Русская народная сказка – часть народной жизни, в ней все чаяния, думы, мечты и стремления русского народа, в них многовековая история России, ее борьбы с иноземными захватчиками. Кто не вырос на наших добрых, умных сказках, кто не впитал из них весь кладезь народной мудрости. Недаром же Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок». А если сказка передается великим мастером слова, это уже другой жанр – литературная сказка. Литературная сказка, конечно, переняла традиции устного народного творчества: трехкратные повторения, постоянные эпитеты, зачины и концовки. Но для художника есть другой полёт для фантазии, другие образы, другой сказочный материал. С детства мы знакомы с литературными сказками Жуковского, Пушкина, Ершова.
Но хотелось бы поговорить об особенностях добрых сказок Александра Сергеевича Пушкина. В них дух нашей родины, Древней Руси православной, с золотыми куполами и маковками, с красным звонов куполов (так называли дивный звон московских звонарей: «красный» изначально означало «красивый»). Неслыханно богат милый сердцу русский язык пушкинских сказок! Поэзия сказок на Руси распространялась от старых нянюшек, таких, как Арина Родионовна, которую Пушкин любил сыновней любовью и нежно воспел в стихах. Учащиеся в школе, конечно, знакомы со сказками А.С.Пушкина. С ними их познакомили ещё родители, дети знают наизусть много строчек из сказок Пушкина
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! – восклицал Пушкин. Нянины сказки превращались под его гениальным пером в певучие поэтические строчки:
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему? –
Говорит она ему.
Или:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.
Конечно, сказки – это вымысел, но в них есть нечто такое, чего не существует на свете. Увлекательное для нашего воображения волшебство, фантастика удивительным образом переплетаются с самой настоящей правдой духовной жизни – сказочные герои чувствуют и мыслят как живые.
Все сказки, в том числе и литературные, учат вечным истинам жизни – любви и справедливости, смелости в противостоянии злу. Они раскрывают скрытое зло, которое, как и в жизни, предстает в красивой соблазнительной оболочке.
Хотелось бы на уроке внеклассного чтения остановится на пушкинской сказке, в которой особенно проявляется .пушкинский человеческий гений. Взять, к примеру, «Сказку о золотом петушке», в которой много загадочного и глубинного смысла. Обратим внимание, как Пушкин описывает первое появление красавицы Шамаханской царицы: перед шатром «рать любимая лежит» и. два убитых сына самого царя. Невольно ожидаешь появления Кащея Бессмертного или Змея Горыныча, Полог распахнулся, вдруг
…И девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей…
…Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Додон.
А расплата – смерть. Всё как в жизни, если не будешь прислушиваться к своей совести, которая укажет тебе путь к праведной жизни. Пушкин не сказал, кто убил сыновей царя Додона, но намекает – задумайся, заставил самому раскрыть глубокий смысл сказки, Додон устремился к Шамаханской царице, но дорога к ней прошла через трупы его сыновей. Сила страсти «несет» его, он раб её. Сказка заставляет задуматься, заглянуть в себя, избавиться от греховных страстей, которые гнездятся в людях. .Невольно задаешь себе вопрос: может ли красота быть злой? Злая мачеха, отравившая царевну в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях», была красавица. Шамаханская царица убила царя красотой. Заметим, что сама царица не совершает плохих поступков и уличить её не в чем: сыновей царя не она убивала. Её выдает то, что, когда царь убил звездочета, царица посмеивалась, но над кем?
Вся столица
Содрогнулась, а девица –
Хи - хи – хи да ха – ха – ха!
Не боится, знать, греха!
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
То, что царица грешна, в сказке высказывает народ и автор. Пушкин заставляет подумать , в чем грех царицы: смех или скрытое убийство? Грех – это нечистота души, нарушение заповедей любви к Богу и людям. Человеку дана совесть, которая должна его мучить. Пушкин правдиво раскрывает грех: злые силы обольщают человека, а потом насмехаются, торжествуя свою победу над погибающим. Ласковая обольстительность царицы коварна, за ней скрывается зло. В чем оно? А в обольщении царицы, и царь не смог противостоять этим соблазнам, совершает убийство, нарушив свое обещание. Возможно, царя кольнула совесть, если он все-таки встревожился. Пушкин заканчивает сказку смертью царя Додона, чтобы «намекнуть» читателю, что грех – это смерть и в прямом смысле
Внешняя красота не всегда совпадает с внутренней. «Не всё то золото, что блестит», гласит народная мудрость. Красота - это сила, власть, более мощная, чем у царя. Но она может быть направлена во благо и во зло. В сказке Пушкина она не ведет к миру, к устройству семьи, поэтому является сокрушительной роковой силой. В русских сказках зло наказуемо, в сказке Пушкина тоже есть справедливое возмездие: исчезли, словно колдовство, золотой петушок и Шамаханская царица.
