Цель: ознакомить учащихся со сведениями о жизни и творчестве И.С.Тургенева, историей появления сборника “Записки охотника”, с содержанием рассказа “Бирюк”; формировать умения определять тему, идею, конфликт рассказа, видеть авторскую позицию автора, объяснять роль пейзажа как важнейшего средства характеристики персонажей;развивать связную речь, логическое и абстрактное мышление; прививать интерес и любовь к литературе.
Оборудование: учебник; Портреты И.С.Тургенева и его членов семьи; электронная презентация с фотография Спасского-Лутовинова; фрагменты фильма о И.С.Тургеневе; иллюстрации художников А.Лебедева и Е.Бема к рассказу “Бирюк” ; ТСО.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирования навыков и умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап.
1. Нестандартное начало:
У ч и т е л ь “Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению...” (Ж.Ж.Руссо)
- Нужно ли ставить цели?
- Когда обычно ставят цели?
- Связана ли цель с результатом?
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
У ч и т е л ь. Какие произведения Ивана Сергеевича Тургенева вы читали? Что запомнилось больше всего и почему? О чем эти произведения? Конечно, вы помните знаменитый рассказ “Муму” и знаете, что главная его идея - осуждение крепостного права, попирающего достоинство человека и ломающего его жизнь. Сегодня мы начинаем знакомство с рассказом И.С.Тургенева “Бирюк”, входящим в сборник “Записки охотника”. Этот сборник рассказов современники восприняли как антикрепостническую книгу. Но нам, сегодняшним читателям, рассказы Тургенева говорят не столько об ужасах крепостного права, сколько о жизни и характере людей, живших в то время, об их горестях и радостях, об их нравственных качествах, которые являются вечными для всех времен.
III. Работа над темой урока.
1. Слово учителя об И.С.Тургеневе.
(используется электронная презентация и фотографии Спасского-Лутовина, портреты писателя, его родителей и т.п.)
2. Знакомство с содержанием рассказа “Бирюк” с использованием приема “Целенаправленное чтение”.
Стадия вызова
- Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в рассказе , если он называется “Бирюк”.
- Как вы понимаете смысл этого слова?
Стадия осмысления
а) Чтение первого отрывка (первый абзац). Беседа после остановки.
- В какое время суток происходит действие?
- Что испытывает барин повествователь?
- Кем может быть “фигура”, словно выросшая из земли возле дрожек.
б) Чтение второго отрывка (диалог рассказчика с лесником до слов: “Извольте сидеть”). Беседа после остановки.
- Каким вам представляется лесник по его репликам?
- Какой увидит избу лесника барин?
- Встретит ли там кто-нибудь барина и лесника?
в) Чтение третьего отрывка (от слов лесника: “Просвети барину...” до слов лесника: “Он слегка уперся руками в бока и остановился передо мною”). Беседа после остановки.
- Предположите, почему девочка в избе одна.
- Что в портрете лесника совпало с вашими представлениями по его репликам?
- Что может рассказать о себе лесник барину, если тот его спросит?
г) Чтение четвёртого отрывка (от слов: “Я поблагодарил его и спросил его имя” до слов “Со двора слышно”). Беседа после остановки.
- Действительно ли услышал лесник Бирюк звук порубки дерева?
- Найдёт ли он тех, кто срубил дерево, и как он с ними поступит?
д) Чтение пятого отрывка (от слов: “Мы вышли вместе” до слов: “Лесник не говорил ни слова; мужик тоже молчал и только головой потряхивал”). Беседа после остановки.
- Как поведет себя пойманный мужик?
- Отпустит ли лесник мужика, если его об этом попросит барин?
3. Стадия рефлексии.
Чтение шестого отрывка ( от слов:”Отпусти его...” до конца рассказа). Беседа после остановки.
Удивил ли вас поступок лесника? Чем удивил барина? Каковы ваши впечатления?
4. Аналитическая беседа по содержанию рассказа “Бирюк”.
- Какова роль пейзажной зарисовки в начале рассказа?
- Вчитайтесь в описание дождя в лесу. Какие зрительные образы у вас возникают?
- Что вы слышите, когда читаете описание грозы.
- Найдите слова, вызывающие у вас другие ассоциации.
- Почему описание избы лесника заставляет “заныть сердце” барина? Возникло ли у вас такое же чувство при чтении текста? Какими вы представляете героев рассказа?
- Какая сцена в рассказе является кульминационной? Какие неожиданные черты в образах мужика-порубщика и Бирюка она открывает? Именно в этих чертах отражена главная мысль рассказа. Как вы её поняли?
- Почему Бирюк так ревностно исполняет свои обязанности? Как относились мужики ближних деревень к Бирюку?
- Почему Бирюк отпустил провинившегося крестьянина? Считаете ли вы крестьянина виновным?
- Кто и когда называет героя Фомой, кто – Фомой Кузьмичом, кто -Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал “бирюком”?
- Почему рассказ называется “Бирюк”?
- Рассмотрите иллюстрации художников А.Лебедева и Е.Бема к рассказу “Бирюк”. Какая из них, на ваш взгляд, наиболее полно отражает содержание того или иного эпизода и характер главного героя? Какую иллюстрацию к рассказу нарисовали вы?
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Для всех: написать сочинение-миниатюру “Один день из жизни лесника Бирюка”
Групповое: подготовить выразительное чтение (по желанию - наизусть),анализ, иллюстрации и словесное рисование стихотворений И.С.Тургенева в прозе:
- 1-я группа: “Собака”;
- 2-я группа: “Два богача” или “Близнецы”;
- 3-я группа: “Русский язык”;
- 4-я группа: “Воробей”.