Использование тестов для активизации механизмов самоконтроля и стимулирования активной познавательной деятельности обучающихся на уроках литературы

Разделы: Литература


Нормы и ценности гуманистической педагогики реализуются в личностно ориентированных развивающих технологиях обучения, создающих условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных особенностей, реализации механизмов саморегуляции в учебном труде. Развитие личности обеспечивается в процессе ее собственной деятельности, а процедура воспитания успешно реализуется в процессе совместной деятельности, стабилизирующей нравственно ценный характер воспитательных отношений. Это и объясняет необходимость использования образовательных технологий, в которых обеспечивается и стимулируется активная самостоятельная и совместная деятельность учащихся по освоению новых знаний. Главной задачей преподавателя, работающего в прогрессивных технологиях обучения, является обеспечение собственной активной деятельности обучающихся. Все его устремления связаны с тем, чтобы обеспечить мотивированное включение учащихся в учебный процесс, создать условия для самостоятельного совершения учебных действий, выбора средств решения учебной задачи и самооценки достигнутого результата. Необходимо исключить принуждение в учебном труде, вместо постоянного внешнего контроля активно использовать механизмы самоконтроля, для чего активнее использовать тесты. И учитель, и ученик в равной мере подчиняются требованиям тестирования, они в одинаковой степени заинтересованы в успешном его прохождении. Ученик может набрать очков меньше, чем ожидал, но не может в этом винить учителя. Более того, он получает инструмент для самоконтроля и программирования последующего этапа работы по предмету.

Тест, как форму контроля, можно использовать на разных этапах урока.

Данный урок содержит тест, который позволяет не только проверить выполнение домашнего задания, но и позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы обучающихся с художественным текстом.

Урок по литературе на тему: "В гостях у Обломова" (по роману И.А.Гончарова "Обломов").

Цели урока:

  • помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной;
  • показать роль портрета, интерьера, речевой характеристики как средств создания художественного образа;
  • развивать навыки составления характеристики;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы школьников с художественным текстом;
  • содействовать умению анализировать художественный текст;
  • способствовать развитию культуры монологической и диалогической речи;
  • развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: текст романа И.А.Гончарова "Обломов", раздаточный материал (таблица, тест, высказывания-цитаты), иллюстративный материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Доброе утро, ребята! Тема нашего урока по литературе: "В гостях у Обломова". Запишите в тетрадях. Цель урока: определить роль портрета, интерьера, речи героя как средств создания художественного образа, а центре внимания - образ главного героя, Ильи Ильича Обломова.

Чем же интересен для нас образ главного героя романа? Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова заставляет размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить "как нужно" или "как хочу", о том, в какой мере пагубно насилие над человеческой личностью. Как же должна быть устроена жизнь, чтобы не погибал в ней человек, не прятался от нее, не съеживался от ее прикосновений? В чем залог полного, деятельного бытия?

Итак, Илья Ильич Обломов. Кто он? Одно из высказываний Добролюбова звучит так (эпиграф на доске): " :Обломов не тупая, апатическая фигура, без стремлений и чувств, а человек, тоже что-то ищущий в своей жизни, о чем-то думающий:" Запишите эту цитату.

Мы имеем возможность пристально всмотреться в героя, не торопясь, не отвлекаясь на событийный ряд. Поможет нам осмыслить образ схема, которую вы начнете заполнять на этом уроке, а продолжите, изучая взаимоотношения Обломова с другими героями. (Раздается схема).

2. А сейчас вам предстоит групповая работа по первой главе романа. Напоминаю, что групповая работа предполагает ваше обсуждение, обмен мнениями.

Задание для группы №1. Портрет как средство создания образа литературного героя.

  1. Найдите портретное описание Обломова.
  2. Какие детали в облике героя автор описал наиболее подробно и почему?
  3. Есть ли прямая авторская характеристика?

Задание для группы№2. Интерьер как средство создания образа литературного героя.

  1. Найдите, как описан интерьер комнаты Обломова?
  2. Есть ли интересные детали? Назови их. Что они символизируют?
  3. Может ли интерьер рассказать о своем хозяине и его характере?

