Язык не бывает изучен.
Земля не бывает изъезжена.
Под нами – соцветья черешен,
Над нами созвездья созвучий.
В. Сосюра
Нет магии сильнее, чем магия слов.
А. Франс
Несмотря на то, что на уроках русского языка мы, предметники, работаем над развитием и языковой (лингвистической компетенции), эту статью я посвящаю речевому мастерству людей.
С самого своего рождения люди овладевают речью. Вначале произносят отдельные слова, потом короткие предложения и даже тексты. Продолжают и контролируют эту кропотливую работу родители, затем воспитатели и, конечно же, учителя.
В школе проводятся специальные занятия, чтобы речь детей стала разнообразнее, ярче, чище, правильнее. Эти занятия ведутся на всех уроках, но больше всего на уроках русского языка и литературы или чтения в начальных классах. И называется эта работа развитием речи. Такие уроки учат школьников эффективному и успешному общению. В итоге их речь становится богаче и ярче, развивается и обогащается словарь, грамматический и интонационный строй детской речи.
А что может быть интереснее человека, который правильно говорит, слушает, читает, пишет. Известно, по тому, ЧТО и КАК говорит человек, мы можем судить о его уме, его интеллекте. Этот критерий ума человека нашел отражение в пословицах: «Каков разум, таковы и речи» (русская пословица); «Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь» (китайская пословица).
А ведь наука общения насчитывает более 2-х с половиной тысяч лет, и уже древние греки успешно ею занимались в 5-4 в до н.э. Вопрос грамотного общения актуален и в наши дни. В сегодняшней жизни, как и всегда, а может быть, и больше, чем всегда, важно понимать окружающих людей, говорить и писать так, чтобы достигать контакта, взаимопонимания, согласия.
Развитие связной речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как в нем совершенно справедливо видят ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ФОРМИРОВАНИЯ социально активной личности.
И действительно, школьники должны учиться речевому поведению. Дети должны разбираться в том, какое речевое общение бывает удачным, успешным, а какое нет, должны научиться оценивать свою и чужую речь. Стать внимательнее к ситуации, К КОМУ ты пишешь, С КЕМ И ДЛЯ ЧЕГО говоришь; научиться вежливо просить и вежливо отказывать в просьбе, говорить лестные (но не льстивые) слова, спорить, но не ссориться, спорить на самые разные – не очень трудные и трудные – темы, научиться развертывать один и тот же текст и сокращать его до половины, до трети первоначального объема, до одного абзаца и одного предложения; научиться сочинять сказочные истории с волшебными героями и помощниками, с волшебными превращениями, волшебным местом действия…Одним словом, ТВОРИТЬ. Однако сразу, без соответствующей подготовки многим школьникам бывает трудно пересказать текст (рассказ, целый параграф в начальной школе, да и в пятом классе, например, сказку). Пересказать! А тем более написать. Как известно, письменно выражать свои мысли намного труднее, чем устно, потому и возникают такие смешные ситуации, когда дети пишут: «Я пошел на стадион. Он записал меня в секцию». Или вот целое сочинение: «У дяди Вани, гуляя в сильный ветер, слетела шляпа. И он на это сказал собакам принести. И они обое побежали, чтобы он им сказал, что какие они молодцы. И они порвали евоную шляпу, и дяде Ване это не пондравилось. И он стал ругаться на них».
Когда на одном из факультативов, который так и назывался «Уроки русской словесности», я зачитала вот такие примеры с ошибками, предупредила о предстоящей работе над речью, один из учеников сказал, что ЕГО речь полностью его УСТРАИВАЕТ. Я попросила ответить на элементарный вопрос – ошибок было море, что вызвало смех у одноклассников.
Посмеяться можно на рядовом уроке, на обучающем занятии, но становится отнюдь не смешно, когда мы проверяем срезовые и экзаменационные работы и находим предостаточное количество речевых недочетов.
