Литература
-
"Хранить чуткость к человеческому страданию…" В.Г. Короленко, "Парадокс". Факты жизни и художественное обобщение 2007
Содержание данного урока ориентировано на познавательные интересы детей подросткового периода. Дети учатся смотреть и видеть, слушать и слышать. Как показал наш опыт, вечные темы волнуют подростков гораздо сильнее, чем взрослых. Учащиеся способны, при организации "правильной" беседы, при помощи учителя, выйти на более высокий уровень в своих размышлениях. В ходе подготовки к уроку (сбор и обработка информации по теме "Моя семья и счастье", "Счастье моей семьи" и т.д.), в процессе беседы ребята выказывали неподдельный интерес к проблеме-парадоксу, заявленной писателем "большого сердца" В.Г. Короленко.
-
Христианская проповедь в наследии Н.В. Гоголя 2011
Н.В. Гоголь вошел в историю русской культуры прежде всего как художник слова. Долгое время его воспринимали исключительно как сатирика. Н.В. Гоголь остался малоизвестным как мыслитель. Философское же творчество писателя, тем более религиозное, оказалось за пределами специального изучения. Внимательное знакомство с наследием писателя помогло узнать, что значительную часть гоголевских произведений составляет христианская проповедь.
-
Христианская символика в произведении Геннадия Михасенко «Милый Эп» 2021
Мальчишка учится в восьмом классе, прекрасно разбирается в физике и электронике, но у него большие трудности с английским языком и конфликт с учителем. В этот жизненный момент мальчика терзают сильные сомнения. Главный герой должен принять серьезное решение: стоит ли ему дальше учиться в школе? Со своими проблемами он находится один на один. И в этот момент жизни на помощь приходят божественные силы.
-
Христианские мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова 2015
Знакомство с творчеством Лермонтова показало, что трагические сомнения и упреки самому Творцу Вселенной в жестокости к людям не лишали его изначальной веры в светлый высший мир, в жизнь бесконечную, космическую, из высот и далей которой земная жизнь выглядит лишь кратким эпизодом.
-
Христианские мотивы в рассказе А.Платонова "Юшка" 2021
На уроке идет сравнение юродивого и героя рассказа Платонова «Юшка».
-
Христианские мотивы литературных сказок А.С. Пушкина 2012
Об особенностях сказок Пушкина с точки зрения православия.
-
Хронотоп в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2008
Цель данной работы – сопоставление пространственно-временной структуры романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» и взаимодействие с сюжетом и композицией.
-
Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" 2011
Автор формирует умения анализа эпического произведения. Учит пониманию роли художественной детали в произведении, стимулирует у каждого учащегося желание проявлять инициативу, учит жить в окружающем мире свободно и самостоятельно. Формирует у учащихся понятие о чувстве собственного достоинства.
-
Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри". 8-й класс 2020
Цели урока: углубление понятий «поэма», «романтический герой», «художественная идея», «художественное пространство», «тематика произведения», «характер героя», «проблематика художественного произведения в литературном и религиозном контексте», «реминисценция», «композиция», «эпиграф произведения», углубление представлений о роли этих элементов художественного текста в раскрытии идейного содержания произведения; развитие навыков самостоятельного анализа художественного текста с учетом особенностей его композиции; развитие навыков интерпретации текста малой жанровой формы – поэмы; создание в ходе работы с художественным текстом условий для формирования нравственных представлений учащихся о свободе, достоинстве, родине для воспитания духовных ценностей.
-
Художественная культура первой половины XIX века
2013
Урок знакомит с разными сторонами культуры Золотого века. Золотой век русской культуры: Пушкин, Лермонтов и Гоголь, нравственные искания Толстого и Достоевского; рассвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский; достижения русской науки, философии.
