Художественный анализ творчества Юрия Галева

Разделы: Литература


В нашем небольшом городке живет самый обычный человек. Но знают его все. Он поэт, музыкант, композитор. Является членом местного поэтического клуба «Седьмое небо». Пишет музыку на собственные стихи. Очень скромный, добрый человек.

Это Юрий Владимирович Галёв. В книге «Где деревенский квас вкусней крюшона…», собраны его стихотворения и рассказы. Меня радует, что сегодня провинциальная литература заявляет о себе в голос, привлекает своим разнообразием, неповторимой образностью в художественном восприятии.

Родился Галев Ю.В. в р.п.Ордынское Новосибирской области . После окончания Новосибирского государственного педагогического института приехал в г.Татарск. Работал учителем истории в школе, в настоящее время трудится в районном управлении образования.

Если проследить за творчеством поэта, то можно выделить несколько тем. Это и трепетное отношение к малой родине, и любование родной природой, это историческое прошлое и настоящее, это, отчасти, и философские произведения и, конечно, любовь.

Юность поэта прошла в одном из красивейших мест Новосибирской области. Время от времени он мысленно возвращается туда, к Оби, к родному посёлку. Свое единение с землей, где родился и которой он «брат», подчеркивает в стихотворении «Мое приобье». Прекрасен сосновый лес и родной поселок, окутанный туманом. Автор пытается постигнуть гармонию родной природы. Как гимн звучат слова, в которых надежда на обновление, возрождение, искреннее радостное чувство:

Это утро встает на приобских просторах!
Это солнце восходит над Сибирской землей!
И в сосново-березовых дивных уборах
Наливается светом новый день молодой!

Ввосклицательных предложениях – восторг и упоение перед величием Сибири, простирающейся «от алтайских хребтов до полярного круга». Воображение рисует деревянные струги Ермака, плывущие по Иртышу, величественные леса-исполины ,раскинувшиеся по берегам, голубые ручьи на дне оврага, прекрасную Синильгу, лесную колдунью, манящую в глубь чащи…
Со стихотворения «Мое село» начинается сборник «Где деревенский квас вкусней крюшона…». Поэт использует стих-исповедь, где открывает душу перед читателем. Воспоминания об этом дорогом сердцу уголке звучат почти по-есенински тепло и светло:

Там, где заря целуется с росою,
Там, где над речкой стелется туман,
Стоит две сотни лет село родное,
Березовый раскинув сарафан.

Перед нами живые сценки из детства и юности. В них – стихия народной речи, местный колорит:

Село, где мы любили пацанами,
На танцы в клуб обшарпанный ходить.
Безмерно расклешёнными штанами
Девчонок местных наповал разить.

В финале автор примиряется с тем, что «ни к чему теперь стенанья, другое время, и другой кураж», но:

Останется село. Оно всему начало.
Его мне в сердце суждено всю жизнь нести.
А что бываю в нем так редко и так мало,
За то прости, село родимое, прости.

В лирическом этюде «Утренняя зарисовка» представлен город. Стихотворение начинается с пейзажной зарисовки, которая соответствует внутреннему состоянию лирического героя. Он подмечает мельчайшие проявления жизни, и любой миг дорог поэту. В спокойно-повествовательной интонации сосредоточена проникновенная любовь и искренний интерес городу, где он живёт:

Я смотрю из окна на проснувшийся город,
Он поутру особенно молод и свеж.
В те часы, когда сумрак зарёй перемолот,
И плывёт горизонт в облаках цвета беж.

Удивительно и примечательно то, что на некоторые стихи Юрия Галева положена музыка провинциальных самодеятельных композиторов: Татьяны Романовой, Ирины Ерёменко, Анатолия Алексеева, Натальи Юрченко. И стихи поэта звучат совершенно по-особенному. Песенность поэзии связана с народной музыкой: народной песней, романсом, лирической балладой. Одним из лучших творений поэта можно считать стихотворение «Мартовская метель» и смело ставить его в ряд с произведениями классической литературы. Оно глубоко музыкально, внутренне мелодично, напевно:

Мартовская метель – стылой поры развязка
Мартовская метель – зимы запоздалая сказка,
Рассказанная с утра, под звуки весенней капели.
Не зимний совсем аромат у мартовских липких метелей.

У поэта есть стихи, посвященные реальным людям, героям нашего времени. Стихотворение «Не задергивайте штор» посвящено Обрезан Антонине Григорьевне, замечательному педагогу, работающему в Татарском педагогическом колледже. Сколько оптимизма в строках:

Не задергивайте штор на окнах,
День еще зарей не отгорел.
Не жалейте о минувших сроках!
Вам неведом Ваших дней предел!

Память о первом директоре и создателе историко-краеведческого музея города Татарска Николае Яковлевиче Савченко увековечена поэтом в стихотворении – оде «Посвящение»:

Он не стремился покорить ни позой и ни жестом,
Лишь труд и скромность высшей ценностью признав.
Но, как по главной улице с оркестром,
По жизни он шагал, высоко голову подняв.

Поэт гордится тем, что был современником человека «той породы, что мирозданию основу создает».

У Ю.Галева есть цикл стихотворений и рассказов на военную тему. В предисловии к своей книге автор пишет: «В них нет ничего придуманного, они написаны под впечатлением бесед с участниками Великой Отечественной войны». Автор знает о войне по фильмам, книгам, рассказам участников, но болью пронизаны каждая строчка, интонация, ведь трагедия страны – его личная трагедия. Автор хочет, чтобы его читатель задумался, осознал цену победы, доставшейся так нелегко советскому народу. В стихотворении «Вы о Второй ударной не судите строго» приоткрывает для читателей одну из неизвестных страниц войны. Перед нами страшная картина гибели солдат Второй ударной армии, когда при попытке прорыва блокады Ленинграда в лесах под Псковом в тысяча девятьсот сорок втором году выбрались из болот всего лишь двадцать пять человек. Выжившим солдатам и командирам, «незаслуженно очерненным предательством командарма Власова» поэт посвящает:

О Второй ударной не судите строго.
И пусть Иудой оказался командарм.
Они не предали любимого порога
И в пекло шли, хлебнув наркомовских сто грамм.

Чеканная рифма болота–рота–забота–охота выполняет определенную эмоционально-смысловую функцию:

И все же вышла из болота
Седьмая рота, седьмая рота.
А что их двадцать пять осталось – не забота,
Считать поштучно павших – кому охота.

Невидимая нить связывает автора с далекими предками. Он чувствует свою сопричастность к их наследию, взывает к необходимости сплочения перед опасностью в стихотворении «Русь соборная» и видит спасенье в единстве, в «соборности»:

И нынче час настал соборности вселенской
……………………………………………
Мы крепко спаяны на временной оси
И значит, воронью с хрипыми голосами
Не пировать на тризне по Руси.

Встречи и разлуки, нежность, чувство вины, разочарование в жизни, поющая в сердце радость и грусть, несбывшиеся ожидания, самоотверженность – в каких только гранях мы не видим жизнь на страницах сборника «И деревенский квас вкусней крюшона…».

Ю.Галев очень сдержан в выборе средств, в стихах нет кричащей вычурности. Поэт наделен особым даром чувствовать и ценить прекрасное. Размышляя о судьбе стихов поэта, задумываешься о судьбе поэзии сегодня. Поэзия талантливого земляка дарит минуты счастья, учит, как жить и оставаться человеком.