А ведь ИТОГОМ работы детей и учителей официально объявлен ЕГЭ. В 9 и 11 классах в АТТЕСТАЦИОННУЮ РАБОТУ, кроме пересказа исходного текста, ВХОДИТ ВЫПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАДАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, где в части №3 (С) ученику необходимо проявить умение выразить свое понимание текста, сформулировать основную мысль, создать НЕ ТОЛЬКО СВЯЗНЫЙ, НО И ЗАВЕРШЕННЫЙ ТЕКСТ.
Задание части С — задание с развернутым ответом и представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание проверяет реальное состояние практических умений учеников (владение ими монологической речью, умение аргументированно излагать свою точку зрения) и общее состояние их культуры.
Формулировки этого задания могут быть следующими:
ЕГЭ, 11 класс, задание к части №3 (С)
- сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста;
- сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны и не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые 3 аргумента);
- напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Считаете ли вы актуальной для нашего времени тему, поднятую автором? Выскажите свое мнение о содержании текста, аргументируйте свою позицию. Отметьте 2-3 средства выразительности, характерные для данного текста, объясните их роль в тексте и приведите примеры их использования;
- напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Напишите, о чем этот текст, какова позиция автора. Разделяете ли вы точку зрения автора? Свой ответ аргументируйте. Отметьте не менее двух наиболее характерных для этого текста средств выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.
Объем сочинения – не менее 150 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.
Далее даются советы: избегайте чрезмерного цитирования, сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ЕГЭ, 9 класс, задание к части №3 (С)
- Напишите небольшое сочинение, в котором опишите свой любимый уголок.
- Напишите свое рассуждение на тему: «Как природа помогает человеку излечиться от душевных страданий?»
- Напишите свое рассуждение на тему «Человек и искусство».
- Напишите небольшое сочинение, в котором выразите свое отношение к характеру Манилова.
Эта тема, написание варианта С, волнует многих выпускников.
Готовы ли к таким испытаниям школьники? Смогут ли выпускники в экстремальной ситуации государственного экзамена выполнить тестовые задания и написать сочинение, не только оригинально и глубоко раскрывающее тему, но и достаточно грамотное? (Ведь не всем удается решить эти две задачи с одинаковым успехом). Сформированы ли у выпускников умения, нужные для адекватного восприятия услышанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи? Способны ли школьники создать собственный текст на основе предложенного, выразить свое мнение по проблеме, затронутой в нем, аргументировать его с применением информации, извлеченной из этого текста, знаний, жизненного и читательского опыта, оформить высказывание в соответствии с нормами письма, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка? Эти вопросы всё чаще навевают панический ужас на школьников и их родителей. Переполненные эмоциями ребята, сами оценивают свое волнение на одном из сайтов.
Столько интересного узнаёшь за один «поход» на страничку форума, посвященную сдаче ЕГЭ! На одной из них мне довелось прочитать следующее обсуждение:
Виктория:
Кто сдавал ЕГЭ по русскому языку в прошлые годы, поделитесь опытом, а еще лучше – шпаргалками-ответами, если такие есть!
Роман:
А мне так лучше кидайте на ящик шпоры сочинений для части С, нам сказали, что так как она творческая, за нее ставят самые высокие баллы!
Ксения:
Ещё бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за три часа и часть А решить, и В, а еще и в оставшееся время успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое там творчество, если текст порой такой попадается, что невозможно понять, о чем писать!
Кстати, что, опять какие-то изменения в критериях оценивания появились? По-моему, меньше стали «платить» за ошибки и вообще уже не 22 балла за сочинение, а 20!
Лера:
Мда, правда, часть С — самая дорогая? А для меня она — вообще тёмный лес! Списать неоткуда, а что я напишу, если не умею писать сочинения! А пятерка по русскому мне в универ во как нужна!
Роман:
А я даже не стану над ней париться, напрягусь на первых двух частях, и хватит. Нам вообще в школе не советуют её писать, чтобы не опозориться!
Борис:
Выпускникам мои привет и сочувствие!
Я вам как студент говорю: не паникуйте! Тексты все внятные, и если уж не совсем тупой, то в руки себя взять, пару проблем найти и поразмыслить над ними сможешь. Главное — не дергаться! Помогает, верняк! Я 18 баллов снял за третью часть!
