Использование технологии встречных усилий, урок литературы в 7-м классе "Средства создания комического в "Повести о том, как мужик двух генералов прокормил" Салтыкова-Щедрина

Разделы: Литература


Ход урока

Орг. Момент

1. "Разминка" (ознакомление с эпиграфом урока, его первичное обоснование)

Я - русский литератор и потому имею две рабские привычки ! Во - первых , писать иносказательно , и , во- вторых , трепетать. Салтыков-Щедрин

- Обоснуйте, как вы понимаете эпиграф урока? Как по понимаете слова( причем отстроченной отгадки) "иносказательно"? На какие вопросы необходимо ответить в конце урока?

- Нам предстоит ответить ещё на 1 вопрос: "Повесть о том, как мужик прокормил двух генералов" - повесть, сказка, басня?

2. "Погружение"

(Проверка дом.задания фронтальная и индивидуальная )у доски пересказ по цитатному плану

3. Контрольно-подготовительный этап

(Индивидуальные вопросы служат средством " уплотнением" знаний )

а) Какие сказочные выражения встретили в тексте? Какова их роль?

б) Назовите характерные для сказки повтора ( "а мужик все гребет ,да гребет" )

в) Какая сказочная лексика встречается в тексте ?

("набрал мужик пуху лебяжьего мягкого") "океан - моря")

г) Встретились ряды однородных членов? ("сытые, белые да веселые")

д) Какие пословицы и поговорки заметили в тексте ?("не ловко барашку без ярочки")

е) Что не вписываются в сказочный сюжет ? (описание Петербурга и жизнь генералов причина перемещения генералов: "оба были легкомысленны ")

ж) Какие аналогии вызывают упоминание о необъятном острове?

(Д.Дефо "Робинзон Крузо")

З) Кто виноват в "лишениях генералов?"

и) Какие чувства вызывает мужик? Почему отвращение (он ничтожен, нет человека достойного, раболепно и холопки подчиняется и радуется...)

к) Что объединяет их басней ?

- Ответим на первый вопрос урока: что это- Повесть? Сказка? Басня?

4. Постановка учебной цели , создание ситуаций "вызова"

Какие художественные средства языка помогают Щедрину вызывать смех сквозь слезы?

5. Сотворчество

(составление кластера)

Ирония - "по-щучьему велению", "сказано-сделано

Сарказм - в концовке: "однако о мужике не забыли, выслали ему рюмку водки да пятак серебра"

Гипербола - "сколько они ругали мужика за тунеядство:","сколько денег загребли"

Гротес к- с фр сильной, необычный-1 из способов сатирического изображения жизни, отличаются резким преувеличением ,сочтенным реального и фантастического.

Уверены генералы": булки в том самом виде, в котором их утром к подают, растут на деревьях", "остервенение" героев

Аллегория - отношение героев и мужика - отношение власти и народа

- Как понимаете слова "иносказание" и выражение" эзопов язык"?

- Какую проблему в произведении вы с читаете главной ? В чем "горькая ирония" финала?

Работа с иллюстрациями к произведению.

- Какие художники иллюстрировал сказки Щедрина?

- Рассмотрим рисунок Кукрыникова. Подумаем , на что обращают внимания художники? Кто, по вашему мнению, изобразил героев такими, какими они представляются, когда читаешь сказку?

- Ю.Черепанов, очевидно, имел в виду эти иллюстрации и сказки Щедрина, нарисовал юмористическую картинку и выразил горький упрек всем нам, назвав ее так: "Новые иллюстрации к старым книгам " Что хотел нам сказать художник! В чем упрекнуть ?

- Давайте рассмотрим и аллегорическую картину В.Брысгалова " Салтыков - Щедрин"

Эта аллегоричная картина подпольно распространялась в период реакции 80-х гг. На ней - из дремучего лесса ночью, прижимая к груди номер "Отечественных записок", выходит Салтыков-Щедрин. Лес кишит горами и чудовищем, преследующими писателя. Среди них - торжествущая свинья, которая съела Правду (персонаж из произведения сатирика "За рубежом" )

- Что на переднем плане? - виселица. Но Щедрин идёт по тропинке, ведущей к просвету: "Дорогим подарком" позвал писатель эту картину.

Аллегория верно передавала положение журнала и его редактора. Цензура после 1 марта 1881г (казни Александра 2) становилась более свирепой. А Салтыков-Щедрин, несмотря на это, продолжал публиковать свои язвительные произведения, направленные против основ само державия.

6. Рефлексия

А теперь вернёмся к эпиграфу урока и скажем "Как эти строки связаны с темой урока "

Какие цели вы ставили перед собой в начале урока? Достигли их? Что узнали?

По итогам урока напишите эссе "Нужен ли нам Салтыков Щедрин и сегодня?"

Почему хочется смеяться, читая щедринские сказки, и одновременно сказать о том, как грустна Россия? С помощью каких изобразительных средств языка автор доносит нам свои мысли ?

  • Выставление мотивированных оценок.
  • Дифференцирование домашних заданий.
  • Организация на перемену