Использование технологии «перевернутый класс» в школе

Разделы: Математика, Астрономия, Биология, География, История и обществознание, Литература, Иностранные языки, Информатика, Музыка, Начальная школа, Краеведение

Классы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Подкаст (Podcast) — это звуковой файл (аудиолекция), который его создатель рассылает по подписке через интернет. Получатели могут скачивать подкасты на свои устройства, как стационарные, так и мобильные, или слушать лекции в режиме онлайн.

Водкаст (Vodcast от video-on-demand, т.е. видео по запросу) — это примерно то же самое, что подкаст, только с видеофайлами.

Пре-водкастинг (Pre-Vodcasting) – это образовательный метод, в котором школьный учитель или преподаватель вуза создает водкаст со своей лекцией, чтобы учащиеся получили представление о теме еще до занятия, на котором эта тема будет рассмотрена. Метод пре-водкастинга – это первоначальное название метода «перевернутый класс» (Flipped Class) – это модель обучения, в которой выполнение домашней работы, помимо прочего, включает в себя применение технологий водкаста:

  • просмотр видеолекции;
  • чтение учебных текстов, рассмотрение поясняющих рисунков;
  • прохождение тестов на начальное усвоение темы.

Классная работа посвящается разбору сложной теоретической части и вопросов, возникших у учащихся в процессе выполнения домашней работы (не более 25-30% времени). Также в классе учащиеся под наблюдением учителя решают практические задачи и выполняют исследовательские задания. После занятия в классе дома завершаются практические задачи, выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы перевернутого класса.

Само понятие «перевернутое обучение» появилось в 2007 году. В одной из сельских американских школ, ученики которой часто пропускали занятия, два учителя химии стали готовить видеоуроки для прогульщиков – чтобы не тратить время занятий на повторное объяснение пройденных тем. В результате эти записи стали использовать и те, кто уроков не пропускал, а общая успеваемость стала лучше.

Когда речь идет о средней школе, под перевернутым обучением обычно понимают именно просмотр коротких видеолекций дома, а закрепление знаний и отработку практических навыков в классе – в форме групповой, творческой, проектной работы. Сильно упрощая, можно сказать, что классная и домашняя работа как бы меняются местами – отсюда «перевернутость». И хотя идея самостоятельного изучения нового материала не нова, перевернутое обучение в его современном виде стало возможным совсем недавно благодаря развитию информационных технологий.

Есть и варианты сложнее – например, когда учащиеся сами ищут теоретическую информацию по теме. Это похоже на формат семинара, к которому все студенты в группе готовятся по одному списку вопросов, а не делят их между собой.

Даже в самом простом варианте перевернутое обучение требует от школьников самостоятельности и вовлеченности. Тут уже нельзя рассчитывать, что материал будут
«разжевывать» или хотя бы поставят плюсик за присутствие на лекции, даже если ее содержание пропущено мимо ушей.

Неудивительно, что «перевернуть» обучение в условиях российской системы образования не самая простая задача. Значительная часть школьников в принципе не умеет работать самостоятельно.

Другое слабое место перевернутого образования связано с нагрузкой на преподавателей. Подготовка видеолекций, особенно на первых этапах, это отдельная сложная работа. Можно использовать готовые разработки: видеокурсы ведущих вузов, авторские лекции известных ученых, материалы, собранные на образовательных порталах, таких как
«Интернет-урок», «Больше, чем урок» и т.д. Но на отбор и адаптацию таких материалов в любом случае потребуется время, как и на поддержание обратной связи и подготовку к новому формату классной работы. И если на уровне вуза отказ от традиционных лекций действительно может разгрузить преподавателей, то в школе эта дополнительная нагрузка в дальнейшем никак не компенсируется.

Есть и технические сложности: учителю понадобится оборудование, навыки работы с ним (если записывать видеолекции самостоятельно), ИКТ-компетентность и, конечно, стабильный доступ в интернет. Компьютер, ноутбук или планшет и опять-таки доступ в интернет, необходимы в случае перевернутого обучения и ученикам.

С этой целью я использую в школе ЕduCanon — ресурс для переворачивания класса.

Возможности Еducanon:

  • Можно работать в режиме тренажера, без регистрации
  • Для коллективной работы можно создавать класс и отслеживать результаты
  • Для образовательной организации можно проводить опросы и тестирование
  • Ссылкой на видео можно делиться по электронной почте, в мессенджере или встроить на страницу сайта, блога