Маша:
А для совсем чайников есть советы попроще, как быстро научиться писать сочинение на ЕГЭ по русскому? Тут полгода до экзамена осталось, а я как собачка Павлова — текст понимаю, а сказать ничего не могу! Да и эксперты, говорят, придираются к каждой ошибке!
...И далее в том же духе. Да! Сдача ЕГЭ по русскому языку и изменившиеся в 2006 году требования к нему серьёзно волнуют многих.
Общение в форумах и чатах помогает некоторым хотя бы частично решать свои проблемы... А причин волноваться много…
Наблюдения ученых-языковедов последних лет свидетельствуют о том, что наша повседневная речь, не только бытовая, но и публичная, официальная, стилистически снижается, становится небрежной, порой грубой. Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. Прислушайтесь к речи подростков, школьников, когда они разговаривают между собой на улице, в транспорте, в других общественных учреждениях, даже на переменках в школе, – как правило, никто не следит за речью. К сожалению, не является образцом к подражанию и речь тех, кто в силу своей профессии обязан говорить правильным выразительным литературным языком, а именно работники радио и телевидения. Между тем каждый специалист, осваивая свою профессию – любую, старается овладеть ею в совершенстве или по крайней мере как можно лучше. Всему в жизни надо учиться, правильному литературному языку – тоже. Владение языком – важнейшее средство формирования личности, человека творческого, мыслящего, инициативного и ответственного, а не винтика в государственном механизме. Излишне доказывать, насколько АКТУАЛЬНО это сегодня.
Каждый учитель так или иначе (чаще всего стихийно) занимается развитием речи учащихся. Однако словесник решает эту задачу на качественно ином уровне: он занимается развитием речи контролируемой и делает это целенаправленно, систематически.
Стимулировать развитие речевых умений, веру учащихся в собственные силы и успех, способствовать саморазвитию учащихся, безусловно, помогут тексты малой формы.
Тексты малой формы были всегда удобным средством обучения людей. Так еще в античной школе малые формы, например притча, входили в число подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение науке общения.
Такой подход использования малых форм применяют в наши дни представители разных профессий: режиссеры, ученые... и мы, учителя.
Так, например, в одной из передач телевидения известный режиссер Федор Бондарчук в беседе с другим не менее известным актером и режиссером Михаилом Пореченковым на вопрос, «какой эффективный прием вы используете в своей работе со студентами», неожиданно сошлись во мнении, что оба создают КРАТКОметражные фильмы.
М. Пореченков: «Мы не знаем, ЧТО будет вконце, НО ЕСЛИ ПОЛУЧАЕТСЯ, если нас это цепляет, это НАДО делать, этим НАДО заниматься!»
Ф. Бондарчук: «Уже собрано 200 КРАТКОметражных студенческих фильмов. ЭТИМ мы ПРИВЛЕКАЕМ, ВТЯГИВАЕМ студентов в работу, помогаем ОЩУТИТЬ СЕБЯ в союзе кинематографистов и ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ УВЕРЕННЫМ, УМЕЮЩИМ ПИСАТЬ, ТВОРИТЬ, СНИМАТЬ, СПОСОБСТВУЕМ тому, чтобы студенты переступили черту страха. НАЧИНАЕМ С МАЛОГО НА ПУТИ К БОЛЬШОМУ!»
Так и наш выпускник должен уметь хорошо изложить текст (сочинить) длинной не менее 150, а лучше 300 слов. Этот результат он обязан показать на экзамене. Качество работы учащихся с текстом отражает уровень их языковой и коммуникативной компетенции. Речеведческие знания и умения школьников составляют базу подготовки к выполнению 3-й части (части «С») в ЕГЭ. Однако процесс работы с большим текстом всегда трудоёмкий, требует значительного времени (отдельных уроков развития речи и часто – рассредоточенной подготовки к ним).
