Цели:
1. Подготовить учащихся к восприятию
прозы современной литературы постреализма на
материале романа В.С. Маканина “Андеграунд, или
Герой нашего времени”.
2. Привить интерес к современной литературе через
знакомство с прозой В.С. Маканина.
3. Воспитание плюрализма на изучении направлений
современной литературы.
Форма: лекция с элементами беседы.
Ход урокаЗачем удваивать реальность?
Аристотель
1. Вступительное слово учителя.Литературный процесс 90-х годов
XX века характеризуется существованием в едином культурном пространстве предельно разных, опирающихся на противоположные эстетические принципы, направлений.Работа по теме урока
– раздаточный материал
– биографическая справка
Основные направления 90-х годов
XX векаПостмодернизм |
Реализм |
Постреализм |
|
Представители |
В. Пелевин “Чапаев и пустота”, В. Ерофеев “Москва-Петушки”, Саша Соколов “Школа для дураков”, А. Битов “Пушкинский дом” и др. | А. Варламов “Домик в деревне”, В. Астафьев, Ф. Искандер, А. Ким и др. | Л. Петрушевская, В. Маканин “Андеграунд, или Герой нашего времени”, С. Довлатов, Ю. Буйда, А. Дмитриев и др. |
Особенности художественной прозы |
– релятивизм– отказ от
истины, относительность всего (единой картины
мира не существует, есть многообразие “версий и вариантов” реальности); – ироничная форма исполнения приемов классической литературы и модерна XX века (насмешливость над всем);-мир есть текст (границы между чужим и своим размываются); -гипертекст (“фрагментарность”: можно начать читать с любого места) |
– в мире есть смысл, его
только надо найти; – главная проблема – отсутствие единой концепции правды; – легенда, миф, откровение, философская утопия органично соединяются с принципами реалистического познания действительности |
– принцип относительности понимается
универсально; – возможность достижимости истины; – диалогическое постижение непрерывно меняющегося мира (соединение настоящего и прошлого) |
Герой (личность) |
– разрушается цельность
героя (личности), человеческого “я”; – утрата лиц, замена их масками, стертость индивидуальности; – ни повествователь, ни герой не несут ответственности за сказанное |
– герой (личность) обусловлен внешними, в том числе социальными обстоятельствами, формирующими духовный интеллектуальный мир человека | – частная жизнь героя
осмысляется в истории; – герой пытается постигнуть “хаос…, ничуть не игнорируя окружающую действительность; – у героя остается возможность обретения субъективных частных истин |
Автор |
– стерты границы авторства (как творческая индивидуальность автор “умер” – его место занял безличный посредник между текстом и читателем) | – автор – писатель; – автор – носитель концепции всего произведения |
– открытая авторская позиция (выражает свою позицию по отношению к написанному и миру вообще) |
– Обратите внимание на колонку в таблице “постреализм”, назовите представителей этого направления. Сегодня мы познакомимся с творчеством В.С. Маканина. Прочтите биографическую справку о нем.
Справка. Маканин Владимир Семенович (р. 1937), прозаик. Родился 13 марта в Орске. После окончания школы поступил в 1954 на механико-математический факультет МГУ, почти 10 лет "проплутал" в лабиринтах высшей математики.
Литературным дебютом Маканина был роман "Прямая линия", появившийся в журнале "Москва" в 1965. Окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Стал профессиональным писателем, много писал и печатался. В 1970-е публикуются его произведения: "Безотцовщина", "Солдат и солдатка", "Простая линия", "Отдушина", "Ключарев и Алимушкин" и др.
В 1980-е появляются повести "Голубое и красное", "Предтеча", "Отставший", "Где сходилось небо с холмами", "Утрата" и др. В 1988 выходит книга повестей и рассказов "Человек свиты". В 1991 опубликованы его повети и рассказы под общим названием "Лаз” в "Новом мире", а также книга романов " Портрет и вокруг" и "Один и одна".
"Прирожденный реалист", – сказал о Маканине Л.Анненский. В.Маканин живет и работает в Москве.
– Назовите произведения, которые написал В.С. Маканин. (Роман “Прямая линия”, повести “Голубое и красное”, “Предтеча”, “Отставший”, “Где сходилось небо с холмами”, “Утрата”, книга повестей и рассказов “Человек свиты”, повести и рассказы под названием “Лаз”, книга романов “Портрет и вокруг” и “Один и одна” и др.).
– Сколько их на тот момент, потому что он еще творит, пишет?
Предполагаемый ответ. Много. Значит, мы должны знать хотя бы имя этого писателя наравне с Астафьевым, с Распутиным и др. Поднимите руки те, кто читал хоть одно произведение Маканина? В книжных магазинах множество сборников этого писателя, но покупают их мало. Почему писателя могут не читать? (Неинтересно, трудно, непонятно).