-
Художественно-педагогическая драматургия урока литературы. М.Булгаков. "Мастер и Маргарита" 2008
Художественно-педагогическая драматургия урока, в основе которой - принцип проблемного обучения, позволяет решать задачи литературного образования на современном этапе. Урок строится по законам театральной драматургии и предполагает обязательное эмоциональное воздействие через музыку, живопись и литературу.
-
Художественное осмысление А.С. Пушкиным истории России. 8-й класс 2012
Урок литературы развивает критическое мышление; стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал» – 1-й урок по творчеству А.С. Пушкина, на котором учащимся предстоит повторить изученное о жизни и творчестве Пушкина и подготовиться к осмыслению «Капитанской дочки», систематизируя материал по теме «Историзм произведений Пушкина». Цель урока: совершенствовать навыки анализа текстов разных стилей в стратегии «ЗХУ»; вызвать интерес к углубленному анализу произведения.
-
Художественное своебразие повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" (урок литературы в 6-м классе) 2009
Урок проводится с целью выявить роль художественных средств выразительности (пейзажа, интерьера, художественной детали, портрета, цветовой гаммы, изобразительно-выразительных средств) в повести А.С. Пушкина “Станционный смотритель”.
-
Художественное своеобразие имен в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» 2022
А.И.Куприн написал много прекрасных произведений и в каждом перед читателем предстают живые яркие и запоминающиеся персонажи, что в немалой мере зависит от мастерства автора. Одним из элементов восприятия персонажа произведения является его имя.
-
Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Метель" в 6-м классе 2010
Только истинная любовь может дарить людям радость, восторг, наслаждение всеми красками жизни. Это может быть и любовь между мужчиной и женщиной, и любовь к Родине. Такая любовь объединяет людей, делает их счастливыми и свободными в изъявлении чувств. Но, чтобы испытать это чувство, надо пройти через много трудностей. Помогут здесь такие качества характера, как верность слову, долгу, чести.
-
Художественное своеобразие повести А.С. Пушкина "Пиковая дама". 9-й класс 2012
В статье представлен опыт проблемно-тематического анализа повести, в ходе которого учащиеся знакомятся со своеобразием поэтики произведения и усваивают нравственные ценности. Большое внимание уделяется психологической характеристике героев.
-
Художественное своеобразие рассказов Чехова (7-й класс) 2010
Урок помогает формировать умение коротко пересказать сюжет рассказа, выделить отдельные детали, видеть и определять виды комического и сатирического, анализировать тексты, делать выводы.
-
Художественное своеобразие романа В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени" 2010
Представленный урок-лекция с элементами беседы в 11-м классе входит в систему уроков "Литература последних десятилетий XX века". Урок включает в себя работу с интерактивной доской, таблицей, текстами произведения В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени", а также анализ романа по схеме "Субъектные и внесубъектные формы выражения авторской позиции".
-
Художественное своеобразие романа И.А. Гончарова "Обломов" 2009
Урок-обобщение о художественных особенностях романа, на котором формируются умения анализировать текст и делать выводы. Рассматриваются своеобразие жанра, роль быта, детали психологического портрета, внутренних монологов, пейзажа, особенности речевой характеристики, а также фольклорно-сказочные мотивы и музыкальный мотив «Casta diva». Весь материал или его фрагменты можно использовать на уроке литературы в 10-м классе после изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» или провести семинарское занятие.
-
Художественные достоинства и герои рассказа И.С.Тургенева "Бирюк". 7-й класс 2016
Урок литературы построен на основе технологии критического мышления с использованием приема «Целенаправленное чтение» или «Чтение с остановками». Ситуация выбора при актуализации новых знаний, при закреплении изученного материала и при выполнении домашней работы способствует формированию «Я – концепции». В ходе урока определяются нравственные проблемы рассказа, мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
-
Художественные параллели и аналогии между различными видами искусства на уроках литературы 2006
На основе умений и навыков учащихся выбирается определенная последовательность работы с произведениями живописи в процессе изучения литературы в 5–11-х классах средней школы. Разные виды и методы работы с картиной на уроках литературы проводятся в порядке нарастающей трудности или расширения знаний, умений, навыков. При этом, кроме образовательных и воспитательных целей, ставится задача привития учащимся навыков самостоятельного прочтения произведения живописи.