В современном преподавании русского языка наблюдается плодотворная тенденция в аспекте подготовки к письменному экзамену – использование текстов малой формы Известно, что задачи, связанные с включением малых текстов в учебный процесс по русскому языку, – это прежде всего задачи обучения, в то время как с текстами большого объёма связаны в основном задачи контроля. ПРЕИМУЩЕСТВО МАЛЫХ ТЕКСТОВ состоит в том, что они могут быть использованы оперативно и в соответствии с грамматическими темами, СОЧЕТАЯ в себе задачи обучения и задачи контроля.
Пора перестать приносить качество изложения (сочинения) текста в жертву его длине. Пусть обучающие изложения (сочинения) будут очень короткими, один-два абзаца, зато они не будут проверкой памяти, силы ученика, не будут растрачиваться на запоминание всех тезисов текста и их взаиморасположение. Второй огромный плюс мини-изложения (сочинения): для его написания не нужно много времени, достаточно двадцати-двадцати пяти минут. А это означает, что писать такие изложения (сочинения) можно раз в неделю, так чтобы этот вид работы перестал восприниматься как аврал, подвергать в стресс. С другой стороны, то, что делается регулярно, обязательно начинает получаться все лучше и лучше, эффект тренировки. Понемногу и часто – первый вывод.
Главная цель мини-изложения (сочинения) – привлечь внимание к тому, как это сказано.
Есть и еще одно соображение. Может быть, эти тексты останутся единственной в жизни ребенка возможностью познакомиться с миром большой, но нехрестоматийной литературы. Ведь самое важное не в том, чтобы знать школьную программу. Самое важное – знать, что за рамками программы осталось так много интересного и незнакомого.
Говорят, хорошие тексты даже просто переписывать полезно, а уж запомнить и записать по памяти – тем более.
Неоспоримым преимуществом маленьких изложений (сочинений) оказывается то, что в них невозможно спрятаться за сюжет, нужно доискиваться до более глубоко лежащих смысловых слоев текста, искать движение не только в конкретных событиях, но и в повороте мысли, смене образа.
Следовательно, творческие МИНИАТЮРЫ учащихся ЭФФЕКТИВНЫ в учебном процессе. Во-первых, СО СТОРОНЫ УЧИТЕЛЯ, так как: 1) на их творческой основе осуществляется продуктивное общение с учащимися; 2) эти высказывания позволяют в большей степени, чем другие высказывания, осуществлять индивидуальный подход к детям и выявлять способности учеников. Во-вторых, СО СТОРОНЫ ШКОЛЬНИКОВ, так как: 1) с их помощью реализуется природная потребность подростков к творчеству; 2) они воспринимаются учащимися с большим интересом и азартом в силу малого объема и естественности, свободы высказывания; 3) они могут быть быстрым, живым откликом на события личной, школьной и общественной жизни, явлений культуры, природы; 4) создавая творческие работы, учащиеся осваивают и родной язык, и мир, высказывают свой взгляд на реальную действительность, познают и себя как личность.
Первый опыт – от него во многом зависит формирование умения писать сочинения. Не беда, что работы детей бывают весьма далеки от оригинальности и совершенства, зато в большинстве из них есть одно очень важное достоинство: они искренни. Надо стремиться учить самостоятельному, незапрограммированному мышлению, одним словом – жизни. Главное в ситуации, когда ученик решается показать учителю своё творение – не отпугнуть, не отбить охоту писать вообще что-либо. Если отнестись с вниманием и интересом даже к «сырому» и наивному произведению, ребёнок поверит в свои силы и способности. А разве этого мало? Прочувствовав самый маленький «литературный успех», многие ребята начинают писать с интересом и даже некоторым азартом. Хорошо, если в школе есть литературный журнал или газета, где публиковались бы наиболее удачные работы как серьёзного, так и шуточного характера.