Учитель. Значит, творчество В.С. Маканина может понять только подготовленный читатель. Обратимся к цели урока: подготовиться к восприятию творчества В.С. Маканина и литературы постреализма.
Чтобы познакомиться ближе с творчеством В.С. Маканина, мы проанализируем его роман “Андеграунд, или Герой нашего времени”, написанный в 1998 году. Современные критики Н. Лейдерман и М. Липовецкий относят этот роман к направлению постреализма.
3.Анализ романа В. С. Маканина “Андеграунд, или Герой нашего времени”.
Лекция с элементами беседы
ЗАГЛАВИЕ РОМАНА (слайд 1Художественное своеобразие романа В.С Маканина.ppt)
– Роман называется “Андеграунд, или Герой нашего времени”. Что такое “андеграунд”? (слайд 2)
Андеграунд – (подземный, подпольный), в тоталитарных обществах – культура, искусство, противоречащие официальной культуре. (Словарь иностранных слов).
Маканин говорит об условиях существования андеграунда в интервью с журналистом: “Специфика подпольного мышления в том, что оно гениально только в подполье, а будучи высвечено, сильно теряет в качестве и может превратиться в банальную литературу. И совсем не обязательно, что признание получают те, кто этого заслуживает”.
А вот как определяет место андеграунда в жизни России в 90-е годы
XXвека главный герой романа Петрович, который сам является писателем андеграунда? (Слайд 3. Художественное своеобразие романа В.С Маканина.ppt)“Мы – подсознание России. Нас тут прописали. При любом здесь раскладе (при подлом или даже самом светлом) нас будут гнать пинками, а мы будем тыкаться из двери в дверь и восторгаться длиной коридора! Будем слоняться с нашими дешевыми пластмассовыми машинками в надежде, что и нам отыщется комнатка в бесконечном коридоре гигантской российской общаги”.
– Чтобы объяснить судьбу, смысл, особенности мышления писателей андеграунда, Маканин обращается к традиции, к тому, что читателю понятно – обращается к творчеству М. Цветаевой, которую он считает “предтечей современного андеграунда” (слайд 4. Художественное своеобразие романа В.С Маканина.ppt)
“Поэта далеко заводит речь”, — оговорилась предтеча нынешнего андеграунда Цветаева, столь долгие годы (столь зрелое время своей жизни) не смогшая вполне постичь темного счастья подполья. Просила жилья и пайки у секретарей. Писала письма. (Мы тоже с этого начинали: писали, просили.) Объяснялась в любви ко всем, кто сумел жить и расти на свету. Лишь в Елабуге, лишь с сыном, она поняла, что есть люди и люди — что она из тех, а не из этих. Она из тех, кто был и будет человеком подземелья – кто умеет видеть вне света. А то и вопреки ему”.
Фрагмент фильма “Ночной дозор”
(Чтобы детям был понятен смысл андеграунда, можно использовать такой прием: предлагаю вспомнить фильм “Ночной дозор”, а именно тот момент, когда главного героя Антона Городецкого называют “иным”, а потом он сам это понимает)
– Почему его называют иным? (Потому что он стал видеть то, что не видят другие). А затем, после осознания себя “иным” ему приходится изменить образ жизни, отношение к себе, к обществу. Так и писатели андеграунда должны были, в первую очередь, осознать свою инакость.
– С первой частью заглавия романа мы разобрались, но вторая часть нам знакома “… Герой нашего времени”
– Где мы встречались с этим названием? (Лермонтов). Такое соединение традиций русской реалистической прозы и андеграунда, и будет являться способом, которым достигается истина, смысл жизни в романе (обратимся к таблице, раздел постреализм: возможность достижимости истины).
ЭПИГРАФ РОМАНА (слайд 5. Художественное своеобразие романа В.С Маканина.ppt)
– Доказательством соединения традиций русской реалистической прозы и андеграунда служит эпиграф, взятый из предисловия к “Журналу Печорина” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”: “Герой…, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” М.Ю. Лермонтов.
– Сравните его с эпиграфом к роману В.С. Маканина “Герой нашего времени”: “Герой… портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии” М.Ю. Лермонтов (В.С. Маканин).
– Чем отличается эпиграф, из предисловия к “Журналу Печорина” в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” и эпиграф из романа В.С. Маканина “Андеграунд, или Герой нашего времени”? (Убирает обращение “милостивые государи”).
– К кому обращается Лермонтов, говоря “милостивые государи”? (К читателю).
– Как вы думаете, почему в эпиграфе Маканина отсутствует это обращение? (Роман называется “Андеграунд, или Герой нашего времени” – принцип подпольного сознания литературы, а “подполье – это организованная деятельность, направленная против существующей власти” (Современный толковый словарь русского языка). Такому писателю не нужен читатель, он видит смысл в процессе творчества, но вовсе не предполагает быть прочитанным.
