Использование тетради с печатной основой при изучении творчества Н.М. Карамзина

Разделы: Литература


В последнее время в книжных магазинах учителю и ученику часто предлагают продукцию, которая называется “Рабочая тетрадь” или “Тетрадь с печатной основой”. Предлагаются такие материалы практически по всем предметам. Есть рабочие тетради и по литературе. Они разработаны к определенным учебникам.

В предложенных ниже материалах представлен фрагмент рабочей тетради по литературе. Он создан с учетом заданий учебников по литературе 9 класса (авторы В.Г.Маранцман, Т.Ф.Курдюмова) или учебника по литературе 8 класса (автор А.Г.Кутузова).

Использование тетради с печатной основой упрощает работу с записью, которую учитель ведет на уроке, позволяет не тратить время на диктовку домашнего задания. Кроме того, ученик заранее видит приблизительный ход занятия и основное направление работы, понимает логику урока.

Таким образом, учитель с самого начала урока имеет возможность работать над текстом учебника или произведения.

Опыт работы с тетрадью показывает, что не надо делать обязательным полное заполнение тетради дома. Возможно распределить работу по группам, назвать заранее вопросы (пункты), которые необходимо выполнить дома самостоятельно всем ученикам класса. Можно дополнительно обговорить, в каком виде, письменно или устно, необходимо выполнить задание.

Подбирая материалы для формирования записи в рабочей тетради, автор статьи ставила перед собой следующие задачи:

1. Выделить наиболее значимые моменты в жизни писателя.

2. Предложить работу с текстом на основе общего анализа произведения.

3. Предложить виды работы, при выполнении которых ученик самостоятельно получает знание.

4. Предложить разнообразные виды работ, среди которых можно выбрать задания для ученика с любым уровнем подготовки.

5. Предложить ученику задания, связанные с сегодняшней жизнью.

6. Научить работать с учебником и другими видами справочной литературы.

Работа по этой рабочей тетради проводилась автором статьи в 2006 году в 9 классе общеобразовательной школы, в классе со средним уровнем подготовки по литературе.

Материал “Николай Михайлович Карамзин” является фрагментом “Рабочей тетради по литературе для 9 класса”.

Готовится к печати “Рабочая тетрадь по литературе 10 класса” (вторая половина XIX века), а также “Рабочая тетрадь по литературе 11 класса”.

ХОД УРОКА

1. Составьте краткий конспект (план, список произведений) статьи учебника:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАРАМЗИНА

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

2. Карамзин издает журналы:

___________________________,
___________________________.

3. В.Г.Белинский писал о Карамзине (материал учебника):

_______________________________________________________________________________________________

4. Подготовьте сообщения (по вариантам), используя текст учебника (В.Г.Маранцман) или справочной литературы.

“Арзамас” и “Беседа любителей русского слова”

“История государства Российского”

 

 

 “БЕДНАЯ ЛИЗА” (1792)

1. Смысл названия произведения:

БЕДНАЯ ЛИЗА

2. Составьте сюжетную схему повести:

экспозиция- завязка- развитие действия- кульминация-развязка

3. Докажите с помощью цитирования произведения, что жизнь Москвы и сельская жизнь противопоставлена:

Москва

Сельская жизнь

 

 

 4. Какие чувства испытывает повествователь в начале произведения?

_______________________________________________________________________________________________

5. Выпишите из текста произведения фразу, которая, по-вашему, определяет идею повести “Бедная Лиза”? Ответ обоснуйте (устно).

_______________________________________________________________________________________________

6. Охарактеризуйте главных героев повести:

Лиза (цитаты)

Эраст (цитаты)

 

 

 7. Напишите цитатный план:

РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЗЫ И ЭРАСТА

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

8. Каково отношение повествователя к героям? (“Естественный человек” и человек цивилизации)

К Лизе:________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

К Эрасту: ______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

9. Подготовьтесь к сочинению “Повесть Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” – произведение сентиментализма”. Составьте план сочинения.

ПЛАН

1. Вступление:__________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

2. Основная часть:

1)_________________________________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________________________________

3.Заключение:___________________________________________________________________________________

10. Какие ситуации, описанные Н.М.Карамзиным, могут произойти сегодня? (Напишите сочинение-миниатюру или подготовьте устный развернутый ответ)

_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________