Работу с текстами малой формы логично проводить не только на уроках русского языка и литературы, но и на факультативных занятиях, в ГПД и ещё на классных часах. Вот уже 5 лет (ЭТО МОЁ НОВОВВЕДЕНИЕ!) все проводимые мною классные часы заканчиваются письменной рефлексией – мини-высказыванием о той проблеме, которая рассматривалась. Собраны ПАПКИ детских ответов. Бесспорно, отзывы ребят – это уникальный, замечательный материал для аналитической работы учителя: можно наблюдать за подвижностью словарного запаса учащихся, уровнем мыслительных процессов, следить, как изменяется поход к отбору лексических и грамматических средств. Интересно наблюдать, как текст, благодаря общей интонации и эмоциональной насыщенности, приобретает индивидуальность и неповторимость... Жизнь не стоит на месте: дети заканчивают школу, переезжают, продолжают учиться в других учебных заведениях…, а их голоса, бурные обсуждения, яркие отклики на различные события, происходившие в (классе, школе) мире, «звучат», не перестают тревожить и волновать учительское сердце.
Всем преподавателям необходимо вместе с ребятами делать маленькие открытия, поощрять стремление писать грамотно, говорить правильно, выразительно, красиво, поддерживать их интерес к слову, радоваться тому, что ученики осваивают новые слова, вникают в их смысл, ищут точные фразы для выражения своих мыслей, чувствуют лишнее в тексте, еще не умея этого объяснить, но интуитивно ощущая гармонию высказывания, видят во всей этой совместной работе доброжелательность и поддержку учителя.
Учебная работа в любой форме ПРЕДПОЛАГАЕТ РЕЗУЛЬТАТ – повышение уровня обученности школьников. СОЧИНЕНИЯ МАЛОЙ ФОРМЫ ПОЗВОЛЯЮТ РАЗВИВАТЬ ЯЗЫКОВУЮ И РЕЧЕВУЮ КОМПЕТЕНЦИЮ УЧАЩИХСЯ. По словам Ш.А. Амонашвили, «… необходимые знания и умения должны быть усвоены учеником, чтобы привести в действие определённые потенции и направить их на становление». Потому, нет сомнения в том, что логика и системность работы с мини-текстами , подкреплённые бескорыстием, высоким чувством ответственности, душевной устремлённостью, энергией и любовью учителя к детям, ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРИНЕСУТ СВОИ ПЛОДЫ.
ТАК ДАВАЙТЕ ЖЕ НАЧИНАТЬ С МАЛОГО: будем совершать шаг за шагом на пути к свободному владению речью в естественных условиях общения, помогать школьникам подниматься на все новую ступень речевой культуры, учить их более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств. А для успеха в постижении этого «премудрого» мастерства ребятам, как и всем нам, хочется пожелать: «БОЛЬШЕ СЛУШАЙТЕ, ГОВОРИТЕ, ЧИТАЙТЕ, ПИШИТЕ, АНАЛИЗИРУЙТЕ СВОЮ РЕЧЬ! И если сегодня что-то не получается – получится завтра. ТОЛЬКО ВЕРЬТЕ, и главное, как сказал И. Бунин, «… умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья наш дар бессмертный – речь». Ведь это наша главная задача. ПИШИТЕ, господа, РАССУЖДАЙТЕ, ФАНТАЗИРУЙТЕ, ПРИДУМЫВАЙТЕ, одним словом, ТВОРИТЕ!!! ЕСЛИ НЕ ВЫ, ТО КТО ЖЕ?!»
Красиво и точно об этом сказала М.И. Айгер.
Пиши скорей, не медли, слышишь,
Весь мир, весь путь, весь опыт свой,
Пойми, ведь то, что ты напишешь,
Не может написать другой.
В жизни каждому человеку приходится общаться с разными людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать другие.
ДАВАЙТЕ ПОНИМАТЬ ДРУГ ДРУГА С ПОЛУСЛОВА,
ЧТОБ, ОШИБИВШИСЬ РАЗ, НЕ ОШИБИТЬСЯ СНОВА!
ПИШИТЕ, ПРОБУЙТЕ. Вполне возможно, что ваши решения и начинания окажутся ГЛУБЖЕ, ТОНЬШЕ, ОРИГИНАЛЬНЕЕ, чем у других.
Желаю успеха!
Текст взят из книги Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – С. 3-4.
Дейкина А.Д., Новожилова Ф.А. Тексты-миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Флинта, Наука, 1998. – 144 с. – С. 9.