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА (слайд 6. Художественное своеобразие романа В.С Маканина.ppt)
– Таков и главный герой романа В.С. Маканина – Петрович, от лица которого ведется повествование. Он относится к писателям андеграунда, как о нем говорит автор: “… вне признания, вне имени и с умением творить тексты”.
– Главный герой романа Маканина Петрович – бывший писатель: “Двадцать с лишним лет я писал тексты… Они свое сделали… Они во мне… Я просто шагнул дальше… Текстов уже нет. Да, возможно, что повести где-то застряли и все еще пылятся. Возможно, в журналах. Возможно, в издательских… шкафах… Но не у меня… Я не хочу печататься. Уже не надо. Уже поздно. Теперь я уже не хотел быть придатком литературы”. Нынче он общажный сторож, бомж, отверженный. “Ты – гений”, – кричали сегодняшние известные писатели Михаил и Вик Викыч. Не только его отвергли литгенералы, бюрократы всех мастей, озлобленные соседи, но и он себя отверг: “Мой талант – это талант, но он как пристрелка, и сам я – как проба”.
Петрович ищет себя, и страшен этот поиск, и подлинен ужасом своим, нерассчитанностью, смутностью, даже абсурдностью. Вдруг, честный по всеобщему мнению, Петрович “мысленно убивает” милиционера, а затем вдруг, уже по-настоящему, убивает кавказца. Он и сам не понимает. Ну, столкнулись двое пьяных на скамейке, вынули ножи… Герой вспоминает Раскольникова, гуманистическую традицию русской словесности и не испытывает мук совести: убил и убил. Главное – увернуться от сыщиков. Следующее убийство герой совершает расчетливо – убивает стукача. И опять ничего, никаких “кровавых мальчиков” в глазах. Его второе “я”, по словам самого Петровича, – животное, в глазах которого не страх, а вечность, жажда бессмертия, а если есть бессмертие, то все позволено. А герой Достоевского утверждал: “Если Бога нет, то все позволено”. Петрович на исходе XX века говорит: “Покаяние – это распад”.
Но все же совесть, или что там еще настигает героя в “жалком полувьетнамском бомжатнике”, он кричит и бьется так, что его увозят в психушку: “Не хочу убивать!”. Петровича накачивают нейролептиками, чтобы вырвать признание, но и здесь он не может, не хочет сострадать кому-то. И вдруг в результате почти нечеловеческих усилий он бросается на защиту беспомощного старика, избиваемого санитарами.
Петрович освобождается и, кажется, становится самим собой – новым. Он прошел через “скромненькое типовое чистилище” современной жизни.
– И такого человека В.С. Маканин называет “Героем нашего времени”? Всерьез ли это?
– Это объективная жизнь героя, а теперь всмотримся в его внутренний мир. Проанализируйте его внутренние монологи и попытайтесь составить свое представление об этом человеке. “Следовало знать и верить, что жизнь моя не неудачна. Следовало поверить, что для каких-то особых целей и высшего замысла необходимо, чтобы сейчас (в это время и в этой России) жили такие, как я, вне признания, вне имени и с умением творить тексты. Андеграунд. Попробовать жить без Слова, живут же другие, риск или не риск жить молчащим — вот в чем вопрос, и я — один из первых. Я увидел свое непризнание не как поражение, не как даже ничью — как победу. Как факт, что мое “я” переросло тексты. Я шагнул дальше.
И когда после горбачевских перемен люди андеграунда повыскакивали там и тут из подполья и стали, как спохватившись, брать, хватать, обретать имена на дневном свету (и стали рабами этих имен, стали инвалидами прошлого), я остался как я. Мне не надо было что-то наверстывать. Искушение издавать книгу за книгой, занять пост, руководить журналом стало лишь соблазном, а затем и пошлостью. Мое не пишущее “я” обрело свою собственную жизнь. Бог много дал мне в те минуты отказа. Он дал мне остаться”.
– Петрович умный, наблюдательный, ироничный, независимый, гордый, язвительный, он умеет глубоко чувствовать и подавлять свои чувства ради свободы. Его творчество – это способ самовыражения, это способ сопротивления.
– Вы никого не узнаете в этом герое с его гордостью, свободолюбием и одиночеством? (Печорин). Конечно, даже на уровне аллитерации имена героев повторяют те же согласные (п, ч, р,).
– Вспомните, как критика XIX века определила место Печорина в жизни и в литературе? (Лишний человек).
– О чем свидетельствовала жизнь и судьба этих героев, так и не нашедших себе места и дела? (О неблагополучии этого общества). Так и в герое Маканина не востребованы ни талант, ни личность. Он и убивает, как Печорин – до конца не веря, что убьет, и дневник ведет до конца жизни. И места ему нет нигде: ни семьи, ни друзей. Но современное общество страшней, безжалостней, пример этому судьба брата, у которого было больше таланта, но меньше сил к сопротивлению, умению защитить свой дар, личность, свое “я”.
