Использование текстов малой формы на уроках русского языка, литературы, факультативах, классных часах для формирования коммуникативно-речевых компетенций

Разделы: Русский язык, Литература


Язык не бывает изучен.
Земля не бывает изъезжена.
Под нами – соцветья черешен,
Над нами созвездья созвучий.
В. Сосюра

Нет магии сильнее, чем магия слов.
А. Франс

Несмотря на то, что на уроках русского языка мы, предметники, работаем над развитием и языковой (лингвистической компетенции), эту статью я посвящаю речевому мастерству людей.

С самого своего рождения люди овладевают речью. Вначале произносят отдельные слова, потом короткие предложения и даже тексты. Продолжают и контролируют эту кропотливую работу родители, затем воспитатели и, конечно же, учителя.

В школе проводятся специальные занятия, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче, чище, правильнее. Эти занятия ведутся на всех уроках, но больше всего на уроках русского языка и литературы или чтения в начальных классах. И называется эта работа развитием речи. Такие уроки учат школьников эффективному и успешному общению. В итоге их речь становится богаче и ярче, развивается и обогащается словарь, грамматический и интонационный строй детской речи.

А что может быть интереснее человека, который правильно говорит, слушает, читает, пишет. Известно, по тому, ЧТО и КАК говорит человек, мы можем судить о его уме, его интеллекте. Этот критерий ума человека нашел отражение в пословицах: «Каков разум, таковы и речи» (русская пословица); «Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь» (китайская пословица).

А ведь наука общения насчитывает более 2-х с половиной тысяч лет, и уже древние греки успешно ею занимались в 5-4 в до н.э. Вопрос грамотного общения актуален и в наши дни. В сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, и больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия.

Развитие связной речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ социально активной личности.

И действительно, школьники должны учиться речевому поведению. Дети должны разбираться в том, какое речевое общение бывает удачным, успешным, а какое нет, должны научиться оценивать свою и чужую речь. Стать внимательнее к ситуации, К КОМУ ты пишешь, С КЕМ И ДЛЯ ЧЕГО  говоришь; научиться вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные (но не льстивые) слова, спорить, но не ссориться, спорить на самые разные – не очень трудные и трудные – темы, научиться развертывать один и тот же текст и сокращать его до половины, до трети первоначального объема, до одного абзаца и одного предложения; научиться сочинять сказочные истории с волшебными героями и помощниками, с волшебными превращениями, волшебным местом действия…Одним словом, ТВОРИТЬ. Однако сразу, без соответствующей подготовки многим школьникам бывает трудно пересказать текст (рассказ, целый параграф в начальной школе, да и в пятом классе, например, сказку). Пересказать! А тем более написать. Как известно, письменно выражать свои мысли намного труднее, чем устно, потому и возникают такие смешные ситуации, когда дети пишут: «Я пошел на стадион. Он записал меня в секцию». Или вот целое сочинение: «У дяди Вани, гуляя в сильный ветер, слетела шляпа. И он на это сказал собакам принести. И они обое побежали, чтобы он им сказал, что какие они молодцы. И они порвали евоную шляпу, и дяде Ване это не пондравилось. И он стал ругаться на них».

Когда на одном из факультативов, который так и назывался «Уроки русской словесности», я зачитала вот такие примеры с ошибками, предупредила о предстоящей работе над речью, один из учеников сказал, что ЕГО речь полностью его УСТРАИВАЕТ. Я попросила ответить на элементарный вопрос – ошибок было море, что вызвало смех у одноклассников.

Посмеяться можно на рядовом уроке, на обучающем занятии, но становится отнюдь не смешно, когда мы проверяем срезовые и экзаменационные работы и находим предостаточное количество речевых недочетов.

А ведь ИТОГОМ работы детей и учителей официально объявлен ЕГЭ. В 9 и 11 классах в АТТЕСТАЦИОННУЮ РАБОТУ, кроме пересказа исходного текста, ВХОДИТ ВЫПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, где в части №3 (С) ученику необходимо проявить умение выразить свое понимание текста, сформулировать основную мысль, создать НЕ ТОЛЬКО СВЯЗНЫЙ, НО И ЗАВЕРШЕННЫЙ ТЕКСТ.

Задание части С — задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание проверяет реальное состояние практических умений учеников (владение ими монологической речью, умение аргументированно излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры.

Формулировки этого задания могут быть следующими:

ЕГЭ, 11 класс, задание к части №3 (С)

  • сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста;
  • сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны и не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые 3 аргумента);
  • напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Считаете ли вы актуальной для нашего времени тему, поднятую автором? Выскажите свое мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию. Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для данного текста, объясните их роль в тексте и приведите примеры их использования;
  • напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте. Отметьте не менее двух наиболее характерных для этого текста средств выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.