Умные сказки Пушкина учат понимать жизнь во всей её сложности, раскрывают невидимые глазу чувства и мысли, помогают становиться мудрее, если, конечно, будешь стремиться вникнуть и постичь всем сердцем и умом каждое слово. В поэзии мысль и чувство словно сжаты: в каждом поэтическом слове много смысла, «добрым молодцам намёк». В пятом классе мы изучаем «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», но сейчас она воспринимается несколько иначе. «Вот в сочельник в самый, в ночь Бог даёт царице дочь». А что может сравниться с рождественским подарком Всевышнего для любящих родителей? Наверно, святость и нравственная чистота царевны связана с рождественским праздником, но с ним связана и та чаша страданий, которую ей суждено испить. Царевна, «нраву кроткого такого», заимела смертельного врага – злую мачеху. И причина есть – зависть. В Библии сказано, что «завистью дьявола вошла в мир смерть». Часто приходится слышать такие выражения: «умерла от зависти», «лопнул от зависти». От такой болезни нет лекарства, душевные болезни таблетками не вылечить. В «Сказке о мертвой царевне» раскрывает эту истину жизни - смерть от греха злой зависти и воскресение силой настоящей любви («Тут ее тоска взяла, и царица умерла»). А истинная любовь спасительна, именно такую любовь воспевал Пушкин в своем творчестве. Православная Русь издревле жила в Боге и учила свой народ соблюдать Божьи заповеди – их и запечатлели мудрые сказки Пушкина…
В каждой литературной сказке незаметно раскрывается внутренний мир автора, независимо от её содержания. В авторской сказке не используются традиционные выразительно-изобразительные средства, а есть индивидуальный стиль, «творческий почерк» писателя. Они могут быть и поэтическими, как у Пушкина, и прозаическими, но тоже бывают волшебными, условно-бытовыми (новеллистические), волшебно-бытовыми (А.Погорельский. «Черная курица»). Именно авторское воображение, его представления о добре и зле создали особый мир литературной сказки. И пушкинская сказка – лучшее тому подтверждение.
Читая сказки А.С.Пушкина, ребенок начинает постигать христианские заповеди, учится понимать жизнь во всем её многообразии. Учитель учит детей стремиться не к быстрому чтению, а к глубине понимания прочитанного. Как уже было сказано выше, учиться доброте пятиклассник начинает, вчитываясь в строки «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». Поэт приоткрывает истину жизни: она в любви, искренней силой которой можно воскресить:
…Ах!... и зарыдали оба:
В руки он её берет
И на свет из тьмы несёт
Сила бескорыстной любви в сказке А.С.Пушкина делает чудеса, в то время как зависть и злоба отравляет ядом злую мачеху. Учитель вовлекает учеников в беседу о том, как они понимают такие черты характера царевны, как»кроткий нрав». Истинная любовь спасительна она «не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…» (слова апостола Павла,
-Подумайте, - говорит учитель, - обижали ли вы когда-нибудь своих близких, природу? Как можно обезвредить зло? Поэтому торопитесь делать добро.
-Мне очень хочется вам прочитать стихи поэта Светланы Кузнецовой, - говорит учитель. – Послушайте их!
Надо быть добрей. Как это трудно
Научиться доброте минутной
Мелкой вспышке воли не давать,
Горе зла скорее забывать,
Думать, что и ты не ангел тоже,
Не к другим, к себе всегда быть строже,
Лёгкой не завидовать судьбе.
Надо научиться помнить старость,
Понимать, ценить её усталость
И не думать, что забот досталось
Ближнему чуть меньше, чем тебе.
Так что, ребята, торопитесь делать добро!
Учитель предлагает вспомнить пушкинскую «Сказку о рыбаке и рыбке»:
- Какое выражение в ней стало крылатым?
- За что была наказана старуха, оставшаяся с разбитым корытом?
Учитель: Жадность старухи от её горделивого характера. Гордыня – это первородный грех, он порождает все остальные
-Так о каких добродетелях говорит Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Хотелось бы, чтобы вы их записали.
- А что вы знаете о других человеческих грехах?
Учитель: Любой грех проникает в ум, душу и тело человека. Ещё в древние времена таких людей назвали «бесноватыми».
-Попытайтесь в других сказках Пушкина раскрыть их глубокий нравственный смысл.
В итоге дети убеждаются, что все сказки Пушкина пронизаны христианскими мотивами.