-
Художественный анализ творчества Юрия Галева 2014
В нашем небольшом городке живет самый обычный человек. Но знают его все. Он поэт, музыкант, композитор. Является членом местного поэтического клуба «Седьмое небо». Пишет музыку на собственные стихи. Это Юрий Владимирович Галёв. В книге «Где деревенский квас вкусней крюшона…» собраны его стихотворения и рассказы. Меня радует, что сегодня провинциальная литература заявляет о себе в голос, привлекает своим разнообразием, неповторимой образностью в художественном восприятии.
-
Художественный мир Л. Н. Толстого 2005
Проводимые уроки по творчеству Л. Н. Толстого призваны помочь учащимся найти свой путь к творчеству и личности Л. Толстого, осознать его религиозные и эстетические взгляды, попытаться проникнуть в его духовный и художественный мир.
-
Художественный мир лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета 2008
Материал данной работы может использоваться на обобщающем уроке литературы по творчеству А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Сравнивается пейзажная, философская и любовная лирика поэтов. Рекомендуется дополнить урок музыкальными отрывками, видеоматериалом о жизни поэтов, репродукциями с изображением различных времён года и портретами А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.
-
Художественный мир М.И. Цветаевой. Урок литературы в 11-м классе с использованием электронного учебника-хрестоматии 2009
Намечены основные направления для организации глубокого, разностороннего анализа стихотворения. Опираясь на статью, старшеклассники погружаются в особенный мир поэзии М.И. Цветаевой: мир самопознания и самораскрытия, мир переоценки себя и ценностей, глубокий психологизм и философия бытия, где сон-духовник - это свет собственной совести.
-
Художественный мир слова 2024
Программа элективного курса «Художественный мир слова» разработана для обучающихся 10-го класса общеобразовательной школы. Предлагаемый курс рассчитан на 17 часов. Программа представляет собой систему лекционных и практических занятий, направленных на детальное изучение особенностей языка Ф.М.Достоевского на материале его романа «Братья Карамазовы». Это позволяет дать учащимся более полное представление о стиле, новаторстве и художественных особенностях писателя. Текущий контроль осуществляется путём проведения самостоятельных и проверочных работ, тестирования и коллоквиума. Итоговый контроль предполагает защиту проектных исследований. Программа предполагает изучение изобразительно-выразительных средств, используемых при создании образов персонажей романа.
-
Художественный мир Татьяны Толстой 2010
Данный урок предлагается в рамках элективного курса для 11-х классов, но эти материалы также могут быть использованы и на уроках литературы в 11-м классе при изучении современного литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века.
-
Художественный образ дождя 2007
Своей работой я хочу напомнить, что каждый человек должен любить свою землю, родную природу, уметь чувствовать и понимать, не проходить мимо прекрасного, смотреть широко раскрытыми глазами на окружающий мир.
-
Художественный образ родного края в творчестве поэта-земляка Ф.И. Тютчева 2012
Бывает так в жизни, вдруг увидишь в обыкновенном самое главное! Подметить красоту природы, уловить душевные движения человека, увидеть и понять окружающий мир помогают нам писатели и поэты. Ф.И. Тютчев мог точными и задушевными словами говорить о родной русской природе, которая вдохновляла его на создание поэтических шедевров.
-
Художественный синтез как характерная черта русской литературы начала XX века 2007
Проблема портрета недостаточно разработана в литературоведении применительно к стилю Бунина. Практическая значимость работы состоит в том, что её основные положения могут быть использованы при изучении творчества Бунина, его роли в словесном искусстве на уроках в старших классах и внеклассных занятиях, посвящённых Бунину и проблемам развития реалистической поэтики в XX в.