Объем сочинения – не менее 150 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Далее даются советы: избегайте чрезмерного цитирования, сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЕГЭ, 9 класс, задание к части №3 (С)

  • Напишите небольшое сочинение, в котором опишите свой любимый уголок.
  • Напишите свое рассуждение на тему: «Как природа помогает человеку излечиться от душевных страданий?»
  • Напишите свое рассуждение на тему «Человек и искусство».
  • Напишите небольшое сочинение, в котором выразите свое отношение к характеру Манилова.

     Эта тема, написание варианта С, волнует многих выпускников.

     Готовы ли к таким испытаниям школьники? Смогут ли выпускники в экстремальной ситуации государственного экзамена выполнить тестовые задания и написать сочинение, не только оригинально и глубоко раскрывающее тему, но и достаточно грамотное? (Ведь не всем удается решить эти две задачи с одинаковым успехом). Сформированы ли у выпускников умения, нужные для адекватного восприятия услышанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи? Способны ли школьники создать собственный текст на основе предложенного, выразить свое мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с применением информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читательского опыта, оформить высказывание в соответствии с нормами письма, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка? Эти вопросы всё чаще навевают панический ужас на школьников и их родителей. Переполненные эмоциями ребята, сами оценивают свое волнение на одном из сайтов.

Столько интересного узнаёшь за один «по­ход» на страничку форума, посвященную сдаче ЕГЭ! На одной из них мне довелось прочитать следующее обсуж­дение:

Виктория:

Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, поделитесь опытом, а еще лучше – шпаргалками-ответами, если такие есть!

Роман:

А мне так лучше кидайте на ящик шпоры сочинений для части С, нам сказали, что так как она творческая, за нее ставят самые высокие баллы!

Ксения:

Ещё бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за три часа и часть А решить, и В, а еще и в остав­шееся время успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое там творчество, если текст порой такой попадается, что невозможно понять, о чем писать!

Кстати, что, опять какие-то изменения в критериях оценивания появились? По-моему, меньше стали «платить» за ошибки и вообще уже не 22 балла за сочинение, а 20!

Лера:

Мда, правда, часть С — самая дорогая? А для меня она — вообще тёмный лес! Списать неоткуда, а что я напишу, если не умею писать сочинения! А пятерка по русскому мне в универ во как нужна!

Роман:

А я даже не стану над ней париться, напрягусь на первых двух частях, и хватит. Нам вообще в школе не советуют её пи­сать, чтобы не опозориться!

Борис:

Выпускникам мои привет и сочувствие!

Я вам как студент говорю: не паникуйте! Тексты все внят­ные, и если уж не совсем тупой, то в руки себя взять, пару про­блем найти и поразмыслить над ними сможешь. Главное — не дергаться! Помогает, верняк! Я 18 баллов снял за третью часть!

Маша:

А для совсем чайников есть советы попроще, как быстро научиться писать сочинение на ЕГЭ по русскому? Тут полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова — текст пони­маю, а сказать ничего не могу! Да и эксперты, говорят, приди­раются к каждой ошибке!

...И далее в том же духе. Да! Сдача ЕГЭ по русскому языку и изменившиеся в 2006 году требования к нему серьёзно волнуют многих.

Общение в форумах и чатах помогает некоторым хотя бы частично решать свои проблемы... А причин волноваться много…

Наблюдения ученых-языковедов последних лет свидетельствуют о том, что наша повседневная речь, не только бытовая, но и публичная, официальная, стилистически снижается, становится небрежной, порой грубой. Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. Прислушайтесь к речи подростков, школьников, когда они разговаривают между собой на улице, в транспорте, в других общественных учреждениях, даже на переменках в школе, – как правило, никто не следит за речью. К сожалению, не является образцом к подражанию и речь тех, кто в силу своей профессии обязан говорить правильным выразительным литературным языком, а именно работники радио и телевидения. Между тем каждый специалист, осваивая свою профессию – любую, старается овладеть ею в совершенстве или по крайней мере как можно лучше. Всему в жизни надо учиться, правильному литературному языку – тоже. Владение языком – важнейшее средство формирования личности, человека творческого, мыслящего, инициативного и ответственного, а не винтика в государственном механизме. Излишне доказывать, насколько АКТУАЛЬНО это сегодня.

Каждый учитель так или иначе (чаще всего стихийно) занимается развитием речи учащихся. Однако словесник решает эту задачу на качественно ином уровне: он занимается развитием речи контролируемой и делает это целенаправленно, систематически.

Стимулировать развитие речевых умений, веру учащихся в собственные силы и успех, способствовать саморазвитию учащихся, безусловно, помогут тексты малой формы.

Тексты малой формы были всегда удобным средством обучения людей. Так еще в античной школе малые формы, например притча, входили в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение науке общения.

