поскольку во всех учёных книгах этот сон объяснялся одинаково…
- … тому, кто правильно истолкует его сон, достанется мешок золота.
- Неверный ответ станет причиной смерти.
- Услышав глашатаев, он тут же попросил провести его к шаху.
- Чуть позже герой, счастливый и улыбающийся, вышел из дворца, неся в руках мешок.
– ответы на вопросы, начинающиеся так: говорилось ли об этом в тексте?
- Как звали, и во что был одет толкователь сновидений?
- На основании чего был растолкован сон придворным мудрецом?
- Почему шаху не понравились толкования сна придворными мудрецами?
- Почему были казнены придворные мудрецы?
- Почему по стране были разосланы глашатаи?
- Какая участь постигнет тех, кто попытается растолковать сон?
- Знал ли Ходжа, что его ждёт?
- Умел ли Ходжа разгадывать сны?
- Почему Ходжа был уверен в своей победе?
- Почему он именно так объяснил сон?
5. Работа с опорными и ключевыми словами.
Опорные слова |
Ключевые слова |
Шах Сон Толкователь сновидений Объяснение Глашатай Смерть Мешок золота Ходжа Насреддин В прекрасном расположении духа |
Повелитель, господин, правитель Сновидение Мудрец Толкование, истолкование Вестники, слуги Гибель, казнь Награда Он, странник, путешественник Счастливый, довольный, радостный |
6. Редактирование первого варианта написанного текста.
7. Написание чистовика изложения.