Задание для группы №3. Речевая характеристика как средство создания образа литературного героя.

  1. О чем разговор Обломова и Захара в первой главе? Обратите внимание, какой интонацией и действиями сопровождается диалог?
  2. Как характеризует Обломова такое отношение к нему и его быту крепостного слуги Захара?
  3. Можно ли сделать вывод из диалога Обломова и Захара, насколько важен для Обломова Захар?

Ребята, вам на эту работу- 7 минут.

Заслушивая ответы групп, заполняем схему на доске и в раздаточном материале (Приложение 1).

3. Дополнительный материал после защиты 2 группы (расширение культурологического пространства). Слово учителя.

Ребята, а вы знаете, что халат- это не только символ лени и бездействия. Этот предмет широко и многозначно трактуется в русской литературе и искусстве. Халат противопоставлялся мундиру, официально-торжественному модному наряду, он соотносился не только со свободой от светских и служебных обязанностей, но и со свободой творчества. В литературе к этому символу обращались поэты: Вяземский, Языков, Жуковский. В русском изобразительном искусстве - художники Левицкий и Тропинин. Перед вами портрет Демидова работы Левицкого (демонстрация картины). Художник одел своего героя в шлафрок и ночной колпак и заставляет указывать рукой не на ордена, а на горшок с цветами - предмет страсти чудака, любителя ботаники, хотя на втором плане изображен Московский воспитательный дом, на строительство которого Демидов пожертвовал крупную сумму денег. Или известный вам портрет Пушкина работы Тропинина в халате и с масонским перстнем на пальце (демонстрация картины). Здесь перед нами образ "творческого халата", да и лицо поэта таит в себе отпечаток творческого избрания. В позднем творчестве самого Пушкина халат и жизнь в деревне предстанут символами обыденности, например, в "Евгении Онегине":

:Стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.
:
Но муж ее любил сердечно
В ее затеи не входил,
Во всем ей веровал беспечно,
А сам в халате ел и пил.

Новое осмысление образа - "халата" происходит в творчестве Гоголя. Вспомните Плюшкина, его халат выглядит убого, потому что он жалеет денег на новую одежду, предпочитая ходить в лохмотьях.

Возвращаясь к роману, подумаем, что показывать героя через его вещи - это гоголевский прием.

4. Мы заполнили часть таблицы, посмотрите, нравится ли вам такой герой? Почему Гончаров сделал главным героем романа этого человека? Можно ли исчерпать образ Обломова характеристикой "лентяй", "лежебока"? Чтобы ответить на вопрос, продолжим работу. Вам предстоит выполнить тест (Приложение 2), который покажет, насколько вы были внимательны при выполнении домашнего задания, чтения 5 и 6 глав. На выполнение - 5 минут. (Ответы проверяются вслух).

5.- Вспомните, нравилось ли Обломову служить? Почему? Утвердился ли он в обществе? Как следствие отразилось ли это на его характере?

- Итак, он живет в квартире, никуда не выходит. Как же он осуществляет связь с внешним миром, откуда он узнает новости?

- С какой целью приходят гости, что они ему предлагают?

- Какой литературный прием используется автором в характеристиках Обломова и гостей?

- Давайте, перечислим гостей Обломова и постараемся определить основную черту каждого?

- Какие мысли рождаются в голове Обломова, когда он размышляет о гостях и их жизни? Обратимся к раздаточному материалу (Приложение 3).

- Посмотрите, какое действие героя сопровождает речь?

- Что получается? Что Обломов заменяет реальную деятельность мыслительной.

6. Давайте еще раз посмотрим, о чем он думает? Найдите ключевое слово всех размышлений.

(Человек).

А что для него значит человек? (на доске оформляется запись "Человек-Обломов-Бытие")

Значит, прав был Добролюбов, говоря, что Обломов- человек что-то ищущий в своей жизни и думающий.

7. Возникает вопрос: откуда взялся такой человек? Вы сможете ответить, прочитав 10 главу, "Сон Обломова". Подумайте над вопросом: "Как сон Обломова помогает понять нынешнее состояние героя?".

8. Выставление оценок.