Такой подход использования малых форм применяют в наши дни представители разных профессий: режиссеры, ученые... и мы, учителя.

Так, например, в одной из передач телевидения известный режиссер Федор Бондарчук в беседе с другим не менее известным актером и режиссером Михаилом Пореченковым на вопрос, «какой эффективный прием вы используете в своей работе со студентами», неожиданно сошлись во мнении, что оба создают КРАТКОметражные фильмы.

М. Пореченков: «Мы не знаем, ЧТО будет вконце, НО ЕСЛИ ПОЛУЧАЕТСЯ, если нас это цепляет, это НАДО делать, этим НАДО заниматься!»

Ф. Бондарчук: «Уже собрано 200 КРАТКОметражных студенческих фильмов. ЭТИМ мы ПРИВЛЕКАЕМ, ВТЯГИВАЕМ студентов в работу, помогаем ОЩУТИТЬ СЕБЯ в союзе кинематографистов и ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УВЕРЕННЫМ, УМЕЮЩИМ ПИСАТЬ, ТВОРИТЬ, СНИМАТЬ, СПОСОБСТВУЕМ тому, чтобы студенты переступили черту страха. НАЧИНАЕМ С МАЛОГО НА ПУТИ К БОЛЬШОМУ!»

Так и наш выпускник должен уметь хорошо изложить текст (сочинить) длинной не менее 150, а лучше 300 слов. Этот результат он обязан показать на экзамене. Качество работы учащихся с текстом отражает уровень их языковой и коммуникативной компетенции. Речеведческие знания и умения школьников составляют базу подготовки к выполнению 3-й части (части «С») в ЕГЭ. Однако процесс работы с большим текстом всегда трудоёмкий, требует значительного времени (отдельных уроков развития речи и часто – рассредоточенной подготовки к ним).

В современном преподавании русского языка наблюдается плодотворная тенденция в аспекте подготовки к письменному экзамену – использование текстов малой формы Известно, что задачи, связанные с включением малых текстов в учебный процесс по русскому языку, – это прежде всего задачи обучения, в то время как с текстами большого объёма связаны в основном задачи контроля. ПРЕИМУЩЕСТВО МАЛЫХ ТЕКСТОВ состоит в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами, СОЧЕТАЯ в себе задачи обучения и задачи контроля.

Пора перестать приносить качество изложения (сочинения) текста в жертву его длине. Пусть обучающие изложения (сочинения) будут очень короткими, один-два абзаца, зато они не будут проверкой памяти, силы ученика, не будут растрачиваться на запоминание всех тезисов текста и их взаиморасположение. Второй огромный плюс мини-изложения (сочинения): для его написания не нужно много времени, достаточно двадцати-двадцати пяти минут. А это означает, что писать такие изложения (сочинения) можно раз в неделю, так чтобы этот вид работы перестал восприниматься как аврал, подвергать в стресс. С другой стороны, то, что делается регулярно, обязательно начинает получаться все лучше и лучше, эффект тренировки. Понемногу и часто – первый вывод.

Главная цель мини-изложения (сочинения) – привлечь внимание к тому, как это сказано.

Есть и еще одно соображение. Может быть, эти тексты останутся единственной в жизни ребенка возможностью познакомиться с миром большой, но нехрестоматийной литературы. Ведь самое важное не в том, чтобы знать школьную программу. Самое важное – знать, что за рамками программы осталось так много интересного и незнакомого.

Говорят, хорошие тексты даже просто переписывать полезно, а уж запомнить и записать по памяти – тем более.

Неоспоримым преимуществом маленьких изложений (сочинений) оказывается то, что в них невозможно спрятаться за сюжет, нужно доискиваться до более глубоко лежащих смысловых слоев текста, искать движение не только в конкретных событиях, но и в повороте мысли, смене образа.

Следовательно, творческие МИНИАТЮРЫ учащихся ЭФФЕКТИВНЫ в учебном процессе. Во-первых, СО СТОРОНЫ УЧИТЕЛЯ, так как: 1) на их творческой основе осуществляется продуктивное общение с учащимися; 2) эти высказывания позволяют в большей степени, чем другие высказывания, осуществлять индивидуальный подход к детям и выявлять способности учеников. Во-вторых, СО СТОРОНЫ ШКОЛЬНИКОВ, так как: 1) с их помощью реализуется природная потребность подростков к творчеству; 2) они воспринимаются учащимися с большим интересом и азартом в силу малого объема и естественности, свободы высказывания; 3) они могут быть быстрым, живым откликом на события личной, школьной и общественной жизни, явлений культуры, природы; 4) создавая творческие работы, учащиеся осваивают и родной язык, и мир, высказывают свой взгляд на реальную действительность, познают и себя как личность.