– Поэтому важна в романе сюжетная линия, связанная с младшим братом Петровича – гениальным художником Венедиктом, некогда раздавленным КГБ и почти униженным в психушке. Десятилетиями Петрович навещает брата в больнице, где Веню превратили в робкого ребенка, едва ли не в животного. И когда старший брат, прошедший свое жуткое “скромненькое типовое чистилище”, выпрашивает Веню на денек к себе домой (глава “Один день Венедикта Петровича”) и всеми силами пытается вернуть брата к жизни, ему это удается. Нет, конечно, Веня возвращается в психушку прежним – раздавленным, жалким, беспомощным, но немногое удается.
Авторская позиция и способы ее выражения (слайд 7. Художественное своеобразие романа В.С Маканина.ppt)
“Оглянулся. Венедикт Петрович оглянулся, чтобы увидеть меня с расстояния. (Понимал, что я тоже вижу его.) Оттолкнул их. И тихо санитарам, им обоим как бы напоследок: “Не толкайтесь, я сам!” И даже распрямился, гордый, на один этот миг — российский гений, забит, унижен, затолкан, в говне, а вот ведь не толкайте, дойду, я сам!”
– Недаром же курсив – “я сам” – в финальной фразе романа принадлежит равно Петровичу и автору. Значит, можно сделать вывод о том, что автор вместе с героем в романе открыто высказывает свою позицию, т.е. несмотря на то, что повествует герой, автор в романе постоянно заявляет о себе: его голос вплетается в полифоническое звучание текста небольшими, как бы брошенными вскользь замечаниями, авторскими ремарками в скобках. Нередко слова автора отграничены от речи Петровича курсивом, что не мешает говорить о его близости герою. Мы проанализировали субъектные формы выражения авторской позиции в произведении.
Сюжетно-композиционная структура романа (слайд 8)
– Обратите внимание на оглавление романа Маканина (показываю оглавление).
Часть первая
Он и она
Лишь иногда
Коридоры
Новь. Первый призыв
Квадрат Малевича
Часть вторая
Случай на втором курсе
Братья встречаются
Маленький человек Тетелин
Иду, руки в карманы…
Кавказский след
Часть третья
Андеграунд
Дулычов и другие
Я встретил вас
Изгнание
Собачье скерцо
Часть четвертая
Зима и флейта
Иван
Вечером…
Палата номер раз
Триптих: расставание
Другой
Часть пятая
Черный ворон
Под знаком Марса (Герой нашего времени)
Писатель и его награда
Двойник
Один день Венедикта Петровича
– Какие ассоциации у вас вызывают названия глав романа?
(Автор в романе “Андеграунд...” развивает диалог с классической традицией. Диалог развивается с литературной традицией как
XIX, так и XX в.: Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, А. М. Горький, В. В. Маяковский, А. И. Солженицын. В. С. Маканина привлекает и традиция авангардной живописи: К. Малевич и В. Кандинский).– Обратите внимание, в романе пять частей, каждая из которых является законченной повестью. В. С. Маканин, очевидно, ориентируется на лермонтовскую традицию, которую Б.М. Эйхенбаум в свое время определил, как “цикл повестей, объединенных фигурой главного героя”, поскольку в своем романе расположил части в особой последовательности, что мотивируется постепенным ознакомлением с жизнью и личностью героя.
– Петрович использует литературные цитаты как “готовые элементы словаря”, издавна и прочно вошедшие в сознание, независимо от “тысячелетья” на дворе. Цитирование классической литературы – это не художественная особенность романа, а форма мышления главного героя. “Зачем удваивать реальность”, как сказал Аристотель (обратите внимание на эпиграф) и прочно усвоил герой. Он просто не живет вне текстов русской литературы – это его духовная родина.
– Но Петрович живет и “реалиями” 90-х годов — “конец цензуры”, “расцвет коммерции”, “разгул преступности”, “демократы первой волны”, что в сумме представляют довольно “рельефный портрет” десятилетия. “Общага” и “психушка” в произведении при всей ее натуралистической достоверности – “образ мира”, коридоры “общаги”, “психушки” представлены как “пространственно-временные туннели”, которые преодолевает герой в поисках истины. (Хронотоп).
Вывод: Таким образом, чтобы понять прозу В.С. Маканина, научиться читать его книги, всегда нужно иметь ввиду вышеуказанные особенности его произведений. Перед вами откроется вся философская глубина его произведений через диалог с русской классической прозой.
Домашнее задание: Используя таблицу, расскажите об особенностях художественной прозы постреализма.
PS
. Учитывая сложность и необычность темы, домашнее задание должно быть рассчитано на повторение и закрепление полученных знаний.