Художественное своеобразие имен в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.И.Куприн, А.И.Куприн «Гранатовый браслет»


А.И.Куприн написал много прекрасных произведений и в каждом перед читателем предстают живые яркие и запоминающиеся персонажи, что в немалой мере зависит от мастерства автора. Одним из элементов восприятия персонажа произведения является его имя.

Олесь Гончар по мотивам присвоения имен персонажам пишет: «Сначала формируется образ героя, а потом уже автор дает ему психологически соответствующее имя (а не наоборот). Какое имя подобрать персонажу − этому всегда придаю значение» [1, 22]. Наверное, большинство из писателей подтвердят мотивированность выбора имен персонажам как полноценным действующим лицам художественного мира. Однако А.И.Куприн не ставит целью, чтобы все или подавляющее большинство наименований персонажей были тесно связаны с характерными особенностями их характера, чтобы читатель улавливал прямолинейную связь на ощутимый намек на характер героя. Значительное внимание он уделяет форме или вариантам имен персонажей как особому стилистическому и эмоционально-экспрессивному средству.

Все герои имеют простые, привычные имена и их варианты, которые взяты из реального антропонимикону и соответствуют жанровому своеобразию произведения и индивидуальным стилевым особенностям писателя.

Главные герои представлены читателю в официальной форме в начале произведения: князь Василий Львович Шеин, княгиня Вера Николаевна Шеина, Анна Николаевна Фриессе. Только после этого имена персонажей Вера, Анна, Николай, Вася, Лука, Васючок представлены в народно-разговорных вариантах. Для называния персонажей автор употребляет и одночленную форму (имя), и двух - и трехчленные формы. Присутствуют и ласкательные имена, такие как Анненька, Верочка.

Часто в тексте можно встретить упоминание героев по их имени и отчеству. Этот прием помогает читателю проникнуться уважением к персонажу, прочувствовать его статус.

Имя главной героини - Вера, и именно в таком виде оно встречается в тексте чаще всего. Автор подчеркивает значение данного имени, его значимость. Ведь именно вера в любовь является лейтмотивом всего повествования.

Этот образ как будто воплощает широкую картину социальных условий существования и психологических настроений описанного хронотопа.

Человек, подаривший тот самый гранатовый браслет княгине, пишет ей записку и подписывается только инициалами Г.С.Ж.

Только далее в тексте эти инициалы расшифрованы, и перед нами предстает Георгий Степанович Желтков, чиновник контрольной палаты, безумно влюбленный в Веру. Обыкновенное, ничем не выделяющееся имя и отчество, как будто подчеркивают его фамилию. Само по себе обращение к данному герою по фамилии Желтков в тексте придает жалости и сочувствия персонажу.

Подругу главной героин зовут Женни Рейтер. Само это имя указывает на благородную, но милую даму.

В словесной палитре произведения особое место занимают имена собственные персонажей, которые реализуются в 16 антропонимах и представлены следующими моделями:

  • уменьшительное имя и фамилия: Вася Шеин;
  • фамилия и уменьшительно-ласкательное имя: Женни Рейтер;
  • официальные имена: Анна, Вера, Николай и т.д.;
  • уменьшительное имя: Вася, Коля;
  • имена с уменьшительно-ласкательным значением: Анненька, Верочка;
  • полное имя персонажа с указанием титула: князь Василий Львович Шеин, княгиня Вера Николаевна Шеина;
  • полное имя героя: Анна Николаевна Фриессе, Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский;
  • фамилии: Аносов, Желтков, Понамарёв, Бахтинский, Шеин;
  • клички: Васючок;
  • инициалы: Г.С.Ж.;
  • имя и отчество персонажа: Василий Львович, Вера Николаевна, Василий Львович;
  • исковерканные инициалы: Пе Пе Же, Не Не Же, Ге Эс Же.

Функционирования в произведении полных имен и их вариантов регламентируется социальными, возрастными, ситуативными и экспрессивным параметрам.

По моим наблюдениям, литературный персонаж может иметь несколько именований (князь Василий Львович Шеин, Вася Шеин, Вася, Шеин, Василий Львович, муж Веры) или только одно, что и подтверждается анализом мотива имени в данной повести.

  1. Имена собственные составляют универсальную категорию текста, которая участвует в реализации авторской концепции миропонимания, в построении художественного образа, изображении его действий в локально-темпоральном континууме. Именно имя влияет на восприятие читателем того или иного персонажа.
  2. В произведении А.И.Куприна «Гранатовый браслет» в начале произведения главные герои представлены читателю в официальной форме: князь Василий Львович Шеин, княгиня Вера Николаевна Шеина, Анна Николаевна Фриессе. Только после этого имена персонажей Вера, Анна, Николай, Вася, Лука, Васючок представлены в народно-разговорных вариантах. Для называния персонажей автор употребляет и одночленную форму (имя), и двух- и трехчленные формы. Присутствуют и ласкательные имена, такие как Анненька, Верочка.
  3. Имя главной героини - Вера, и именно в таком виде оно встречается в тексте чаще всего. Автор подчеркивает значение данного имени, его значимость. Ведь именно вера в любовь является лейтмотивом всего повествования.

Активно включаясь в канву повествования, собственные имена персонажей наполняют текст определенным содержанием и способствуют более точному и образному воплощению художественного замысла. Употребление антропонимных синонимических рядов использовано А.И.Куприным как особое эмоционально-экспрессивное средство.