Первый опыт – от него во многом зависит формирование умения писать сочинения. Не беда, что работы детей бывают весьма далеки от оригинальности и совершенства, зато в большинстве из них есть одно очень важное достоинство: они искренни. Надо стремиться учить самостоятельному, незапрограммированному мышлению, одним словом – жизни. Главное в ситуации, когда ученик решается показать учителю своё творение – не отпугнуть, не отбить охоту писать вообще что-либо. Если отнестись с вниманием и интересом даже к «сырому» и наивному произведению, ребёнок поверит в свои силы и способности. А разве этого мало? Прочувствовав самый маленький «литературный успех», многие ребята начинают писать с интересом и даже некоторым азартом. Хорошо, если в школе есть литературный журнал или газета, где публиковались бы наиболее удачные работы как серьёзного, так и шуточного характера.

Работу с текстами малой формы логично проводить не только на уроках русского языка и литературы, но и на факультативных занятиях, в ГПД и ещё на классных часах. Вот уже 5 лет (ЭТО МОЁ НОВОВВЕДЕНИЕ!) все проводимые мною классные часы заканчиваются письменной рефлексией – мини-высказыванием о той проблеме, которая рассматривалась. Собраны ПАПКИ детских ответов. Бесспорно, отзывы ребят – это уникальный, замечательный материал для аналитической работы учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся, уровнем мыслительных процессов, следить, как изменяется поход к отбору лексических и грамматических средств. Интересно наблюдать, как текст, благодаря общей интонации и эмоциональной насыщенности, приобретает индивидуальность и неповторимость... Жизнь не стоит на месте: дети заканчивают школу, переезжают, продолжают учиться в других учебных заведениях…, а их голоса, бурные обсуждения, яркие отклики на различные события, происходившие в (классе, школе) мире, «звучат», не перестают тревожить и волновать учительское сердце.

Всем преподавателям необходимо вместе с ребятами делать маленькие открытия, поощрять стремление писать грамотно, говорить правильно, выразительно, красиво, поддерживать их интерес к слову, радоваться тому, что ученики осваивают новые слова, вникают в их смысл, ищут точные фразы для выражения своих мыслей, чувствуют лишнее в тексте, еще не умея этого объяснить, но интуитивно ощущая гармонию высказывания, видят во всей этой совместной работе доброжелательность и поддержку учителя.

Учебная работа в любой форме ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕЗУЛЬТАТ – повышение уровня обученности школьников. СОЧИНЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ПОЗВОЛЯЮТ РАЗВИВАТЬ ЯЗЫКОВУЮ И РЕЧЕВУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ УЧАЩИХСЯ. По словам Ш.А. Амонашвили, «… необходимые знания и умения должны быть усвоены учеником, чтобы привести в действие определённые потенции и направить их на становление». Потому, нет сомнения в том, что логика и системность работы с мини-текстами , подкреплённые бескорыстием, высоким чувством ответственности, душевной устремлённостью, энергией и любовью учителя к  детям, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНЕСУТ СВОИ ПЛОДЫ.

ТАК ДАВАЙТЕ ЖЕ НАЧИНАТЬ С МАЛОГО: будем совершать шаг за шагом на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения, помогать школьникам подниматься на все новую ступень речевой культуры, учить их более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств. А для успеха в постижении этого «премудрого» мастерства ребятам, как и всем нам, хочется пожелать: «БОЛЬШЕ СЛУШАЙТЕ, ГОВОРИТЕ, ЧИТАЙТЕ, ПИШИТЕ, АНАЛИЗИРУЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ! И если сегодня что-то не получается – получится завтра. ТОЛЬКО ВЕРЬТЕ, и главное, как сказал И. Бунин, «… умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья наш дар бессмертный – речь». Ведь это наша главная задача. ПИШИТЕ, господа, РАССУЖДАЙТЕ, ФАНТАЗИРУЙТЕ, ПРИДУМЫВАЙТЕ, одним словом, ТВОРИТЕ!!! ЕСЛИ НЕ ВЫ, ТО КТО ЖЕ?!»

Красиво и точно об этом сказала М.И. Айгер.

Пиши скорей, не медли, слышишь,

Весь мир, весь путь, весь опыт свой,

Пойми, ведь то, что ты напишешь,

Не может написать другой.

В жизни каждому человеку приходится общаться с разными людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать другие.

ДАВАЙТЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА С ПОЛУСЛОВА,

ЧТОБ, ОШИБИВШИСЬ РАЗ, НЕ ОШИБИТЬСЯ СНОВА!

ПИШИТЕ, ПРОБУЙТЕ. Вполне возможно, что ваши решения и начинания окажутся ГЛУБЖЕ, ТОНЬШЕ, ОРИГИНАЛЬНЕЕ, чем у других.

Желаю успеха!

    Текст взят из книги Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – С. 3-4.

    Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с. – С. 9.