Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить в схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное – это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения. С этим я согласна, но, углубляясь в ткань произведения, анализируя его, а “не расчленяя”, приходишь к парадоксальному выводу: схема нужна, и при проведении некоторых уроков просто необходима, я даже не имею ввиду уроки, где отрабатывается литературоведческий материал.
Вводить схему в ткань урока нужно очень продуманно: ей на уроке должен быть отведен строго нормированный отрезок времени. Слово заменить схемой недопустимо! От этого в свое время предостерегал И. И. Аркин (автор методических пособий по литературе, бывший тогда заведующим кабинетом Московского областного ИИУ). Нельзя, чтобы, например, “творение Достоевского, теряяя живую душу, превращалось (курсив мой) в … стрелки. Стрелка-Раскольников, стрелка-Сонечка… что до смысла урока, то для учителя он заключается в “обшей цели работы над стрелками”, писал И. И. Аркин. Мнений “за” и (против) очень много, но выбирать придется учителю самому.
Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Работу с опорными конспектами можно включить во все уроки по закреплению темы, обобщению. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик получает навыки строить связный рассказ на литературоведческую тему, что помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.
В моем методическом багаже есть материал, включающий введение в урок схематического материала, и я хочу поделиться своим небольшим опытом.
Подача некоторого материала схематическим блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы по анализу текста на уроке. Опыт работы со схемами позволяет убедиться, что это интересно и учителю, и ученику. Ребята с удовольствием сами составляют схемы, порой неожиданные.
Литературная схема должна быть “живой”. Что это значит? Схема не должна быть статичной, нужно через схему, шаг за шагом вести ученика к логичному убедительному выводу. Это, разумеется, возможно при использовании компьютерных технологий: м/м презентации Power Point, компьютерная графика, рисование и т. д. Схема на уроке литературы выполняет еще и роль наглядного материала, представляющего собой особую организацию текстового материала художественного произведения в виде графического изображения. Схема должна быть емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, понятной по восприятию и воспроизведению. Для лучшего восприятия схемы детьми желательно составлять ее в цвете, но количество цветов должно быть минимально.
В процессе работы необходимо учитывать степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы. Постепенно нужно детей учить не только читать схемы, но и самим составлять их. В “Приложении” можно познакомиться с образцами ученических схем.
Опорная схема в отличие от конспекта включает более узкий по объему, содержанию литературный материала, и может быть использована или включена в урок на любом его этапе.
Предложенная форма работы позволяет организовать исследовательскую, творческую, самостоятельную деятельность учащихся в течение всего учебного времени, отводимого на изучение темы, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной практической и художественно-творческой работы. Материал, поданный в схемах, в отличии от конспекта (сравнение здесь уместно)предполагает более тщательную узкую проработку материала, как теоретического, так и художественного.
Хотелось юы несколько слов сказать о требовании к составлению схем (некоторые моменты уже обговорены выше). Это прежде всего графическое единообразие в изображении художественных понятий, образов, теоретического материала, также минимальное употребление слов, зашифрованность информации, подача в цвете.
Схемы на уроках литературы могут быть самыми разными по содержанию: графические, словесные, смешанные. В качестве примера я могу привести использование схем на уроках по драме А. Н. Островского “Гроза”. На этих уроках можно использовать почти все виды схематичного материала (кстати, мне кажется, что стрелки здесь вполне уместны).
Рисунок №1 Работа с текстом. Составление словесной схемы по образу Катерины.
Рисунок №2 Катерина: ценностные нравственные координаты
Катерине свойственна “высота” и “широта” - внутренние, духовные. В этих пространственных метафорах выражается ее внутренняя свобода. В отличие от остальных персонажей драмы Катерине дано развиваться во времени, ей дана судьба. По фольклорной схеме переход от девичества к замужеству представляется как горизонтальное перемещение: с воли в неволю, из дома на чужбину. В судьбе Катерины горизонтальное становится вертикальным: детство и девичество – рай, а замужество – падение на жестокую землю Калинова, то есть, грех – падение в “овраг”, а гибель – падение в омут.
Рисунок №3 Есть ли выход у Катерины?
Катерина испытывает страх после первого удара грома – страх-предчувствие, после второго удара грома – страх-катастрофу. Страх со всех сторон: С одной стороны – барыня с пророчествами о вечном огне, с другой стороны – стена галереи с изображением геены огненной, сверху – гроза.
Рисунок №4 Город Калинов: закрытое художественное пространство
- Кто покидает город Калинов?
- Есть ли у калиновцев верх? И как вы его понимаете?
- Почему, как вы думаете, Феклуша выделена среди других героев, а Борис и Варвара с Кудряшом нет?
Пространство Калинова “перекрыто”. Кто его покидает и как? Во-первых, Борис: он ведь еще в афише выделен тем что “порядочно образован”. Он не борец, так ка духовно сломлен. И одет не в русское платье, то есть является как бы иностранцем среди калиновцев. Во-вторых, Феклуша: она ведь странница. В-третьих, купцы: уезжают по торговой надобности, но даже покинув город, они остаются в его власти – перемещение в пространстве оказывается фиктивным. Например, Борис хоть и прибыл из Москвы, хоть и волен вернуться туда, но воли-то у него и нет. Или, например, Тихон. Он, выехав за границу Калинова, он так ничего и не увидит – “глаза зальет”: “И всю дорогу пил, и в Москве все пил…” Купцы, по рассказу Кулигина, ездят в губернию судиться друг с другом. (схема №1) Варвара с Кудряшом покидают г. Калинов зрительно, внешне, а в душе – в душе он у них остается!
Хочу показать еще одну схему, которую можнол использовать на уроках по творчеству Ф. М. Достоевского.
Рисунок №5 Один из даилогов в романе
На раскаяние, покаяние, наказание, “путь к себе” Достоевский отводит 5 глав из 6. Вот такая уже другая простая “арифметика”!
Вывод:
- Страданием очищается душа, "в страдании
яснеет истина" (Ф.М. Достоевский), через него
приходит герой к себе, познает свое высокое
предназначение Соня.
В страшном мире романа Соня - тот нравственный абсолют, голос совести и покаяния. - “Стало быть, я не имел права на такой шаг”, - окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход героя к вере и отречение от “теории”. Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение “падшего человека” и покаяние.
Дидактический материал в виде схем, я уже писала выше, представленный в компьютерном варианте с использованием программы PowerPoint, решает достаточно много задач, интересна и полезна, как для ученика, так и для учителя: повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке; увеличивает объем использования наглядности на уроке; обогащает урок эмоциональной окрашенностью; психологически облегчает процесс усвоения; возбуждает живой интерес к предмету познания; повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке. Схема становится “живой”, к итоговому выводу идешь постепенно. В “Приложении” посмотрите, пожайлуста, м/медийную презентацию по теме “Петербург Достоевского”.
Схемы по литературе в основном должны соответствовать тем же требованиям, что и схемы по русскому языку. Но предназначение их иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением.
Закончить свою статью хочу словами-напоминаниями, предостережениями: литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, но попытаться ею украсить урок можно.